Russia Trip 2007. Days 7-8, pt. 3. Санкт-Петербург, прогулки по Васильевскому острову

После прогулки на катере мы, слегка продрогшие, отправились дальше, по Невскому, догулять по красивейшему Питеру с честью. Эти кариатиды - на доходном доме Мальцевых, он же известен как доходный дом графа Шувалова. Построен он в 1 половине XIX века неустановленным автором, а вот перестраивал его к 1875 году Сюзор. Он задумал целую линию домов по Пушкинской с эркерами, которые позволяют сделать жилье более дорогим и светлым. 
Дом №100 на Невском - Дом Лопатина или товарищества "Григорий Бенингсон". Он возведен в 1866-1867 годах по проекту Макарова. 
Доходный дом Яковлевых построен по проекту Пеля, а перестраивал его тот же Макаров. Здесь находилось популярное кафе "Бристоль", а потом - "Ленинград". 
А это Теламон на особняке Белосельских-Белозерских.
Красивейший особняк, весь в атлантах. 
Еще один доходный дом -Допатина, он же "Литературный дом". Дом стал литературным центром благодаря тому, что в нем долгие годы жили такие  редакторы, как Панаев (журнал "Современник"), Краевский ("Отечественные записки").
Какое-то время в доме жили Гончаров, Григорович, Писарев, Тютчев. В 1842-1846 годах здесь жил и работал Белинский. В этот период он написал свои основные литературно-критические труды.
В 1850-1851 годах в доме жил Тургенев, работавший над пьесами и «Записками охотника». В конце 1905 года в Литературном доме работало издательство «Новая жизнь». Во время войны центральную часть, где сейчас колонны, разрушили, но после - восстановили.
И, наконец, прекрасный Аничков мост, это была прямо одна из целей путешествия. Прекрасные скульптуры Клодта установлены на расширенном мосту по проекту Буттаца. 
С конями там вышла интересная история. Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 году.  К этому времени на  массивных гранитных постаментах уже красовались две бронзовые скульптурные группы. На другой стороне моста стояли их точные гипсовые копии, выкрашенные под бронзу. Для замены этих копий Клодт повторил отливку групп в металле. Но Николай I подарил их прусскому королю Фридриху - Вильгельму  IV. Статуи, не побывав на мосту, погруженные в Кронштадте на корабль, отбыли в Германию  в порт Штеттин, потом в Берлин, и были установлены по обеим сторонам главных ворот королевского дворца. В их установке участвовал и сам автор.
Клодт снова принялся за трудоемкую работу, и в октябре 1844 года в третий раз благополучно, с большим мастерством закончил отливку двух бронзовых групп, которые установили на постаменты вместо обветшавших гипсовых. Но и новая пара недолго простояла на мосту. "Кони" были подарены неаполитанскому королю Фердинанду Второму. Весной 1846 года из  Кронштадского порта они морем отправились в далекую солнечную  Италию, в Неаполь, и были установлены  на пилонах ворот при входе в парк королевского дворца.
На Аничковом мосту появились  алебастровые бронзированные статуи. Клодту в четвертый раз предстояло отлить в металле своих "коней". Но теперь он уже не стал копировать, а решил создать новые по композиции группы, объединив их с двумя первыми общим сюжетом  и подчинив все произведениие единой идее.

Снова возвращаемся к великолепному дворцу Строгановых, который стоит прямо у Аничкова моста. 



