Ван Гог "Тайны гения и безумца"
В Almaty Gallery в марте прошла выставка репродукций картин «Ван Гог. Тайны гения и безумца». И если вы подумали, что у нам привезли хотя бы копии маслом, то хрен там плавал. Нам привезли принты на холстах. Какая страна, такой и Ван Гог, привычно отшучивались мы - а вам, если привезут, сэкономьте денюжку. Некоторые из принтов и правда хорошие и изготовлены по какой-то специальной технологии, когда видно отдельные мазки, но некоторые (и, причем, копии очень важных картин!) тупо напечатаны в обычной типографии и выглядит это примерно как если бы вы лично сходили в магазин и купили там постер на стенку.
С другой стороны - да, спасибо, что показали. У многих никогда в жизни, у 90% понимаете, никогда в жизни не будет шанса увидеть работы Ван Гога вживую, поэтому хотя бы принты. И это, я считаю, огромный вклад в развитие вкуса народа, поэтому даже выставка с таким светом (свет кое-где нереально ужасный), на таких вот холстах, она все равно имеет значение.
"Коровы на лугу". В этот период картины, написанные Ван Гогом, в основном были в темных красках. Возможно, она отражает беспокойство и трудности Винсента, испытываемые им в этот период - помимо финансовых трудностей он в это время расстался с Сиен Хоорник, с которой встречался несмотря на протесты родителей. 24 июня 2014 года эту картину на аукционе Sotheby's в Лондоне за 696 140 USD.
"Пейзаж в сумерках". Тут Ван Гог талантливо поймал момент захода солнца, когда закатный шар уже готов провалиться за горизонт - а это ведь не сейчас, когда можно просто щелкнуть смартфоном. На переднем плане проселочная дорога с лужами от дождя.
"Старая церковная башня в Нюэнене". Очень напоминает мне почему-то, церковь в Катон-Карагае. Это наравне с "Едоками картофеля" были одними из его первых "взрослых" работ. Так он желал снискать внимания брата Тео и парижских художественных салонов. Она написана в реалистичном ключе, лишь усиленные линии контура и кривизна их указывает на авторский стиль Ван Гога. "Куртизанка". Это нетипичная для Ван Гога работа, немногие вообще знают, что в какой-то период он экспериментировал с интерпретациями японских гравюр. Традиционный силуэт вписан в цветной фон, по которому уже можно опознать манеру письма художника - лодочка с двумя людьми, пруд, журавли, стебли бамбука. Интересно, что журавль и лягушка намекают на род занятий барышни - они во французском синонимы слова "куртизанка".
"Ресторан Риспаля в Аньере". В Париже Ван Гог начал создавать более чистую и яркую палитру, пишет зарисовки с цветами и натурные пейзажи, пытаясь добиться максимально яркой передачи естественного освещения и интенсивности цветовых сочетаний. Это переходный период от классической манеры письма к индивидуальной - видно, что композиция строго выверена, хоть и формат нетрадиционный - вертикальный, но цвет уже далек от классики.
"Ваза с цветами, фруктами и кофейником".
Печальный землистый оттенок к парижскому периоду из картин Ван Гога исчез и натюрморты наполнились радостью и светом. Расцвет творчества подтолкнул тот факт, что работы художника не принимались публикой - так он начал изображать повседневные предметы, но в своей манере.
"Валуны и дуб". Это Арльский период - Ван Гог много писал с натуры и тут же нарушал каноны композиции, писал в своей манере крупными мазками, почти не смешивая краски.
"Рыбацкие лодки у Сент Мари де ля Мер". А тут манере нетипичная для Ван Гога - никаких широких мазков, подробно выписанные детали ближайших лодок.
"Кресло Поля Гогена". После смерти от человека ничего не остается - это понял Ван Гог после болезни и задумал изображать "пустое место". Это, в частности, изображено после его сильной ссоры с Гогеном, который уехал от Винсента. Неживой по своей природе стул символизирует ушедшее живое и это любопытная философская концепция. Книги на сиденье - символ обширных знаний Гогена, а свеча - символ горечи и утраты.
