Russia Trip 2007. Day 1, pt.1. Красная площадь

Вам покажется удивительным этот первый кадр, но меня вот что удивило после небоскребов кругом на горизонте - голуби в метро. Прямо летают, да. Из перехода мы выходим на Варварку - древнейшую улицу за пределами Кремля. 


И тут, надо сказать, много будет фото архитектуры, потому как это была моя первая сознательная поездка в город с богатой историей и невероятно красивыми домами. Дом № 9 по Варварке - контора товарищества Тверской мануфактуры семьи Морозовых. Построен дом в 1896-1898 по проекту архитектора Иванова. Здание построено в формах классицизированной эклектики. Два верхних этажа надстроены в советское время - и такая история в Москве не редкость. 

№ 10 - Старый Государев двор, палаты Романовых (XVI-XVII века, реставрированы в 1850-х годах Рихтером).

№ 3 по Варварке - Гостиный двор, построен в 1789—1805, годах, а сто лет спустя расширен. С 1995 года он стал торгово-гостинично-развлекательным центром.
Чуть дальше по этой улице - № 8, Старый Государев двор и Знаменский монастырь, основанный в 1631 году. А на фото - колокольня монастыря. Местность на улице Варварке, где находится монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери «Знамение». По воцарении Михаила Фёдоровича палаты на Варварке стали называть Старым Государевым двором.
Существует две версии основания монастыря. Согласно одной из них, монастырь был основан в 1631 году в память кончины инокини Марфы, матери царя Михаила Фёдоровича. По другой, монастырь основали в 1629 году в честь рождения наследника престола. В монастырь была принесена родовая икона Романовых — икона Знамения Пресвятой Богородиц. В 1923 монастырь закрыли.
№ 4 - Церковь Максима Блаженного 1698-1699 года постройки. Храм носит имя известного в начале XVI века московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 году блаженного Максима канонизировали. В конце XVII века после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её придел был освящён в честь Святого Блаженного Максима.


№ 1 - Средние торговые ряды, 1889-1893. До недавнего времени здание занимали военные организации. А как раз в тот год, что мы там были, здание было огорожено для реконструкции - и я впервые увидела вот такие распечатанные фасады. Сейчас-то это дело обычное.
А вот ограда у Кремля - и тоже в виде зубцов, поглядите!
И вот, наконец, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву - он же храм Василия Блаженного. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год.
Собор объединяет 11 церквей (приделов), часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви в честь: Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трёх Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, а также придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название, и церковь Иоанна Блаженного, вновь открытая после длительного запустения в ноябре 2018 года.
В названии собора упомянут ров, проходивший вдоль Кремлёвской стены и служивший оборонительным укреплением (Алевизов ров), его глубина была около 13 метров, а ширина - около 36 метров.
Собор входит в российский список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является филиалом Государственного исторического музея.

Существует несколько версий строительства собора. По одной из них, возникшей в 1950-е годы, архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. 
Согласно второй, широко известной версии, Барма и Постник - два разных архитектора. Обе эти версии ставятся под сомнение.
По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Отсюда и неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока не нашла чёткого документального подтверждения.
Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, а в другой версии — неизвестный зодчий, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.
Моя любимая история про этот собор такая: в 1930-е произошёл инцидент Иосифа Сталина с Лазарем Кагановичем, когда тот представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»
А за нами - Красная площадь, чей архитектурный ансамбль - наследие ЮНЕСКО. А это вид на Васильевский спуск. 
Спасская башня - проездная башня Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. Построена в 1491 году архитектором Пьетро Солари. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей надстроил башню многоярусным верхом в готическом стиле. В 1937 году на сооружение поместили навершие в виде рубиновой звезды. В верхней части башни установлены знаменитые часы-куранты. Во время Московской битвы осенью 1941 - весной 1942 очень часто зенитные орудия РККА во время артобстрелов стреляли по вражеским самолётам в сторону шпилей Кремлёвских башен. Для этой цели шпили чехлили, чтобы звёзды не пострадали. Маскировка была снята только во время проведения парада 7 ноября 1941 года. В преддверии восемнадцатого Дня Октябрьской революции навершие Спасской башни решили заменить на пятиконечную звезду с серпом и молотом. Её выполнили по эскизам художника Фёдора Федоровского и украсили уральскими самоцветами.