И опять доходный дом! Дом купца Шарова он же доходный дом Лихачева. Представляете, весь Невский был в этих доходных домах, сдаваемых за живую денюжку. Не мелочились купцы, строили  размахом, по пять-шесть этажей. Может быть, принцип коммуналок зародился именно тогда. Купец Петр Шаров в 1799–1806 годах построил трехэтажный каменный дом в стиле строгого классицизма с тремя ризалитами. В нем размещались первая в Петербурге кондитерская (на углу Караванной), французская красильня, итальянский магазин, «цигарочная» фабрика и, как и в нескольких соседних домах, «продажа китайских чаев». В 1877–1878 годах для потомственного почетного гражданина Лихачева по проекту архитектора Иванова дом был перестроен, увеличен на два этажа. 
Дом Жадимировского, он же доходный дом Меньшикова. Перестраивал его в 1882 году Пруссаков, добавив два этажа по обыкновению. После революции здесь разместили редакцию "Всемирной литературы", пришедшей на смену закрытой "Новой жизни" Горького.
А это вот здание для разнообразия - банк. Азовский коммерческий или Русско-Азиатский. В 1896-1898 годах специально для банка было возведено существующее здание архитектором Гиршовичем для крупного банкира Полякова, купившего стоявший тут прежде дом. В 1902 году Азовский коммерческий банк был закрыт. Здание перешло вновь созданному Северному банку.
В 1910 году Северный банк слился с Русско-китайским банком, образуя Русско-Азиатский банк, акционерный коммерческий банк. Этот новый банк разместился в этом же здании. Руководил новым банком Путилов. Банк финансировал Путиловский завод и другие оборонные предприятия. Банк потом удачно национализировали, наверное, потому как и в советское время он отсюда долго никуда не переезжал. 
Небольшой павильон Аничкового дворца Росси и скульптура, его украшающая. 
Велиолепный Елисеевский магазин - наверняка вы о нем читали в каких-то произведениях. Для дома торгового товарищества в 1900 года было перестроен существовавший пятиэтажный доходный дом. По заданию Елисеева архитектор Барановский в 1900 году перестроил корпус по Малой Садовой улице. В 1902-1903 годах он возвел угловое здание с театром и магазином. 7 сентября 1903 его даже торжественно освятили. 
Снова памятник Екатерине II. 
Императорская Публичная библиотека, позднее Российская Национальная Библиотека была построена к 1801 году Соколовым в стиле строгого классицизма.
Граффити на стене. 
Издательство "Российская национальная библиотека" и Книжный салон "Дом Крылова".  С 1900 года здесь находилась контора книготорговца Каспари. Его библиотеку народ зачитывал до дыр, а на складе регулярно заводилась надпись "Книг нет". Зависть-зависть для любого современного букиниста или торговца книгами.
Большой Гостиный двор - самое раннее здание в стиле классицизма в городе, построенное в 1761-1785 годах по проекту Валлен-Деламота. В конце XVIII века Гостиный двор вмещал 147 лавок, объединенных в линии по четырем сторонам здания. В 1790 году в книжной лавке купца Г.К. Зотова по Суконной линии были проданы первые 25 экземпляров книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». После революции частную торговлю вытеснили государственные учреждения, еще и станцию метро открыли в 1967 году. Это и сегодня крупнейший универмаг в Питере. 
Дворец Воронцова - тоже творение Растрелли. В 1810 году дворец был передан Пажескому корпусу, созданному Екатериной II для воспитания и обучения пажей. Второй этаж здания заняли спальни воспитанников.
В 1817 году император Александр I решил обустроить бывший дворец Воронцова для своего младшего брата великого князя Михаила Павловича. Проект реконструкции усадьбы доверяется Росси. Кроме реконструкции дворца, в проекте Росси сад за дворцом был укорочен, на его месте зодчий задумал две площади, соединённые между собой прямой улицей. Этот проект не был реализован.
Планировка и отделка дворца не подходила для нужд военного учебного заведения. Поэтому в 1827 году дворец перестроили - архитектор Штауберт. В 1918 году в здании Воронцовского дворца разместился штаб боевых левоэсеровских организаций.
В годы гражданской войны здесь находились курсы комсостава Красной армии. С 1955 года в здании Воронцовского дворца располагается Суворовское военное училище.
А этот сундук со свадебными платьями - контора Новицкого, перестроенная Шаубом в 1904 году в соответствии с пожеланиями владельца. 
Опять граффити. 
А это наш хостел на площади Просвещения - со странными кроватями. Как будто у обычных панцирных кроватей сняли второй этаж. 
В те годы уютная хипстерская атмосфера еще не добралась до интерьеров и эстетика Кинфолка была неизвестна, потому делали как могли, но видно, что с душой, на фоне всяческих убогих сетевых гостиниц было просто отлично. 
Душ за шторкой.
Другая сторона.
Общая зона - проходная кухня с микроволновкой.
Дальше коридор. 
Лаунж с подушечками расшитыми Питером. 
И самое шикарное - курилка, расписанная городом. Наверное, часть подъезда бывшая. 

И лобби. 