"Дилижанс в Тарасконе". "Перечитываешь ли ты Тартарена? Не забудь это сделать. Помнишь, в "Тартарене" есть великолепная страница - описание того, как скрипит тарасконский дилижанс. Так вот, я написал эти зеленые и красные экипажи, красующиеся во дворе гостиницы", - писал Винсент брату Тео.
"Три белых дома в Сент Мари". За два года до смерти Ван Гог отправился на Средиземное море и остановился в рыбацкой деревне. Здесь его вдохновляло все - и дома, и небо, и как каждую минуту вода и небо меняет свой цвет. И именно эту изменчивость он и постарался поймать.
"Цветущий миндаль". Плохой принт и освещение неудачное, а ведь картина прекрасна. Миндаль символизирует начало новой жизни. Примечательно полотно ограниченным набором красок и непривычной манерой рисования - здесь прослеживается влияние японской живописи на художника в четких контурах и больших плоскостях яркого цвета.
"Ирисы". Это тоже - влияние японской живописи. Тема природы стала у Ван Гога центральной до конца жизни. На момент создания "Ирисов" (принт под отвратительным светом, кстати) художник был уже неизлечимо болен и находился под наблюдением в клинике для душевнобольных. Картина удивительная - выбран необычный ракурс: как будто сидишь посреди поля цветов на корточках. Ирисы заполняют не все поле - есть и кусочек земли, и другие цветы - и диагональ, по которой устремляется взгляд.
"Закат в Монмажуре". На закате этот уголок с камнями, дубами и вереском играл необыкновенными красками. Ее, кстати, признали, картиной кисти Ван Гога только в 2013 году в результате тщательной экспертизы.
"Подсолнухи (ваза с пятнадцатью подсолнухами)". Принт исключительно плохого качества и свет просто оторви и выбрось - а ведь картина тоже важная! Одна из самых гениальных работ Ван Гога. Вообще с подсолнухами у Ван Гога целых два цикла - в первом, парижском, цветы были лежащими, а во втором - арльском, цветы стоят в вазе. Винсент обожал подсолнухи и эти цветы стали его визитной карточкой - он ассоциировал их с собой. Эта картина - в технике "импасто", где мазки ложатся грубо, как кистью, так и мастихином и ножом.
"Поле с ирисами в Арле". Еще одна "японская" картина. Про нее Винсент писал Тео и даже сделал набросок пейзажа в письме.
"Оливковая роща, светло-голубое небо". Ван Гог жил в Сан-Реми, когда написал эту картину. Одни из самых вдохновляющих его вещей - оливковые деревья и кипарисы.
"Звездная ночь над Роной" - одна из прекраснейших картин Ван Гога, законченных в 1889 году. Огромный ковш Большой Медведицы, берег Роны и огни фонарей. А на переднем плане гуляет пара и два судна стоят у берега. Ван Гог был очарован красотой и недоступностью звезд, желал передать ощущения от прогулок под звездным небом - и удалось, ведь спустя более ста лет мы по-прежнему восторгаемся его пейзажами.
"Звездная ночь" - одна из самых известных картин художника. Ее цитировали бесчисленное количество раз. А ведь написана она, между прочим, в психиатрической лечебнице - и это вид из окна его дома в Сен-Реми. Это редкое исключение - написана она по памяти. На деле Ван Гог делал наброски углем ночью, а днем переносил на холст огромное "дышащее" звездное небо.
"Церковь в Овере". Одна из последних картин художника - детально выписанная церковь и схематичный силуэт женщины, идущей на молитву.
"Пшеничное поле с кипарисами". Еще одна картина, созданная Ван Гогом в лечебнице. Соскучившись по "успокаивающему" искусству, художник стал рисовать пейзажи. И снова здесь кипарисы - как единственный вертикальный акцент на картине.
"Кипарисы". Снова изысканная зелень кипарисов, полумесяц и кусты ежевики. Какая прекрасная!
"Жатва. Долина Ла-Кро". Еще одна прекрасная картина солнечного периода Ван Гога - простая сельская пастораль, выписанная без теней, яркими крупными "фирменными" мазками художника.
"Жнец с серпом". Создана она по работам Милле. Художника всегда увлекали крестьяне, их жизнь и занятия, потому он часто обращался и к этим сюжетам.