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурный монумент, посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Это первый крупный скульптурный памятник в Москве, созданный по проекту архитектора Ивана Мартоса в 1817 году. Интересно, что создали его в Питере и затем отправили водными путем в Москву. Его везли по Неве и Онежскому озеру, затем через Мариинскую систему, по Шексне до Рыбинска, оттуда Волгой в Нижний Новгород, где 2 июня памятник встретили огромные толпы. Далее путь шёл вверх по Оке до Коломны и завершился 2 сентября 1817 года на Москве-реке у стен Кремля.
А вот и ГУМ - самый дорогой и пафосный ТЦ Москвы. На месте обветшавших лавок XVIII века при Екатерине II началось проектирование грандиозного торгового центра в стиле классицизма. Проект разработал сам Кваренги, но строительство велось городскими архитекторами наспех и до конца доведено не было. После пожара 1812 года торговые ряды перестроил другой мастер классицизма, Осип Бове. Дальше дело ясное, он существовал до самой революции, а затем стал ГУМом. После развала СССР название сохранили, а в 2012 году даже открыли историческую общественную уборную с воссозданным по архивам дореволюционных чертежей оформлением интерьеров.
И наконец, мавзолей. Туда стоять мы не стали. 
Я даже не знаю, какое из зданий на этой площади лучше. Все они своеобразно великолепны. Государственный исторический музей основан в 1872 году, построен в 1875-1883 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова.
А чуть правее - яркий, словно тульский пряник с глаузрью собор Казанской иконы Божией Матери. Он был основан в 1625 году. У собора крайне неудачная история реставрации. В 1925 году на средства обновленческого прихода началась реставрация собора под руководством Петра Барановского, в ходе которой зданию планировалось вернуть первоначальный облик. Работы велись без лесов и были начаты с крыши. Барановский вскрыл под слоями штукатурки остатки древнего декора и выяснил, что памятник XVII столетия фактически полностью сохранился под поздними наслоениями. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что вызвано недостатком документального материала: например, снесённая в 1802-м шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному. К 1929 году были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен. Реставрация ещё не коснулась навершия и колокольни, когда Моссоветом было принято решение о сносе храма. Это произошло в 1936 во время сталинской реконструкции района Манежной площади. Восстановлен в 1990-1993 годах по проекту архитекторов Олега Журина и Геннадия Мокеева.
И снова поворачиваемся к историческому музею - какой невероятно украшенный фасад! В оформлении его использованы 15 видов кокошников и 10 разных ширинок, шатры, арки, гирьки, аркатурные пояса, киотцы и тянутые карнизы. Гирьки - это как раз то, что над окном белое. 
А вот какие опричники стоят у входа. 
Правее музея - Воскресенский проезд, который получил название в XVIII веке по Воскресенским воротам - проезжей башне Китайгородской стены, сооруженной в 1535 году. Воскресенские ворота были разобраны в 1931 году по причине того, что мешали проезду техники на Красную площадь во время военных парадов и массовому проходу пеших колонн во время демонстраций. В 1994-1995 годах Воскресенские ворота и Иверская часовня были воссозданы. Названия у ворот менялись - они были и Троицкими, и Неглиненскими, и Львиными, и Историческими. А знаете, почему они стали львиными однажды? Все просто: в 1556 году английский король прислал Ивану Грозному в подарок львиное семейство. Клетку с ними поместили для обозрения во рву близ ворот. 

