Музей Кастеева: "100 x Франция", 2012 год

Вот еще какую прекрасную выставку мы посетили перед Новым, 2013 годом - она состоялась примерно когда-то после реновации музея. Какие же были, оказывается, прекрасные экспозиции и тогда, несмотря на то, что все фотографии - это принты с оригиналов. 

«То, что Фотография до бесконечности воспроизводит, имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном» - Ролан Барт.
Представляла собой фотовыставка ретроспективу с самого возникновения фотографии и до наших дней.

Жиль Карон (1939-1970 гг.)
Метатель камней, улица Сен-Жак, Париж, Франция, 6 мая 1968 года.
6 мая университеты закрыты. В этот же день в Сен-Жермен де Пре бастующие студенты вступают в ожесточенную схватку с полицией. Карон, энергичный и смелый, находится, как всегда, в гуще событий. Ему удается заснять молниеносный момент, когда студент швыряет камень. Фотограф-журналист, член агентства Гамма, он освещает события во всех горячих точках земли, а затем исчезнет в Камбодже в 1970 году.

Анри Картье-Брессон (1908-2004 гг)
Воскресенье на берегах реки Марны, Франция, 1938 г.
Два года спустя после работы ассистентом у Жана Ренуара над его фильмом "Часть деревни", Анри Картье-Брессон возвращается на берега Марны и видит там семьи рабочих, наслаждающихся своим оплачиваемым отпуском. По мнению этого гениального художника, "такой сюжет невозможно обойти". По его словам "репортаж - это совместная работа головы, глаз и сердца". Главное - уловить "решающий момент". В 1947 году он станет одним из основателей агентства Магнум, фотоагентства, созданного по модели кооператива. В конце своей жизни этот исключительный артист вернется к своей первой страсти - рисунку.
Ман Рэй, псевдоним Эммануэля Радницки (1890-1976 гг).
Глаз, 1933
Этот крупный план глаза в искусственных слезах уводит зрителя в область своего подсознания. "Воображаемое - это то, что стремится стать реальностью", - писал Андре Бретон. Ман Рэй, художник, скульптор и кинематографист, присоединяется к движению сюрреалистов в США до своего приезда в Париж в 1921 году. Гениальный "манипулятор" изображения, он с увлечением занимается многочисленными фотографическими экспериментами, среди которых лучеграмма (изображение предмета, поставленного на чувствительную бумагу, без использования фотоаппарата) и соляризация (частичная передержка снимка, дающая инверсию световых эффектов).
Рене Бартелеми (1889-1954 гг)
Изображение принято с передатчика Пти-Паризьен, расположенного на верхушке Эйфелевой Башни, февраль 1930 г.
Французский инженер, пионер в области телевизионной фокусировки, Баретелеми передает свои первые изображения с Эйфелевой Башни. Линии восстанавливают переданный сюжет. Цианотип, печать в голубом цвете, экономичная и простая в применении, получила особенно широкое распространение в среде ученых и архитекторов для документирования работ.
Альфонс Бретийон (1853-1914 гг)
Убийство вдовы Карон, 1 марта 1900 г.
Только что совершено преступление. Полиция прибывает на место происшествия, устанавливает фотоаппарат, следует в направлении движения преступника, заходит в кафе, где была убита несчастная вдова Карон, снимает ее руку и лежащий чуть дальше носовой платок. Эта деталь может оказаться очень важной при расследовании. Фотография должна восстановить обстановку в кафе. Объектив находится на высоте полутора метров, на уровне глаз человека среднего роста. Альфонс Бретийон, руководитель Парижского отдела юридического установления личности, является родоначальником использования судебной фотографии, выполненной с применением самых современных научных и технических средств.
Этьенн-Жюль Марэ (1830-1904 гг)
Декомпозиция человеческого прыжка ок. 1883 г.
На круговой площадке на черном фоне, по заданию Марэ, человек в белом совершает прыжок. Марэ снимает его на свой новый фотоаппарат, хронофотограф с зафиксированной пластиной (множественные снимки на одной пластине). Знаменитый физиолог (известный своими трудами в области движения) фиксирует, с целью более подробного изучения "последовательные фазы движения человеческого тела", неуловимые для глаза. Так положено начало кинематографическому методу.