Училищный дом - Начальное народное училище, построенное к 1897 году архитектором Гешвендом. Первое в России здание для городских начальных училищ.
Здесь размещались 12 училищ с общей системой жизнеобеспечения. В первую мировую его переоборудовали в лазарет, а затем в школы. 
А это, как ни странно, новодел. В народе его называют "домиком Барби" и это один из самых симпатичных Маков. 
Вагончик старый превращен в экспонат. 
Василий Дмитриевич Корчмин - генерал-майор, сподвижник Петра I, инженер, мастер осадного дела, разведчик, изобретатель ракет и огнемета, создатель Российского Военного-морского флота.
Памятник этому выдающемуся военному гению не зря расположен на Васильевском острове. По легенде, когда Петербург еще строился, Петр I посылал указы в одно из западных укреплений, адресуя их «На остров, Василию». Так и повелось называть этот остров Васильевским. Народное название - памятник Ваське. 
Собственный дом архитектора Паульсена - Учительская семинария - Ларинская гимназия. Еще одно здание в стиле классицизма. 
Почему Ларинская? А это потому, что четвертая из государственных гимназий нового образца - Ларинская - торжественно открылась 15 августа 1836 года. Название гимназия получила по имени купца Ларина (1735-1778), завещавшего часть своего большого капитала на нужды народного образования. Вот это люди были. На нужды образования деньги завещали. После революции и в предвоенные годы гимназические классы занимали учебный комбинат и клуб завода им. Козицкого, 15 отделение милиции, техникум электрослаботочной промышленности. Затем радиомеханическое ОПТУ № 68 при производственном объединении имени Козицкого. Ныне это ПТУ № 68. 
Собор святого Андрея Первозванного с колокольней построен к 1764 году. Архитектор - Вист Александр Францевич. 6 августа 1766 его купола неожиданно рухнули, за что зодчего посадили под арест. Строительство продолжалось, вероятно, по проекту выпускника Академии художеств Иванова и в 1768 было завершено, но освящение собора сильно затянулось, хотя в нем, очевидно, стали служить. Собор с 1922 был кафедрой обновленческого митрополита Николая (Платонова), который в конце концов отрекся от сана. Еще до закрытия часть художественных произведений была передана в музей.
Закрытый храм после войны с 1973 арендовался Институтом и музеем этнографии им. Петра Великого. В 1990 году он был частично возвращен верующим, и 13 декабря 1991 в нем состоялся первый молебен. 
Обелиск в честь 300-летия ордена святого Андрея Первозванного.

А это, похожее на Гостиный двор - Андреевский рынок. В первой половине XVIII века на этом месте уже существовал рынок с деревянными лавками. Рынок просуществовал до 1763 года, когда он сгорел дотла. Напротив рынка была построена церковь Андрея Первозванного - рынок стал называться Андрревским. Своё историческое название - Андреевский - получил от Андреевской церкви, стоящей напротив него.
В 1789-1790-х годах было построено новое каменное двухэтажное здание рынка с галереями (автор проекта неизвестен). Простое по планировке здание рынка  - характерный для XVIII века образец торговых рядов.
В 1891-1892 годах рынок реконструировали. За основу проекта архитектором Сюзором был взят план, использовавшийся при возведении корпусов Сенного рынка. В годы, наверное, гражданской войны корпус с колоннадой разрушили, а в 1950-е восстановили. 
А этот дом красного кирпича - доходный дом и аптека Пеля, химическая лаборатория и фабрика. Владельцем аптеки был Пель, известный в ту пору фармацевт, Поставщик Двора Его Императорского величества, разработанные им препараты применяются до сих пор.
Аптека Пеля представляла собой целый комплекс, включавший производственную аптеку, исследовательскую лабораторию, фармацевтическую фабрику (проработавшую до 1927 г.), склады, научную библиотеку с гербарием.
Доходный дом в стиле модерн, авторства гражданского инженера Нимана и аритектора Леви, строился в 1907-1910 годов, в конце жизни Пеля, а окончен он был уже после его смерти. Здесь часто бывал Менделеев. После реставрации 1983 года в аптеке был создан музей истории отечественной фармации.   

Вид на улочку Васильевского. 
У кого-то дома собакен) 
А тут - ого! жил Рерих! 
И вот снова мы выходим на набережную, к Академии художеств. 
И прекрасным сфинксам! 
Вот и все на этом, мы отправляемся на вокзал, где поезд умчит нас в Москву!

Комментарии

Популярные сообщения