Анталья, часть 6. Minicity-2

Итак, мои дорогие маленькие любители путешествий, сегодня мы продолжаем серию публикаций о Minicity, первая часть находится здесь, а далее нас ждут еще много прекрасных миниатюр достопримечательностей Турции.
И первая из них в этом посте - фонтан султана Ахмеда III. Он считается одним из самых красивых, и расположен он в Стамбуле перед дворцом Топкапы, хотя изначально располагался у пристани на площади Ускюдар. Фонтан был построен в 1728 году на месте византийского фонтана Перайтон султаном-реформистом Ахмедом III, чтобы путешественники могли утолить жажду после морского плавания. В религиозные праздники и дни Рамадана жителям здесь бесплатно раздавался шербет. Сегодня такой щедрости, конечно, уже нет, однако здание радует глаз классическими пропорциями османского барокко и медальонами с религиозными надписями.

Здесь мы снова возвращаемся на площадь Ат Мейданы, где стоят многочисленные (целых три) уцелевших с прежних времен колонны, и первая из них - Каменная колонна или Обелиск Константина. Они с Египетским обелиском стоят совсем рядышком, а неподалеку находится Змеиная колонна. Каменная колонна - это не монолит, а именно сложенное из тщательно подогнанных блоков известняка сооружение. Она стояла на пресловутом ипподроме уже в IV веке, и изначально была высотой 32 метра. В то время она была еще и обшита бронзовыми пластинами, изображающим многочисленные победы Александра Македонского, но при разграблении города крестоносцами в 1024 году все это было пущено на переплавку, и уцелела она чудом, поскольку юные янычары уважения к памятнику истории также не питали, взбираясь на его верхушку, чтобы продемонстрировать свою ловкость и храбрость. Сегодня колонна потеряла 9 метров "роста", но все равно выглядит достаточно внушительно.
А вот эта маленькая штука - Змеиная колонна. Она была доставлена из дельфийского святилища Апполлона в Греции в 326 году и является одним из древнейших памятников Стамбула. Прихватил ее с собой все тот же Константин, решив установить памятник в честь победы над персами при Саламине и Палатее. Изначально она была 8 метров высотой, а переплетенные меж собой змеи удерживали на головах чашу, дополнительно поддерживаемую треножником. На змеях были выгравированы имена тридцати одного греческого полиса, участвовавших в союзе. Тренога и чаша затерялись в древности, а колонна простояла нетронутой до XVIII века. Точнее, ровно до 1700 года, когда головы змей снесли. В общем она теперь не Змеиная, а Крученая.
Ну и последняя колонна с площади - Египетский обелиск или Дикилиташ. Еще одна древность. Фараон Тутмос III воздвиг его перед храмом, посвященным Амону-Ра в Луксоре. Теодосиус I перевез его в Стамбул, установив на ипподроме в 390 году, при том нижняя часть обелиска то ли была снята для облегчения транспортировки, то ли затерялась при переезде и трех с половиной тысячелетний памятник изрядно пострадал, хотя сохранились вырезанные с четырех сторон иероглифы, прославляющие военные победы фараона. Стоит памятник на бронзовых опорах, вмонтированных в мраморный постамент с барельефами, которые прославляют, собственно, уже самого Теодосиуса, или Феодосия. Процесс установки обелиска занял около месяца, о чем сообщают надписи на греческом и латыни, и часть обелиска даже ушла под землю, хотя сейчас он снова полностью доступен взорам публики благодаря раскопкам 1857 года. Крестоносцы его не тронули только по причине внушительных размеров,  но часть буков и барельефов стерлась навсегда.
Немецкий фонтан - еще одно заслуживающее внимания строение Ат Мейданы. Кайзер Вильгельм II отгрузил до кучи к вокзалу Абдул-Хамиду еще и фонтан, авторами которого являются Спитта, Шоэль и Карлитзик. Открыт он был в 1901 году, и взамен кайзер получил разрешение стратегически важного пути Стамбул-Багдад. Дешево купил, в общем. Все элементы фонтана изготовлялись в Германии и доставлялись в столицу Османской империи для сборки. Во время второго визита кайзера в Стамбул фонтан уже занял свое место на площади.
На этом замечательном моменте мы прервемся, и обратим свое внимание на конструкцию, которая, строго говоря, не имеет отношения к миниатюрам. Что там написано - я не очень понимаю, видимо, какая-то концептуальщина или экологичность в действии. Зачем она в парке - я тоже не знаю.
Ну а теперь - церковь Святого Антуана Падуанского. Естественно, католическая. Строительство ее началось в 1906 году, а было завершено в 1913 под руководством левантийцев Джулио Монджере и Эдуардо де Нари. Это крупнейшая католическая церковь Стамбула, и богослужения проводятся в ней и по сей день на нескольких языках.



