Маленький Пикассо


Ну или Пикассюндра ) моя дочь научилась рисовать еще до года, поскольку уже на прошлый Новый год получила в подарок раскраску за свое творчество пальчиковыми красками )
Многие мамы не знают, как подойти к этому вопросу. На самом деле - ничего сложного, как оказалось, нет. Зависит, конечно, от конституции ребенка - может быть, у более неусидчивых детей процесс рисования вызывает меньше интереса, но у нас конституция что надо. Оказывается, малыши очень ориентированы на результат, потому главное - показать им, что после того, как они провели карандашом или пальцем с краской по бумаге - остается след. Ребенок может это не сразу заметить, поскольку он не всегда смотрит на то, что вышло, но если заострять его внимание на результате, то они втянутся в процесс - рисование и прочее творчество - это одно из самых органичных занятий детства. Много вы видели людей, которые просто так рисуют, потому что им хочется, хоть они и не умеют этого делать? А дети делают это постоянно, а если не делают - это должно вас беспокоить - вплоть до консультации невропатолога и психолога.
Масару Ибука говорит, что когда ребенок научился держать ложку (или, в его случае - палочки) - он вполне сможет держать карандаш. Моторика развивается уже к 8-9 месяцам, вот тогда дети и смогут оставить следы на бумаге, 6-7 - это, по-моему, равновато. Я честно вкладывала ребенку в руку карандашики, но не получалось у нас ничего толком месяцев до 9, а к 11 ребенок уже замалевывал целый лист. По моему опыту - первыми пошли в ход мелки, причем не абы какие, а восковые. рекомендую избегать дешевых материалов - например, всякие китайские наборы тоже обещают воск в составе, но его там столько, что один цвет поверх другого не ложится, а сам мелок оставляет очень бледную линию. А вот Crayola меня порадовала и обилием цветов, и качеством. Карандаши, если честно, мы не пробовали, но, думаю, тут подойдет все, что опять же не стоит 30 тенге за пачку. У Крайолы же есть специальные карандаши потолще, потоньше, есть мелки для доски, причем толстые, и в специальном футляре, чтобы не пачкать пальцы, а есть пальчиковые краски. Свои первые картины дочь создавала именно ими, а потом стала брезговать, уж не знаю, почему. Сейчас очень любит фломастеры Centropen, которые больше похожи на кисти, у них очень гибкий кончик и он оставляет линии разной толщины в зависимости от нажима.
Не настаивайте на том, чтобы ребенок сел правильно, взял карандаш как в школе или в правильную руку, и уж тем более не ругайте его за то, если он испачкается. Купите фартук для творчества - их сложновато достать у нас, но всемогущие курьеры икеи или таобао в помощь. Про леворукость отдельно - дети до двух лет - амбидекстеры, а уж потом высняется, левша дитятко или правша. Не стоит левшей переучивать, это практиковали еще в 90-х годах прошлого века, и слава труду, а то выросла бы я недоразвитой или нервной, да. Ну вот и не возвращайтесь к семидесятым, левши, мед прочим, творческие люди. Можно, конечно, ненавязчиво перекладывать карандаш или ложку в правую руку, но зачем?
Очень помогли мне занятия, предшествующие рисованию - мы брали емкость с водой (банку, например, и пускали туда каплю краски, которая красиво расплывалась. Играть просто с водой - то есть, заниматься переливанием, мой брезгливый ребенок отказался, но это тоже помогает перейти к рисованию, а заодно освоить понятия объема и прочей водной физики. Если выдать годовасику сразу кисти выдать, то он будет сначала макать кисть в краску, а потом расцвечивать воду.
Конечно, ребенок не нарисует сразу пейзаж, и примерно до двух вы будете наслаждаться каракулями )
Мы, например, сейчас на стадии изучения цветов - раньше дочь брала карандаш любого цвета и просто рисовала линии или каракули, а сейчас проводит разные линии разными фломастерами и еще в силу их "кисточных" свойств изображает дождь или капли. Пока у ребенка в достаточной мере не разовьется речь, изображений чего-то конкретного не появится.  То есть, пока он не начнет говорить предложениями. Зато, кстати, уже зная некоторые слова и понятия, ребенок может попросить вас изобразить животное или персонаж - дочь регулярно просит меня изображать Пеппу, собачек, кошечек и мышек. Подозреваю, что это может ускорить процесс перехода от каракулей к осмысленным рисункам, вот и посмотрим )
Кстати, всякие диджитальные раскраски тоже полезны (ребенок и планшет - это вообще большая отдельная тема). Когда ребенок разберется, как менять цвета, он начнет все закрашивать одним цветом (черным) - это частый случай, а не патология, не стоит волноваться. Часто после этого он начинает раскрашивать все другими цветами, ему нравится сам процесс "проявления" рисунка на экране. Все эти тесты, трактующие черный, как признак депрессии, работают только от 5 лет и старше. И вообще, для детей черный - такой же яркий, как и красный, потому нет ничего удивительного в том, что они им рисуют.
Возвращаясь к материалам, из собственного опыта скажу, что для самых маленьких формат бумаги должен быть не А4, а А3 - ребенок с большей охотой рисовал фломастерами на доске большого размера, в каждом малыше скрыт Церетели. Для мелков подойдет и обычная принтерная бумага А4. Если рисовать собираетесь красками, то бумага для принтера - не лучший вариант, маленькие художники не рассчитывают свои усилия и рвут бумагу.
Ничего не могу сказать по поводу поедания красок, поскольку мы этим брезговали. Мелки ребенок поесть пытался, но я это пресекла. Потому, конечно, если ваш малыш все тянет в рот - берите то, что не отразится на пищеварении - опять же, избегайте китайской дряни. В летнюю пору моего ребенка рисунки на асфальте приводили в экстаз, потому я запаслась мелом, и мы счастливо изрисовывали окрестности. Все материалы, кстати, должны храниться в поле видимости (но не досягаемости! Особенно в отношении пальчиковых красок это верно!) ребенка, чтобы он всегда мог показать, чем он хочет заняться.
Пока это все, что я имею сказать про наш опыт рисования. Буду рада, если вы поделитесь собственным опытом творчества в комментариях.

Комментарии

Популярные сообщения