Russia Trip 2007. Day 8. Прогулки по Санкт-Петербургу, Васильевский остров

Сегодня мы вознамерились погулять по Васильевскому острову - вышли из ближайшего метро и  пошли к Кунсткамере, а она закрыта. Тогда мы и вознамерились, собственно. Эти сфинксы перед Академией художеств - одна из множества визитных карточек Питера. Это одно из немногочисленных сохранившихся творений Тона. Проект гранитной пристани он разработал в 1831 году. Сначала предполагалось сделать пристань выступающей по отношению к набережной, но работы в русле Невы были технически трудны. И после консультации с инженером-мостостроителем Базеном Тон врезал пристань в массив набережной. Согласно первоначальному проекту широкий лестничный спуск к Неве украшали скульптурные группы "Укротители коней" (по образцу групп на Елисейских полях в Париже) - два бронзовых коня со всадниками и два античных фонаря. В это же время в Петербург пришло известие о том, что за границей заключено соглашение о продаже России двух гранитных сфинксов, найденных при раскопках вблизи древнеегипетской столицы - города Фивы. Возникла мысль украсить этими изваяниями пристань, так что Тон изменил начальные пропорции и предусмотрел пьедесталы. 



А это уже линии острова - так называются здесь улицы. Здесь были каналы, но в городе, где все сковано льдом 6 месяцев из 12 идея Петра I повторить Амстердам была обречена на провал. В общем, при Екатерине II их засыпали, а названия остались.
А ниже - доходный дом Соловьева. В 1786 году здесь был построил каменный дом. В конце XVIII века он был двухэтажным, на высоком подвале. 
Для очередного владельца Девриена - коммерсанта и издателя, швейцарского гражданина, в 1881 архитектор Тацки произвел реконструкцию дома, возвел еще один этаж, полностью изменил фасад. Теперь высокий подвал с увеличенными окнами стал играть роль первого этажа, и здание стало четырехэтажным. Угол эффектно оформили круглым эркером с куполом и флюгером, в котором была прорезана дата постройки - "1881".
Совершенно необычный дом в ряду других. В 1870-х годах участок купил почётный гражданин купец Штраус. Для него в 1873-1874 годах архитектором Шретером был построен новый четырехэтажный дом, боковые и поперечный флигели, каменная двухэтажная служба.
В решении фасада использованы романско-готические мотивы. На каждом этаже здания находилось по две квартиры из десяти комнат (получились отличные коммуналки, наверное). При строительстве здания впервые в Петербурге был применён кирпич уменьшенного размера, специально изготовленный на заводе «Товарищества обработки строительных материалов»
Доходный дом Громова. На участке дома № 6/13 по Большому проспекту ВО в конце 1790-х - начале 1800-х гг. было построено каменное трёхэтажное здание.
В 1859 году по проекту архитектора Георгия (Егора) Ивановича Винтергальтера была проведена перестройка существовавшего здания, надстроен третий этаж со стороны 2-й линии, затем построен корпус со стороны улицы Репина, после чего все три здания были объединены общим фасадом. Жил здесь Чернышевский и Таня Савичева - автор блокадного дневника Ленинграда. 
Доходный дом купца Юнкера - один из первых на Васильевском острове. Угловую часть участка № 8/4 еще в середине XVIII века занимал каменный одноэтажный дом на полуподвале - дом капитана Фаминцына.
В 1840-1841 годах по заказу очередного владельца купца Юнкера - архитектор Егор Тимофеевич (Георг Рупрехт) Цолликофер надстроил здание вторым и третьим этажами, продлил его как по проспекту, так и по 3-й линии до границ с соседями. До нашего времени оно мало изменилось. Тут жила семья Тимирязева - известного ботаника, хорошо знакомого алматинцам. 
А это - дом купца Бекеля, он же Государственный Гидрологический институт, уродливо надстроенный в 1930-х годах до 5 этажей, будто вот прям сейчас реновацию проводили, так же топорно. В 1881-1883 годах архитектор Пуншель возвел для купца трехэтажный дом, выделявшийся изысканной и дорогой отделкой фасада, где использованы гранит, импортный облицовочный кирпич, керамика, кованые металлические украшения.
Хозяин рассматривал дом не только как собственное жилье, но и как респектабельное представительство для богатых коммерческих компаний. 
А вот особняк Рахманова - явно более бедного купца, чем прочие на этой линии, даже имени архитектора история не сохранила. 