На выходе из ворот находится Иверская часовня - часовня со списком Иверской иконы Божией Матери. Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезён с Афона в Москву 13 октября 1648 года и временно помещён в греческом Никольском монастыре. Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь (последнее упоминание о нахождении точного списка относится к 1913 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря), а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно русские цари въезжали на Красную площадь. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины. После разорения 1812 года она восстановлена как памятник победы над Наполеоном, художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом. Голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня вмещала не более пятидесяти человек. Перед Рождеством 1923 года на площади перед Иверской часовней силами комсомольской атеистической пропаганды была проведена акция, пародирующая церковные службы и традиции, закончившаяся большим костром перед часовней, в котором сожгли святыни. В 1928 году по инициативе Емельяна Ярославского, руководителя атеистической пропаганды, было принято решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. Часовню закрыли и снесли за одну ночь - с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго была поставлена фигура рабочего, а уже в 1931 году были снесены Воскресенские ворота. И позже ее воссоздали аж в 1994-1995 годах. 
Здесь же еще одно знаковое, в прямом смысле слова, место - бронзовый знак нулевого километра. Установлен он в 1996 году по проекту архитектора Воскресенского. Знак был изготовлен в середине 1980-х годов, а место установки выбиралось из предложенных 14 разных точек в Москве. Первоначально задумывалось расположить знак на Красной площади на середине линии, соединяющей Мавзолей Ленина и ГУМ, но победило это место. 
На центр становятся люди и загадывают желания и сюда же бросают монеты. А ловкие старушки их тут же подбирают. Не знаю сакрального смысла. 
А вот за нами стоит памятник маршалу Жукову. Он установлен 8 мая 1995 года, это работа  Вячеслава Клыкова совместно с архитектором Юрием Григорьевым в духе соцреализма. Четырёхметровая бронзовая скульптура установлена на двухметровом гранитном постаменте. Общая масса композиции составляет 100 тонн. Полководец изображён верхом на своём жеребце Кумире, топчущем копытами штандарты нацистской Германии. Скульптор представил маршала привставшим на стременах во время торжественного парада Победы 24 июня 1945 года.

Еще один взгляд на музей... 
...на еще одно необычное по тем временам для нас оформление стройки...
... и выходим на Манежную площадь.
Площадь получила своё название в 1931 году по выходящему на неё фасаду Манежа. Именно здесь 4 февраля 1990 года состоялся митинг с требованием отменить шестую статью Конституции СССР, собравший до 300 000 человек. 
Здесь еще один великолепный ансамбль, на этот раз фонтанный. Самый крутой - фонтан «Часы мира», который еще и часть стеклянного купола подземного торгового комплекса «Охотный ряд». На самом куполе изображена карта северного полушария. Он поделён на 24 отрезка с лампами, каждая из которых соответствует пяти минутам, что позволяет определить время в любом часовом поясе.
А вот правее здание госдумы. Чтобы расчистить место для постройки, несмотря на возражения искусствоведов, были снесены отреставрированные церковь Параскевы Пятницы и палаты Голицына XVII века. Без объявления конкурса проектирование здания СТО поручили архитектору Аркадию Лангману. Стилистически оформление здания сочетает как элементы конструктивизма, так и монументальность, свойственную советской архитектуре. Впечатляющее симметричное здание с высоченным портиком.
А вот Московский Манеж. Здание было построено в 1817 году по проекту Августина Бетанкура в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 года. Первоначально Манеж назывался Экзерциргауз и предназначался для строевой подготовки войск. С 1831 года в здании стали проводиться выставки и народные гуляния, ещё позднее - концерты и балы. После революции большевики устроили в его помещениях казарму, затем - гараж правительственных автомобилей. В 1957 году учреждению был присвоен статус Центрального выставочного зала, в нём регулярно стали проводиться выставки и другие публичные мероприятия. Именно здесь в 60-е в нем прошла известная авангардистская выставка «30 лет МОСХ» студии «Новая реальность», которую 1 декабря 1962 года посетил и раскритиковал Никита Хрущёв.
А вот и я образца 2007.
А вот и снова каскад, который включает в себя 12 фонтанов, оснащенных скульптурами авторства Зураба Церетели. Комплекс был построен в 1997 году и по мнению СМИ - это самый посещаемый фонтан столицы. Главный фонтан комплекса - «Гейзер». Каждый год 30 апреля ровно в 17:00 около него проходит театрализованное представление. Площадка является одним из мест, откуда мэр Москвы объявляет о начале фонтанного сезона. В бассейне установлена скульптура «Времена года» - четвёрка вздыбленных лошадей из бронзы, которые символизируют лето, осень, зиму и весну. Зачастую «Гейзер» называют по скульптуре фонтаном «Времена года» или просто «Кони». 
Если вы думали, что это все, то это не все. В состав комплекса входит искусственная река «Неглинка» из двух частей. Её русло начинается с фонтана «Улитка». Траектория движения воды напоминает спираль, по которой она спускается в общий бассейн. Рядом расположена скульптура «Лиса и журавль». Вдоль реки размещены и другие скульптуры: «Царевна-лягушка с Иваном-царевичем», «Царевна лебедь», «Старик с Золотой рыбкой», «Жар-птица» и «Алёнушка». 