"Спальня в Арле". Собственно, спальня Ван Гога - он в течение нескольких дней болел и был прикован к кровати, вот и написал комнату. На самом деле версий было три - одну он подарил Тео и она пострадала при наводнении, вторая находится в Художественном институте в Чикаго, а третью он подарил сестре. При жизни работа признана не была с необычным ее искривлением перспективы, но после смерти художника оказала влияние на последующее поколение художников.
"Ночное кафе в Арле". Еще одна из самых цитируемых работ Ван Гога. Благодаря звездному небу она перекликается с другими его работами. Звезды на этом полотне напоминают яркие миниатюрные цветы - из них потом вырастут звездные подсолнухи "Звездной ночи". Написать ночной пейзаж Ван Гог хотел давно и первым полотном стала "Звездная ночь над Роной". По легенде он закреплял свечи на полях своей соломенной шляпы, поскольку освещение было недостаточным. А кафе, кстати, живо до сих пор и называется La Nuit.
"Сеятель". Еще один сюжет с крестьянами - впервые он написал сеятеля еще до переезда в Арль, скопировав Милле, так что тема для него была не нова, но эта картина как будто расцвела золотым и желтым цветом на юге Франции.
"Портрет доктора Гаше". Доктор изображен таким же печальным, как сам Ван Гог во время болезни - свой внутренний мир он передает через портрет врача. У картины интересная история - один из коллекционеров приобрел ее за внушительную сумму и пожелал, чтобы его вместе с картиной кремировали. Публика сетовала и просила сего варварства не допустить, потому картину спасли.
"Ночное кафе в Арле". Судя по всему, сознание художника затуманено изрядно алкоголем - слегка покосившееся пространство, расходящиеся желто-зеленые круги света, искаженные лица окружающих. Хозяин смотрит не то с осуждением, не то приглашая выпить еще стакашек - картина прекрасная. Полночь - время отчаявшихся и разочаровавшихся в жизни. Опасность и неприглядность пагубных пристрастий показана здесь через сознание того, кто им подвержен.
"Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик". После переезда в Париж Винсент поселился у Тео и написал вдохновляющий вид из окна - на холмы за городом и огромное небо.
"Автопортрет". Эта картина для меня особенная, я очень люблю этот автопортрет. Винсент возвращался ко многим сюжетам множество раз, в том числе к изображениям себя.
"Цветение сливового сада". Знали, что Ван Гог писал и гравюры? На создание этой работы его вдохновил Хиросигэ. Ван Гог приобрел несколько гравюр и было у него целое собрание.
"Мост под дождем" (по мотивам Хиросигэ). Он скопировал "Мост в дождь" и поменял оригинальные цвета, сделав их насыщеннее и сочнее.
А еще на стенах размещены письма к Тео и наброски.
А еще в закутке галереи есть и работы местных художников. Это - работа Розы Бексултановой "Девушка с яблоком" по картине Густава Климта "Дама с веером".
И на этом прощаюсь с вами - до новых встреч на выставках и в музеях!"Рыбацкие лодки у Сент Мари де ля Мер". А тут манере нетипичная для Ван Гога - никаких широких мазков, подробно выписанные детали ближайших лодок.
"Кресло Поля Гогена". После смерти от человека ничего не остается - это понял Ван Гог после болезни и задумал изображать "пустое место". Это, в частности, изображено после его сильной ссоры с Гогеном, который уехал от Винсента. Неживой по своей природе стул символизирует ушедшее живое и это любопытная философская концепция. Книги на сиденье - символ обширных знаний Гогена, а свеча - символ горечи и утраты.
"Соломенные коттеджи на солнце". В этот период, 1890 год, Ван Гог уже давно болел, лечился и картины его становились все мрачнее. Но когда болезнь отступала, рождались вот такие солнечные произведения, даже жизнеутверждающие.