В 1904-1906 годах на месте прежних строений архитектор Корзухин возвел пятиэтажный доходный дом № 14 в стиле модерн. Судя по звонкам на дверях внутри - теперь и здесь множество коммуналок. Дом невероятно красивый и атмосферный, конечно.
Каменная церковь Святой Великомученицы Екатерины 26 сентября 1811 года была заложена по проекту  Михайлова 2-го «в греческом вкусе» с восьмиколонным портиком. Храм увенчан большим куполом. Обработанным коринфскими пилястрами, на который установили покрытого свинцом ангела. Его вырезал из дерева охтянин Гусев. В руках ангел держал вызолоченный  медный крест.  В Петербурге родилось поверье, согласно которому  пока три ангела витают над городом, он защищен от любой беды. Речь идет  о золотом ангеле на шпиле Петропавловской крепости, бронзовом на Александровской колонне и свинцовом на церкви святой Екатерины. После революции церковь отдали обновленцам, а в марте 1936 года закрыли. Атеисты, вскарабкавшись на купол храма вырвали из его рук крест и отправили его на переплавку, ангела вымазали черной краской, придумав глумливую шутку, называя его «пионером» - без креста фигура на куполе напоминала пионера, поднявшего руку  в салюте.    Жители города даже стали называть его «черный ангел» или «ангел-пустые руки». Как видим, пророчество сбылось. Уже в наше время крест воодрузили снова и ангела спустили на землю для реставрации. 
Где-то по дороге стоит в витрине как у меня японская кукла, только гигантская. 
Евангелическо- лютеранская церковь св. Екатерины сейчас выглядит по-другому, а вот в 2007 году - так. С 1728 года на Васильевском острове, где жило много лютеран, образовалась лютеранская община. Вначале она занимала деревянный дом на углу 1-й линии и Большого пр. Позже на фундаменте этого дома возвели отдельный деревянный храм.
Проект следующего каменного здания составил в стиле раннего классицизма Фельтен; он же сделал эскизы внутреннего убранства. Заложенный в 1768 году храм был освящен в 1771 году во имя св. Екатерины, небесной покровительницы Императрицы.
А вот и Университетская набережная и Меншиковский дворец. Дворец постройки XVIII века, принадлежавший сподвижнику Петра I, Александру Даниловичу Меншикову, был первым каменным зданием такого размера в Петербурге. Дворец был центром политической и общественной жизни петровского Петербурга. Здесь проходили приемы послов и ассамблеи, празднества по случаю крупных событий. После смерти Меншикова конфискованный дворец был отдан Сухопутному шляхетскому (позднее - Первому кадетскому) корпусу и претерпел множество перестроек. Сейчас это часть Эрмитажа с коллекцией  русского искусства первой трети XVIII века - петровского времени.
Флигель и Манеж Первого кадетского корпуса стоит перпендикулярно набережной, а построен в 1756-1759 годах Борхардтом и Шумахером. Со стороны Невы он закрыт декоративным флигелем с храмом святого Воскресения - как раз он и изображен здесь.
Через реку.
А это - Здание Двенадцати коллегий -  Санкт-Петербургский государственный университет. Построил его в 1722-1736 годах архитектор Трезини. С тех пор здание много раз надстраивалось и перестраивалось. Построено  оно было для Сената, Синода и десяти министерств (коллегий). Выстроено из двенадцати однотипных корпусов, вплотную приставленных друг к другу и обращенных к Неве узким торцевым фасадом. В 1819 году здание передали университету и с тех пор с разными вариациями образовательные учреждения здесь и размещались. 
Памятник Ломоносову был открыт в 1986 году к 275-летию со дня рождения Ломоносова. Памятник расположен рядом с главным зданием Государственного университета, в котором Ломоносов прошел путь от студента до академика и ректора. Монумент выполнен из бронзы по проекту скульпторов Петрова и Свешникова. 
Тут рядом на следующем здании по Университетской (№5) табличка, свидетельствующая о наводнении 1924 года. 
И вот наконец Ростральные колонны - Стрелка Васильевского. Возведены они по проекту Тома де Томона одновременно с центральным зданием Биржи. Ростральные колонны (от лат. rostrum - нос корабля) - монументальные памятники, символизирующие морские победы, морское могущество страны. Традиция установки Ростральных колонн восходит к Древнему Риму. Появились они на на Стрелке Васильевского острова в 1810 году. Считается, что одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года, когда торговый порт был переведен на Гутуевский остров. 
Через реку - Адмиралтейство. 

