Анталья, часть 7. Minicity-3

В прошлый раз я оставила вас рассматривать Парламент Турции, ну и сегодня продолжаем репортаж об увлекательных миниатюрах Minicity в Антальи.
Первое на сегодня - Мавзолей Мевляны в Конье (или Музей). Это могила великого турецкого мыслителя и философа Джалаледдина Мухаммеда Руми, чьему папашке султан Алаеддин Кейкубад I задарил эту землю, на которой в XIII веке был роскошный сад. Сам мавзолей немного опоздали построить к смерти философа, потому его тело было предано земле внутри вон того зеленого купола аж спустя 42 года - в 1274 году. Назвали мавзолей Куббе-и Хадра, что так и переводится - зеленый купол. Состоит он из 4 двадцатипятиметровых колонн и изразцов, а построил сооружение Бедреддин из Тебриза при спонсорской поддержке сельджукских эмиров и Султана Веледа. Перестраивали его еще в 1396 году и потом облагораживали вплоть до XIX века. Мавзолей разрастался, обитали тут дервиши, молились, танцевали и так далее. Ну а сегодня это музей, как вы уже догадались.


Мечеть Алаеддина в Нигде (повезло жителям города с имечком, а? Где ты живешь? В Нигде!) была построена в 1223 году у южной стороны крепости Нигде губернатором города Зейнеддином Бешаре. Она похожа на аналогичные мечети Коньи того периода, но по легенде солнечные тени от портала мечети в определенные часы летом формируют силуэт женской головы, украшенной короной. Архитектор, получивший приказ о строительстве мечети был влюблен в дочь губернатора и решил таким образом увековечить свою любовь в камне. Это вообще-то противоречит канонам ислама, но, справедливости ради, стоит отметить, что сельджукские султаны пренебрегали запретом на изображение человека. Не видать им, поди 70  гурий после смерти.
Чатталхёйюк - одно из самых древних городских поселений эпохи неолита в Анатолии, да и, в общем-то, на всем Ближнем Востоке. На макете - жилища из глиняных кирпичей, их 150, но в миниатюре, конечно, меньше, и датируются они периодом примерно 6000 лет до нашей эры - там два холма, и наиболее ранние жилища относят к неолиту (7000-6500 до н.э.), а более поздние к халколиту, переходному от неолиту к бронзовому веку. Дома примыкали друг к другу, а улиц в городе не было совсем. Это был довольно удобный способ обороны - лестницы с земли втаскивали на крыши, и враг не мог добраться до жилищ горожан. В каждом доме было по две комнаты - в одной рукодельничали и готовили еду, а в другой хранили добро и спали. Хоронили мертвых прямо под полом жилых помещений, а места поклонения украшали головами буйволов, считавшихся священными. Раскопки здесь начал английский археолог Джеймс Мелларт в 1958 году, и с тех пор немало черепков перекочевало в Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре, а в самом Чатталхёйюке есть не только город, но и реконструированное жилище поселенцев с прилегающим музеем.

Медресе Тонкого минарета было построено в Конье в 1264 году при султане Калыч-Арслане IV на спонсорскую помощь визиря Сахиба Ата Фахреддина Али, а архитектором был Келюк бин Абдулла. Название медресе обусловлено толщиной этого самого минарета, покрытого изразцовой плиткой. В Минисити он представлен во всей красе, однако в реальности сохранился лишь до первого балкончика, поскольку в 1901 году в святое здание шарахнула молния и башня обрушилась. Вход в здание украшен каменной резьбой в виде орнамента и изречений из Корана. Сегодня в здании находится музей деревянной и каменной резьбы.
 

 Следующее медресе Коньи - Буйюк Каратай медресеси возвели в 1251 году по распоряжению эмира Джалаледдина Каратая, который тут и был похоронен. Это здание считается одним из лучших образцов сочетания сельджукского, греческого и арабского архитектурных стилей, а сегодня здесь расположен другой музей - керамики.