А рядом растет вот такая симпатичная капустка. 





И, конечно, как обойти вниманием могилу Неизвестного Солдата! Сооруженный в 1967 году по проекту архитекторов Бурдина, Климова, Рабаева и скульптора Томского, он напоминает о потерях нашей страны - такова была первоначальная идея в рамках кампании по увековечиванию памяти павших в Великой Отечественной войне. С 1997 года у Могилы Неизвестного Солдата располагается Пост № 1.  

Алескандровский сад возник в XVIII на месте Неглинки, которую увели под землю по велению Александра I. Разбиты сады были по проекту Осипа Бове в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Этот сад имел мемориальное значение - он создавался в честь победы в Отечественной войне. В 1820 году по проекту Осипа Бове в центре Верхнего сада у Средней Арсенальной башни Кремля возвели грот «Руины», который также называют «Итальянский грот». Это полукруглая арка из чёрного гранита и красного кирпича, внутри которой установлены ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами. Грот построен из разрушенных французской армией московских домов и каменных ядер. Лестница в южной части грота ведёт к скульптурам двух львов. В XIX - начале XX века в Гроте по выходным играл полковой оркестр и устраивали аттракционы.
Опять самая моя любимая история про этот грот. Однажды гроту понадобился срочный ремонт из-за разрушений и вандализма. Колонны и фигуры львов были разрисованы и расписаны. В работах участвовали археологи музея-заповедника «Московский Кремль», которые были особенно заинтересованы в исследованиях засыпки несущих конструкций арки и участка между ней и кремлёвской стеной. Так вот, анализ земли, использованной в петровские времена для насыпки больварка, дал неожиданные результаты и содержал вещевой материал городской культуры XIV-XVIII веков. В числе прочего археологами были обнаружены человеческие останки XV века (возможно, часть земли брали на старом кладбище), черепица, посуды, осколки горшка XVII века с заметным присутствием ванадия. Археологи связали повышенное содержание этого металла с варкой мухоморов, видимо, в качестве галлюциногенного средства.
То есть, понимаете, да? В XVII веке кто-то в этой местности варил мухоморы, потом эту землю использовали для отсыпки грота в честь Отечественной войны, а теперь вот. Ее исследуют ученые. Это ли не прекрасно? 
Так вот, как я уже сказала, до XVIII века на месте Александровского сада протекала река Неглинная, через которую было переброшено четыре моста: Кузнецкий, Петровский, Воскресенский и Троицкий. На берегах реки исторически устраивали народные гуляния, её вода была чистой и славилась рыбным промыслом. Со временем река стала загрязняться, побережье обваливались и зарастали. В конце XVIII века Неглинная была пущена по каналу. И царь поручил руководить работами по заключению реки в трубу длиной три километра строителю Егору Челиеву. На освободившемся месте разбили сады. С прекрасными моноцветными клумбами.
И снова великолепный Кремль! 
Ну а мы пойдем дальше. Куда - секрет пока) но вы оставайтесь на связи и, конечно, первыми все узнаете!

Комментарии

Популярные сообщения