Набережная. 

Зоологический музей, он же Южный пакгауз Биржи. Это здание входило в план застройки острова. В Южном пакгаузе было создано обширное помещение для экспозиции первой русской промышленной выставки. Выставка была открыта в 1829 году. В ней приняли участие 326 заводов, фабрик и ремесленных предприятий. После закрытия выставки Южный пакгауз был отдан в распоряжение Академии наук. В 1896 году он передан для размещения в нем Зоологического музея, коий с тех пор там и располагается. 
На парапете смешное) 
Вид на Эрмитаж.

И вот, наконец, Кунсткамера! Которая, спойлер, закрыта. Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого - "кабинет редкостей") было заложено в 1718 году по проекту архитектора Маттарнови. Оно предназначалось для библиотеки и коллекции "монстров и раритетов", собираемой Петром I. Место для постройки первого в России музея было выбрано очень удачно. Расположенное на набережной реки Невы, здание хорошо видно с больших расстояний. Потом три века путешественники и этнографы включая Миклухо-Маклая привозили сюда экспонаты. 
Статуи сторожевых львов находятся на  Дворцовой пристани Санкт-Петербурга. Скульптором был Прокофьев.
А тут мы уже перешли через мост и подходим к Адмиралтейству - а тут адмиралтейские якоря. 
Поворачиваем с Адмиралтейского проспекта на Невский - а идем мы на катер, потому что какой Питер без прогулки по каналам!
Вся экскурсия была пронизана духом Пушкина. Пушкин то, се, это. Все. Наше все. А кроме Пушкина, есть, например, Строгановский дворец, построенный по проекту Растрелли за полтора месяца. Строгановы вложили немало в отечественную науку и культуру, а после революции все это было нацоинализировано. Коллекции разворовали, распродали и лишь частично передали Эрмитажу - sic transit gloria mundi. 
Зеленый мост был построен на месте деревянного в 1808 году по проекту Гесте и был он так удачен, что утвердили его типовым для всей Мойки. 
А теперь мы видим тот же доходный дом Болина, только с реки - и вот его сейчас не узнать, он перекрашен.
А вот снова "Кемпински".
И снова доходный дом Ферзена, великолепный модерн. 
Вид на Мойку.
Здание архива Госсовета - Архив Военно-Морского Флота построено было к 1887 году по проекту Месмахера, а архив переехал сюда в 1926 году. 
Плывем мы по Зимней Канавке, а это - Новый Эрмитаж. 

Вот фрагменты Эрмитажа. 

И вот мы выплываем в Неву и делаем здесь изящный разоворот. Плыть, кстати, адово холодно. 

Проплываем Эрмитаж...
Ново-Михайловский дворец. Дом полностью перестроили в 1861 году для младшего сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича Штакеншнейдером.
А это великолепное сооружение - Мраморный дворец. Его тоже перестраивали в середине XIX века, но это одно из лучших сооружений Ринальди. Строился дворец  для  фаворита Екатерины II графа Орлова. После его смерти Екатерина II подарила дворец своему внуку Великому Князю Константину Павловичу. После дворец принадлежал всяким князьям, а потом внезапно стал музеем Ленина. Сегодня он передан Русскому музею. 
Немного прекрасных деталей отделки дворца. 

И на этом на сегодня мы заканчиваем - но оставайтесь на связи!




Комментарии

Популярные сообщения