Далее мы перенесемся в Ван, к Церкви Святого Креста, которая является прекрасным памятником армянского зодчества, а расположена она на острове Ахтамар. В 921 году ее построил архитектор Мануэл. То было время расцвета васпураканского царства, потому церковь получилась богатой и большой. Примечательна она тем, что изначально в ней было только два угловых придела с восточной стороны и не совсем типичные фрески с растительным орнаментом внутри. Все пристройки появились в церкви уже позднее, а достраивалась она вплоть до XIX века.

Балыклы гёль - часть паркового комплекса Дергях в местечке Шанлыурфы. Называется он также Халиль-юр-Рахман, и по легенде возник, когда царь Нимрод приказал бросить Авраама в огромный костер. Бог эту трагедию предотвратил, превратив огонь в воду, а дрова - в рыбу. Костер был действительно большой, судя по размаху озерного комплекса. Следом за Авраамом бросилась в костер дочь царя, Зелиха, которая тайно разделяла убеждения пророка, ну пришлось господу фокус повторить, и так образовалось второе озеро - Айн-ы Зелиха Гёль. Говорят, боженька радуется, когда кормят карпов в этом озере. А кто увидит белую рыбу - тот гарантированно попадет в рай, так что неудивительно, что праведников в парке всегда полно.
На северной стороне водоема стоит мечеть Рызванийе Вакфы, а на юго-западном - Халиль-юр-Рахман, которая включает в себя медресе, кладбище, и даже место, куда упал Авраам, когда его бросили в огонь. Датой постройки комплекса считается 1211 год.

Мечеть Гёк в Сивасе была построена в 1271 году по указанию Сахипа-аты Фахреддина Али - везира сельджукского султана Гыйаседдина Кейхюсрева III. Названа она была небесной за цвет изразцов, опоясывающих минареты. Ну и, кстати, профилирующим предметом в медресе была астрология.
Сейчас покажу фокус: медресе почти близнеца Гёк - медресе минаретов-близнецов в Эрзуруме, или Чифте минарели медресе, одно из самых больших медресе Анатолии. Построено оно было в 1270 году по указанию дочери султана Алаеддина Кейкубада I, Хуанд Хатун или женой одного из султанов-Ильханидов - Падише Хатун. Потому медресе часто называют Хатуние. 

А вот караван-сарай Султанханы, который находится в 42 километрах западнее Аксарая. Все тот же Алаеддин Кейкубад I решил в 1229 году построить огромный караван-сарай на полпути из Коньи в Кайсери, поручив это дело Мухаммеду бин Хавлану из Дамаска. Сооружение получилось впечатляющим - 24 мраморных башни, стена длиной 121 метр, а площадь - аж 4.7 тысяч квадратных метров. Внутри еще и мечеть поместилась, так что султан и прочие важные путники отдыхали с комфортом. 
Дивриги - это небольшое византийское поселение в 100 километрах к югу от Сиваса, в котором сохранился до наших дней больничный комплекс и мечеть Улу, восхваляющая своими надписями, конечно же, Алаеддина. Супруга шаха в 1228-29 годах приказала построить рядом со строящейся мечетью авторства Мугис-оглу Хюрремшаха больницу для душевнобольных с использованием того же светло-желтого камня, и все вместе сооружение стало шедевром сельджукской архитектуры того времени. Сегодня оно включено в список наследия ЮНЕСКО. 


Хаджибехташ в Нешехире в моем бочкообразном объективе, конечно, выглядит так себе. На деле же эта обитель более привлекательна. Была она построена в XIV веке нашей эры суфием братства Бекташийя и его последователями. Они - одно из ответвлений мусульманства, смешанного с идеями христианства, популярное среди янычаров. Сегодня здесь проводятся фестивали в честь Хаджи Бекташа. 