Однако, это, конечно, не единственная иноверная церковь Стамбула - их очень много, преимущественно греческих. Следующий экспонат тоже был когда-то Церковью Христа Спасителя во Полях. Это одна из наиболее хорошо сохранивших свой первозданный вид византийских церквей, за что спасибо можно сказать Хадыму Али-Паше, который велел замазать великолепные фрески, заказанные Феодором Метохитом, штукатуркой и превратить церковь в мечеть Карие - этим и объясняется минарет. Название же церкви объясняется тем, что стояла она вне городских стен, а построена была в 1143 году, хотя есть и более ранние даты - 1077-81, финансирование постройки приписывают теще императора Алексея I Комнина. Вероятно, в музее решили вести отсчет существования с момента первых реставрационных работ - в первоначальную-то постройку вкрался брак, и через полвека часть сводов церкви обрушилась, и младший сын Алексея вложил деньги в восстановление церкви. Она снова была перестроена уже при власти Палеологов в 1315-21 годах, и Феодор вбухал туда все свое состояние, приняв постриг и проведя последние годы своей жизни простым монахом, а был он логофетом (придворным советником) Андроника II Палеолога, а при следующем Андронике попал в опалу и был выслан куда подальше. Вот вернувшись из ссылки он и стал покровительствовать церкви и был похоронен в ее стенах.
Уже в наши дни, в 1958 году над реставрацией и восстановлением фресок потрудились специалисты Византийского института, и церковь была открыта в качестве музея.
Это - церковь Пантократора, как оно обозначено на прилегающей табличке. На деле же - это мечеть муллы Зейрек, в здании и поныне действует молельня, а само оно внесено в список памятников, нуждающихся в срочном восстановлении всемогущим ЮНЕСКО. Изначально церковь представляла собой три храма - северная, посвященная Господу Вседержателю, была построена между 1118 и 1143 годами, южная, посвященная Богоматери Элеуссе (Милостивой), построенная не позднее 1180 года были объединены в XII веке капеллой Архангела Михаила, и в том же веке к ним был пристроен монастырь, построенный на средства императора Иоанна II Комнина и его жены Ирины под руководством архитектора Никифороса. Монастырь получился аж на 700 монахов и, кроме того, содержал больницу, психиатрическую лечебницу, благотворительное заведение для неимущих и бездомных. Столетиями комплекс служил византийским императорам, однако участники IV крестового похода и тут приложили свою руку, и от монастыря и церкви мало что осталось. После прихода осман церковь стала мечетью и медресе, и первым стал как раз Зейрек Мехмед Эфенди, именем которого назвали не только здание, но и весь квартал. Пожары и землетрясения завершили губительную работу, и от внутреннего убранства мало что осталось. Зато рядом открыли Зейрек Хане, обильно украшенный обломками византийских капителей, шпилей медресе и прочим строительным мусором. Говорят, оттуда незабываемый вид на город и Золотой Рог.
Из Стамбула перенесемся в Кайсери, к мавзолею Донер. Построен он был в 1276 году и имеет также название Кумбет Донер (вращающийся купол) - это из-за его округлой крыши. Это один из наиболее знаменитых сельджукских мавзолеев, построенный для дочери султана Алаеддина Кейкубада - Шах Джейхан Хатун. Дата постройки предположительная, поскольку на мавзолее имеется только имя девушки. У мавзолея 12 одинаковых фасадов, что должно создавать иллюзию вращения, а каждый фасад украшен растительным орнаментом и изображениями двух сфинксов и двуглавого орла. Считается, что мавзолеи копируют традицию тюркских народов хоронить умерших в юрте.
 А этот милый квартал - городок Сафранболу, самый развитый район провинции Карабюк. Мировую известность он получил как раз за хорошо сохранившиеся османские дома XIX века, которые и изображены на макете.