"Желтый дом". Это дом, где жил Ван Гог в 1888 году. Он специально выкрасил стены в желтый цвет, арендовав дом. Этот цвет символизировал для него жизнь, солнечный свет и тепло, вдохновляя на создание новых творений. Переехав в Арль он мечтал о создании мастерской юга для художников нового времени. Об Арле он отзывался восторженно, восхищаясь его солнцем, климатом, цветущими садами и небом - и, конечно, это находило отражение в его полотнах. Брату он писал, что в этом доме может жить, дышать и творить. Хватило ему жизни еще на два года, к сожалению. "Дилижанс в Тарасконе". "Перечитываешь ли ты Тартарена? Не забудь это сделать. Помнишь, в "Тартарене" есть великолепная страница - описание того, как скрипит тарасконский дилижанс. Так вот, я написал эти зеленые и красные экипажи, красующиеся во дворе гостиницы", - писал Винсент брату Тео.
"Три белых дома в Сент Мари". За два года до смерти Ван Гог отправился на Средиземное море и остановился в рыбацкой деревне. Здесь его вдохновляло все - и дома, и небо, и как каждую минуту вода и небо меняет свой цвет. И именно эту изменчивость он и постарался поймать.
"Цветущий миндаль". Плохой принт и освещение неудачное, а ведь картина прекрасна. Миндаль символизирует начало новой жизни. Примечательно полотно ограниченным набором красок и непривычной манерой рисования - здесь прослеживается влияние японской живописи на художника в четких контурах и больших плоскостях яркого цвета.
"Ирисы". Это тоже - влияние японской живописи. Тема природы стала у Ван Гога центральной до конца жизни. На момент создания "Ирисов" (принт под отвратительным светом, кстати) художник был уже неизлечимо болен и находился под наблюдением в клинике для душевнобольных. Картина удивительная - выбран необычный ракурс: как будто сидишь посреди поля цветов на корточках. Ирисы заполняют не все поле - есть и кусочек земли, и другие цветы - и диагональ, по которой устремляется взгляд.
"Закат в Монмажуре". На закате этот уголок с камнями, дубами и вереском играл необыкновенными красками. Ее, кстати, признали, картиной кисти Ван Гога только в 2013 году в результате тщательной экспертизы.
"Подсолнухи (ваза с пятнадцатью подсолнухами)". Принт исключительно плохого качества и свет просто оторви и выбрось - а ведь картина тоже важная! Одна из самых гениальных работ Ван Гога. Вообще с подсолнухами у Ван Гога целых два цикла - в первом, парижском, цветы были лежащими, а во втором - арльском, цветы стоят в вазе. Винсент обожал подсолнухи и эти цветы стали его визитной карточкой - он ассоциировал их с собой. Эта картина - в технике "импасто", где мазки ложатся грубо, как кистью, так и мастихином и ножом.
"Пейзаж под грозовым небом". За год до смерти было написано это полотно. Ван Гога очаровывали пространства огромных полей и их он выражал с предельной выразительностью. Эти просторы оказывали на него целительный эффект и в единстве с природой находил он успокоение.
"Белый сад". Не имея возможности приехать в Японию, Ван Гог взлелеял свою собственную маленькую Японию, такой островок безмятежности и простоты. И вот в Арле он писал и писал "японскую весну", отвлекшись от цветных плоскостей. "Поле с ирисами в Арле". Еще одна "японская" картина. Про нее Винсент писал Тео и даже сделал набросок пейзажа в письме.
"Оливковая роща, светло-голубое небо". Ван Гог жил в Сан-Реми, когда написал эту картину. Одни из самых вдохновляющих его вещей - оливковые деревья и кипарисы.
"Звездная ночь над Роной" - одна из прекраснейших картин Ван Гога, законченных в 1889 году. Огромный ковш Большой Медведицы, берег Роны и огни фонарей. А на переднем плане гуляет пара и два судна стоят у берега. Ван Гог был очарован красотой и недоступностью звезд, желал передать ощущения от прогулок под звездным небом - и удалось, ведь спустя более ста лет мы по-прежнему восторгаемся его пейзажами.
"Звездная ночь" - одна из самых известных картин художника. Ее цитировали бесчисленное количество раз. А ведь написана она, между прочим, в психиатрической лечебнице - и это вид из окна его дома в Сен-Реми. Это редкое исключение - написана она по памяти. На деле Ван Гог делал наброски углем ночью, а днем переносил на холст огромное "дышащее" звездное небо.