А вот - довольно грязненький макет знаменитого Памуккале, который находится в окрестностях Денизли, в долине Чюрюксу у подножия горы Чал. Склон горы приобрел причудливую форму из-за 17 углекислых источников, известковые отложения из которых сформировали каскады из туфа - травертина. Если вы не были здесь то, считайте, вы не были в Турции - вот мы, получается, не были.
Рядом с Памукалле, на огромном насыпном холме есть и статуя Химеры из Чиралы. Она установлена на могиле сказочного чудища и также называется Янарташ - говорящий камень. Эта женщина-чудовище бесчинствовала в Ликии, пока ее не застрелил из лука и не сбросил в внутрь Олимпа Беллерофонт, летящий на своем крылатом Пегасе, что и стало причиной появления пламени из-под земли. К сожалению, в жизни не все так романтично - придумать такую легенду для объяснения паров метана, который выходит на поверхность через трещины каменистого плато - это только греки могли. В общем, вокруг могилы на горном склоне языки пламени выглядят впечатляюще.

Дальше уже практически все экспонаты - наследие более древних народов, в основном греков, и один из памятников - могила царя Аминтаса в Фетхие, которая датируется 350 годом до нашей эры и напоминает греческий храм своими ионическим колоннами.
Еще одна must-visit достопримечательность Турции - Каппадокия - обитель ранних христиан. Миллионы лет назад здесь образовалось плато, пепел превратился в туф, приняв причудливые формы, более всего напоминающие, гм, мпх, а если по-культурному, то пери баджалары - сказочные дымоходы. И правда, эти грибы напоминают трубы подземных жилищ. Первые поселенцы жили в пешерах, вырубленных в туфе и там же рубили монастыри, часовни и храмы. Епископом Каппадокии стал в IV веке Василий Великий, изобретатель иконостаса. Основной религией даже с приходом к власти Османской империи оставалось христианство, которое обитатели региона пронесли сквозь века до наших дней. Кроме того, место популярно среди любителей НЛО, здесь снимали многие сцены, в которых задействованы зеленые человечки, а в 2005 году здесь даже открылся музей "Мы не одни во Вселенной".

Aslanli mezar - каменная могила в Афьоне, датируемая VI веком до нашей эры. К сожалению, что-то про нее мало в интернете, или я не по тем словам ищу.
А вот могилы Кавна, или Каунас (почти Литва, хм) в Дальяне - более популярный образчик ликийской погребальной архитектуры, построенный в IV веке до нашей эры. Сооружены они в скалах на западном берегу протоки Дальян в форме портиков ионических храмов. Что интересно, строителям были не ликийцы, а жители Карии, поскольку город Кавн был сооружен на границе двух царств и вбирал в себя черты обеих культур.
В той же скале в парке расположены географически удаленные от Дальяна могилы Демре, также датирующиеся VI веком до нашей эры, высеченные в холме позади театра Миры. Этот холм служил греческому городу акрополем.


Национальный парк горы Немрут в Адыямане - это очередное восьмое чудо света. На самом деле Немрут - это погребальный комплекс царя Антиоха I Коммагенского, представляющий собой искусственный холм с огромными фигурами богов. Антиох, царь Коммагены, считал себя потомком Александра Македонского со стороны матери, а со стороны отца вел происхождение от Ахменидов. Он пытался создать новую религию, объединив греческие и персидские верования, а центром этой религии должна была стать как раз гора Немрут, на вершине которой он приказал создать величественный ритуальный комплекс. Удивительно сознавать, что этот комплекс, строительство которого прекратилось со смертью царя, является частичкой той самой древней цивилизации, которую мы проходим в шестом классе, твердя "Тигр-и-Евфрат" как некое абстрактное понятие, которое даже не соотносится географически с современным миром. Так вот, сегодняшняя пустыня на территории Турции некогда была плодородной долиной между Евфратом и Киликией, а памятник датируется 62 годом нашей эры, что было вычислено по расположению планет, изображенных на барельефе святилища.

На этом я прощаюсь с вами до следующей, самой последней части отчета о Minicity, который я закончу уже в будущем году. 

Если вам нравится мой контент - даже 1 доллар сделает меня ближе к новым путешествиям! Линк для пожертвований
If you like my content - please donate) even 1 extra $ makes me closer to the new travel! Link is above!

Комментарии

Популярные сообщения