Taraz Trip - 1. Day 2. Мавзолей Карахана, раннеисламская мечеть, мавзолей Даутбека, городище Тараз
Следующий пункт нашей поездки - мавзолей Карахана (мавзолей Аулие-ата или Аули-ата) - могила того самого возлюбленного Айши-биби. Сооружен он был над могилой первого хана, представителя династии Караханидов в XI веке. В 942 году было образовано государство Караханидов. Родоначальник династии Караханидов - Сатук Богра-хан. Термин "караханиды" произошел от титула "карахакан", то есть "главный", "верховный" каган.
Владения караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на Востоке. В состав Караханидского ханства вошли: в 990 году - Тараз и Испиджаб; в 992 году - Хотан и Бухара; в 999 году - государство Саманидов.
Столичные города государства Караханидов: Баласагун, Кашгар, Самарканд, Узгент, Тараз.
В конце 30-х годов XI века при кагане Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: Западное ханство с центром в Бухаре и Восточное, в которое входили Тараз, Испиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье, и Кашгар. Центром Восточного ханства стал Баласагун. Граница между двумя ханствами проходила по реке Сырдарье.
Государство Караханидов просуществовало до конца XII в. Этот период совпал с периодом экономического, политического и культурного расцвета Тараза. В городе жили правители-караханиды, которые чеканили от своего имени монеты, принимали дипломатические посольства, заключали союзы о войне и мире. Важным событием при караханидах было принятие ислама как государственной религии. Это обеспечило развитие культовой и гражданской архитектуры. В XIII веке поселения были полностью истреблены Чингисханом и чинигизидами. И вот что интересно, хотя по свидетельствам некоторых историков в мавзолее расположена могила Шах-Махмуда Бугра Карахана, но эти сведения не являются точными, так как доподлинно известно только одно - это был хан династии, правившей здесь в Х-XII веках нашей эры. То есть, с возлюбленным с точки зрения науки вообще вопросики.
Что же касается его биографии, которая как само собой разумеющееся приводится на стенде рядом, то вот она: "Святой Хазрети-Аулие слыл в народе под именем Карахана; но настоящее имя его было- Ша-Махмуд. Он прожил на белом свете 95 лет, из коих 15 лет посвятил Богу, находясь все время в молитве и посте и не показывался народу, а 40 лет правил. По словам Аулие-Атинского казия Абдуллы, Ша-Махмуд, то есть Карахан умер в 866 году нашей эры, или 1031 год тому назад. Родословная его, по записи того же казия: зять пророка - Хазрети-Али - Мухаммад Ханафия - Ша-Абдуфаттах - Ша-Абдужаббар - Абдукахар (Сатук Богра хан) Ша-Хасан - Аблул-Азиз - Ша-Махмуд (Аулие Карахан).
В.П.Панков (Мазар Карахана). Протокол заседания общего собрания членов Туркестанского кружка любителей археологии, 5 мая 1897 года.
В 1906 году дание мавзолея Карахана было полностью реконструировано из-за сильного разрушения, поэтому сооружение имеет уже современный внешний облик. Архитекторы постарались сохранить конструкционный принцип достопримечательности, но, к сожалению, не смогли сохранить изначальное архитектурно-декоративное убранство. Финансовую помощь при реконструкции мавзолея Карахана оказал ишан города Ташкент Саид Бакханов. Местные жители почитали мавзолей как захоронение святого "Аулие-Ата", вокруг которого в XIX веке стал возрождаться город, который так и назвали. С 1982 года достопримечательность находится под охраной государства и входит в список объектов исторических и культурных памятников Казахской ССР республиканского значения. Во времена СССР в мавзолее Карахана находился антирелигиозный музей. В 2002 году к 2000-летию города Тараз была выполнена полная реставрация здания мавзолея.
Я вам потом буду ведь и другие "реконструкции" показывать, которые вызывают только скрежет зубовный. Это очень сильно упростили здание, оно совершенно не похоже на то, что было до. В общем, смотрите дальше.
Внешний и внутренний облик мавзолея очень подробно был описан Борисом Денике в его работе под названием "Архитектурный орнамент Средней Азии": строение обладает портально-купольной структурой и имеет форму квадраты при виде сверху. Оно строгое внешне, но в то же время не лишено интересных элементов, таких, например, как лестница, ведущая на крышу. В этих деталях находит выражение мастерство и фантазия автора. Внутри мавзолей Карахана имеет главный зал и маленькие помещения, называемые худжрами, в трех углах сооружения. В четвертом угле расположена лестница, которая ведет на крышу здания. Внутри достопримечательности находится ступенчатое надгробие, сохранившееся со времен династии Караханидов. Передняя стена здания выходит на южную сторону, с обеих ее сторон возвышаются минареты. Посередине расположена арка, в глубине которой находится вход в мавзолей. Справа и слева от арки на стенах можно заметить три пары ниш различных форм — в виде квадрата, прямоугольника и стрельчатую. Над входной группой достопримечательности видна традиционная для мусульман фраза, написанная на арабском языке: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его».