Часовая башня в Измите - одна из многих, построенных в Османской империи в честь двадцапятилетия восхождения на трон султана Абдул-Хамида II. Она была спроектирована Ведатом Теком по приказу Мцсы Казим Бея, и построена в 1902 году перед павильоном Хюнкар. Это типичный образец нео-классической архитектуры с медальонаи султана, фонтанами и конусообразной крышей.
Йешиль Тюрбе (Зеленая усыпальница) или Мавзолей султана Мехмеда I находится в Бурсе. Построен он был архитектором Хаджи Ивазом пашой в 1421 году, уже после смерти правителя. Его прах из Эдирны был перевезен в Бурсу и захоронен рядом с мечетью Йешиль, на холме среди кипарисов. Султан проявил хороший вкус, выбрав самолично место своего последнего упокоения, однако плохую геологическую смекалку - в 1855 году часть оригинальных изразцов разрушилась при землетрясении, потому была заменена архитектором Парвилле изразцами из Кютахьи. Поэтому здание, скорее, сине-зеленоватое.
И еще одна достопримечательность Бурсы - мечеть Улу. Она была построена в 1396 году на средства султана Баязида I Йылыдырыма по проекту Али Неджара. Султан к этому году как раз установил протекторат над Византией и, вроде как, согласно легенде дал обет построить 20 мечетей, но победив, решил, что хватит аллаху и одной, зато в 20 куполами. Парвилле восстанавливал и это здание после разрушительного землетрясения, поэтому и сегодня гости и жители города любуются помесью османского стиля и барокко, фонтаном и каллиграфическими надписями внутри мечети.

Ну а далее - ряд достопримечательностей столицы Турции - Анкары. Мавзолей Ататюрка или Аныткабир, был построен на втором по высоте холме Анкары Расаттепе, а предшествовали постройке археологические раскопки, поскольку на холме сохранились фригийские захоронения. Длилось строительство комплекса, занимающего 750 тысяч квадратных метров, девять лет с 1944 по 1953 годы, а авторами проекта были Эмин Онат и Орхан Арду. Здесь и покоится знаменитый первый президент Турецкой Республики, в Мавзолее под плитой красного гранита весом в сорок тонн.
Этнографический музей также расположен в Анкаре. Примечателен он тем, что это первый музей республики, открылся он в 1926 году по личному указанию Ататюрка. Перед входом, естественно, его статуя, а во внутреннем дворе - символическая могила президента, где он покоился до перезахоронения в Аныткабире. Ариф Хикмет Койюноглу является архитектором этого сооружения.

Агрикультурный банк, или ныне - музей банка Зираат также находится в Анкаре. Это великолепное здание было построено к 1929 году итальянским архитектором Джулио Монгери. Банк был преобразован в музей в 1981 году в 118 годовщине одной из крупнейших финансовых организаций Турции, и внутри хранятся устройства и приспособления, использовавшиеся банком на протяжении многих лет - весы, сейфы, печати, счет №1 от везира  Михдата-Паши и прочие чернильницы с телефонами.
Памятник Ататюрку находится в Анкаре, на площади Улус. Его конная статуя окружена солдатами и обращена лицом к Великому Национальному Собранию, в доме которого ныне музей Республики. Установлен был памятник в 1927 году.

Там же, неподалеку, находится Анкара Палас - бывший парламентский клуб, построенный в 1927 году. Сегодня это особняк для государственных гостей, а во времена правления Ататюрка здесь проходили балы, аукционы и концерты. Говорят, отец турков охотно их посещал. Затем здание превратили в гостиницу, а построил его, кстати, запечатленный на двадцати лирах Кемаледдин-бей.

Храм Августа и Рима возвел в 10 году нашей эры галатский царь Пиламен на руинах построенного во II веке до нашей эры храма, посвященного фригийскому богу Луны Мену и богине-матери плодородия Кибеле. В V веке храм стал византийской церковью а потом, как положено, мечетью Хаджи Байрам. Так и стоит по сей день гибрид того и другого, ценный копией завещания Августа, сделанной на латыни и греческом во времена правления Тиберия.
Парламент Турции или музей войны за независимость - это как раз то, что стоит напротив памятника Ататюрку на площади Улус. Здание спроектировал в 1915 году Салим-бей для клуба  партии "Иттихат ве тераки" (союза и прогресса), которая была оппозиционной. При установлении республики партия сыграла огромную роль, и, естественно, здесь и разместился парламент. Потом в здании была штаб-квартира народно-республиканской партии, затем юридические курсы, а в 1961 году особняк превратили в музей Парламента. К столетию Ататюрка здание отреставрировали и переименовали в Музей войны за независимость, где хранятся исторические документы и фотографии, рассказывающие о событиях, приведших страну к республиканской форме существования.
На этом я сегодня закончу, вас ждет не менее увлекательная третья часть путешествия по Турции в миниатюре, поэтому следите за обновлениями!

Комментарии

Популярные сообщения