"Церковь в Овере". Одна из последних картин художника - детально выписанная церковь и схематичный силуэт женщины, идущей на молитву.
"Пшеничное поле с кипарисами". Еще одна картина, созданная Ван Гогом в лечебнице. Соскучившись по "успокаивающему" искусству, художник стал рисовать пейзажи. И снова здесь кипарисы - как единственный вертикальный акцент на картине.
"Кипарисы". Снова изысканная зелень кипарисов, полумесяц и кусты ежевики. Какая прекрасная!
"Жатва. Долина Ла-Кро". Еще одна прекрасная картина солнечного периода Ван Гога - простая сельская пастораль, выписанная без теней, яркими крупными "фирменными" мазками художника.
"Жнец с серпом". Создана она по работам Милле. Художника всегда увлекали крестьяне, их жизнь и занятия, потому он часто обращался и к этим сюжетам.
"Спальня в Арле". Собственно, спальня Ван Гога - он в течение нескольких дней болел и был прикован к кровати, вот и написал комнату. На самом деле версий было три - одну он подарил Тео и она пострадала при наводнении, вторая находится в Художественном институте в Чикаго, а третью он подарил сестре. При жизни работа признана не была с необычным ее искривлением перспективы, но после смерти художника оказала влияние на последующее поколение художников.
"Ночное кафе в Арле". Еще одна из самых цитируемых работ Ван Гога. Благодаря звездному небу она перекликается с другими его работами. Звезды на этом полотне напоминают яркие миниатюрные цветы - из них потом вырастут звездные подсолнухи "Звездной ночи". Написать ночной пейзаж Ван Гог хотел давно и первым полотном стала "Звездная ночь над Роной". По легенде он закреплял свечи на полях своей соломенной шляпы, поскольку освещение было недостаточным. А кафе, кстати, живо до сих пор и называется La Nuit.
"Сеятель". Еще один сюжет с крестьянами - впервые он написал сеятеля еще до переезда в Арль, скопировав Милле, так что тема для него была не нова, но эта картина как будто расцвела золотым и желтым цветом на юге Франции.
"Портрет доктора Гаше". Доктор изображен таким же печальным, как сам Ван Гог во время болезни - свой внутренний мир он передает через портрет врача. У картины интересная история - один из коллекционеров приобрел ее за внушительную сумму и пожелал, чтобы его вместе с картиной кремировали. Публика сетовала и просила сего варварства не допустить, потому картину спасли.
"Ночное кафе в Арле". Судя по всему, сознание художника затуманено изрядно алкоголем - слегка покосившееся пространство, расходящиеся желто-зеленые круги света, искаженные лица окружающих. Хозяин смотрит не то с осуждением, не то приглашая выпить еще стакашек - картина прекрасная. Полночь - время отчаявшихся и разочаровавшихся в жизни. Опасность и неприглядность пагубных пристрастий показана здесь через сознание того, кто им подвержен.
"Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик". После переезда в Париж Винсент поселился у Тео и написал вдохновляющий вид из окна - на холмы за городом и огромное небо.
"Автопортрет". Эта картина для меня особенная, я очень люблю этот автопортрет. Винсент возвращался ко многим сюжетам множество раз, в том числе к изображениям себя.
"Цветение сливового сада". Знали, что Ван Гог писал и гравюры? На создание этой работы его вдохновил Хиросигэ. Ван Гог приобрел несколько гравюр и было у него целое собрание.
"Мост под дождем" (по мотивам Хиросигэ). Он скопировал "Мост в дождь" и поменял оригинальные цвета, сделав их насыщеннее и сочнее.
А еще на стенах размещены письма к Тео и наброски.
А еще в закутке галереи есть и работы местных художников. Это - работа Розы Бексултановой "Девушка с яблоком" по картине Густава Климта "Дама с веером".
И еще интересные оммажи той же художницы. Это - "Предназначение". Явно по Ван Гогу.
"Главные профессии" по картине Анри Матисса "Танец". И "Бабочка" по картине Боттичелли "Рождение Венеры". Я бы присмотрелась к автору - интересная интерпретация классики.
И, наконец, общий вид галереи с выставкой.
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!