Внешние стены мавзолея Карахана были перестроены уже в современный период, поэтому кирпич, из которого они выполнены, не представляет никакой ценности. А вот внутренние оконные проемы, арочные ниши, обрамляющие их, и старинный купол сохранили в своем строении жженый кирпич со времен династии Караханидов.
Судить о первоначальном виде мавзолея и его архитектурной ценности мы можем лишь по дошедшей до нас фотографии 1902 года. Судя по снимку, мавзолей имел кубическую форму. Ранее над входом в глубине арочной ниши была расположена пологая стрельчатая арка, опирающаяся на специальные колонны, которые были выполнены из двойного кирпича. Арка выделялась особенной клинчатой кладкой, а по контуру была выложена кирпичом, расположенным плашмя. По контуру портала же кирпич был расположен немного выступая, представляя собой таким образом особую арку в виде буквы П. Как показали раскопки 1961 года, проведенные известным советским археологом Таисией Сениговой, перу которой принадлежит наиболее полная монография об истории Тараза, для отделки использовалось до 30 разновидностей терракоты, напоминающие мотивами мавзолей Айша-биби. К сожалению, история не сохранила имя погребенного легендарного правителя и имена древних зодчих, строивших мавзолей. Средневековый мавзолей в конце XIX в. находился в полуразрушенном состоянии, ученые успели запечатлеть лишь единственный входной фасад. Так что в 1906 году непонятно, какая реставрация была, но то, что сейчас - вообще не похоже на то, что было.
Сегодня мавзолей окружает большой парк.
Совсем рядом, практически за углом, расположилась раннеисламская мечеть IX-XII веков и прилегающий к ней караван сарай V-XII веков. Остатки этого всего были обнаружены в 2005 году во время археологических раскопок, поэтому не удивляйтесь, что на заднем плане маячит вполне себе жилой дом. Интересно, что сначала, вообще-то, это была несторианско-христианская церковь VIII-IX веков, а позже на основе письменных источников было доказано, что она была перестроена в мечеть. Среди руин нашли пилоны, вдоль восточной стены была устроена суфа, а в восточной части сооружения обнаружен михраб. Это первая мечеть в Казахстане, судя по данным археологов. Караван-сарай трижды перестраивали и реставрировали в то время и оба памятника стали похожи на другую исламскую архитектуру. Нашли тут, конечно, монеты, керамический материал, бытовые предметы и другие исторические артефакты.
Вот тут на плане видно, значит, и за пределами города кипела жизнь, или Тараз мог быть больше, чем мы думаем. Справа - мечеть, слева - караван-сарай. Строение, с архитектурной точки зрения представляет собой единый комплекс, углы которого ориентированы по четырем сторонам света.
А как же это церковь превратилась в мечеть? А сейчас расскажу. Первые данные о Таразе встречаются в византийских письменных источниках 568 года. И вообще-то в городе во время правления тюркских каганов мирно жили многие религиозные сообщества. В Х веке арабский географ Аль-Макдиси писал: "Тараз большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. Главная мечеть расположена в центре базара". В записях Табара Нершахи о принятии исламской религии народом Тараза упоминается, что Исмаил ибн Ахмад пошел войной на Тараз в 893 году с целью защиты северо-восточного рубежа своего государства и захвата серебряных рудников в Шелжи. Как пишут источники, он "перенес много трудностей". Для того, чтобы сохранить свою независимость, эмир Тараза сдался на милость победителя и со всем своим населением в 10 000 человек принял ислам. Так вот храм, расположенный в городе, был перестроен в мечеть.
Реставрационные работы проведены специалистами РГП "Казреставрация" в 2002-2004 годах, в рамках Государственной программы "Культурное наследие". Текущие реставрационные работы проведены в 2016-2017 году.
Центральная мечеть.
Глобус Казахстана, вторая по популярности шгтука после мужика на коне.
Средневековый Тараз состоял из цитадели, шахристана, рабада и округи. В настоящее время северная стена шахристана прослеживается на протяжении 370 метров, западная - 160 метров. На юге остатки городища видны на расстоянии 200 метров.
Бань нашли целых две, весь город был оснащен водой, водопровод подавал воду к цитадели и шахристану.
На территории откопали и караван-сарай. Он находился прямо внутри древнего города. Эта постройка прямоугольной формы имеет большой двор и помещения для хранения товаров.Панораму сняли красивую.
Вокруг классика - неполитые прутики.
Поддержать блог можно по кнопке ниже:
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!