Морис Гибер (1856-1913 гг)
Тулуз-Лотрек (1864-1901) за работой над картиной "В Мулен Руж. Танец", 1890 г.
Известный художник, граф Анри де Тулуз-Лотрек посещает кабаре, публичные дома и сомнительные бары Монмартра вместе со своим приятелем Гибером. Вернувшись в свою мастерскую, художник пишет "В Мулен Руж. Танец". Сконцентрированный на своей работе "коротышка" (его рост 1.5 м.) всегда носит бороду, чтобы выглядеть старше, и надвинутую на глаза шляпу, чтобы защититься от света (или для того, чтобы скрыть деформацию черепа).
Эдгар Дега (1834-1917 гг).
Танцовщица с вытянутой рукой, 1895-1896.
Дега, художник и скульптор, проявляет поздний интерес к фотографии. Стремясь уловить интенсивность движения танцовщицы, он заставляет ее позировать в освещении керосиновых ламп в течение долгих десяти минут. Снимок вдохновит художника на создание многих произведений. Яркие, насыщенные цвета этого негатива можно объяснить применением химической интенсификации, компенсирующей малую выдержку.
Позитив выглядел бы вот так (скорее всего, это тоже что-то вроде цианотипа):
Эжен Дюрьё (1800-1874 гг)
Обнаженная, сидящая в драпировках, июнь 1854 г.
Художник Эжен Делакруа (1798-1863), глава романтической школы, задает позу натурщице, выстраивает драпировки, устанавливает свет и просит своего друга Дюрьё сделать фотографию. Во время своих поездок художник возит с собой "Фотографический справочник классических поз", который помогает ему в работе с натурщиками. Эта фотография "Обнаженной" признана одним из фотошедевров.
Жорж Ттэрраз I (1868-1924 гг)
Восхождение на Монблан, переправа через расщелину, 1908 г.
Походы в горы стали демократичными. Женщины, одетые в длинные юбки, пересекают, удерживая равновесие, ледяную расщелину по лестнице. Все участники похода позируют фотографц. Жорж Тэрраз I является вторым в четырех поколения "гидов-фотографов", обосновавшихся в Шамони, у подножия Монблана - высшей точки Европы (4 807 м).
Неизвестный автор
Семейный альбом, ок. 1895 г.
В семейном поместье молодая девушка снимает очаровательные и наивные сценки. По техническим причинам (освещенность) снимки делаются в саду. Обыгрываются фотографические "погрешности". Затем все снимки тщательно вклеиваются в семейный альбом.
Констан Пюйо (1857-1933 гг)
Монмартр, 1906 г.
Как и Робер Демаиши, Констан Пюйоявляется приверженцем пикториализма (направление в художественной фотографии первой половины 19-го века) и стремится, чтобы фотография стала искусством. Он уделяет много внимания технике, добиваясь "мягкости тонов" и "карандашной бархатности". Эта очаровательная сценка из жизни - молоденькая горничная склонилась с балкона одного из парижских домов - напоминает жанровые картины 18-го века.
Эмманюэль Л. Поттье, инженер, 1864 г. - ?
Работы по строительству линии Метрополитена, 7 февраля 1898 г.
Для того, чтобы проложить линии парижского метро, пришлось "выпотрошить" немало зданий и расположенных в них квартир. Каждую ночь на трамвае вывозили тысячу кубометров строительного мусора в открытый карьер под Парижем. Парижское метро было построено менее, чем за два года к Универсальной Выставке 1900 года.
Это один из немногих на выставке оригиналов, а не современный отпечаток.
Анонимный автор
Несчастный случай на вокзале Монпарнас, 22 октября 1895 г.
Поезд из Гранвиля (Нормандия) движется со скоростью 50 км/ч. В результате отказа тормозов его выбрасывает на платформу, он проламывает стену и вываливается на улицу. Единственной погибшей стала продавщица газет, ее придавил камень рухнувшей стены. Событие освещалось на первых полосах газет, которые, еще не владея техникой воспроизведения фотоснимков, опубликовали "гравюру с фотографии", выполненную репортерами.
Теофиль Фео (1839-1892 гг)
Сооружение Эйфелевой Башни, июнь 1888 г. 14 октября 1888 г. и 20 января 1889 г.
Универсальная Выставка 1889 года посвящена столетию Французской Революции. Парижане семьями приходят восхититься сооружением башни, построенной инженером Гюставом Эйфелем (1832-1923). Возведенная лишь на период Выставки, она будет спасена от демонтажа в 1909 году благодаря размещению на ее верхушке (300 метров) радиопередатчика.
Альфонс Либер (1827-1914 гг)
Баррикады перед городской Ратушей во время Парижской Коммуны, 1871 г.
После осады Парижа прусской армией (1870) и бегства Наполеона III, Коммуна - народное движение парижских повстанцев - захватывает столицу. С 18 марта по 28 мая 1871 года Коммунары - герои дня, победоносно фотографировались перед своими баррикадами. Фотограф Лиебер, воспользовавшись моментом, оставил свою тень на снимке. После возвращения законного правительства, эти снимки станут доказательством участия коммунаров в революционном движении. После идентификации, их приговорят к смертной казни или к изгнанию.
Граф Олимп Агуадо Де Лас Марисмас (1827-1894 гг).
Императрица Евгения с сыном на руках на ступеньках замка Компьень, октябрь 1856 г.
Граф Олимп Агуадо - настоящий пример богатейшего человека, страстно влюбленного в фотографию, близкий друг Наполеона III и его семьи. Императрица Евгения (1826-1920) поднимает на руках, как "трофей", своего сына, принца-императора. Ее фаворитка, принцесса д'Эсслинг дерзко отворачивается от аппарата. Справа от нее министр Руер позирует, подобно современному денди. Придворные дамы одеты в парадные платья с пышными кринолинами от дома Ворт. А в это время одна из любопытствующих фигур наблюдает за всей этой "императорской" суетой из окна замка.
Александр Феррье (1831-1912 гг?)
Башня Сэн-Жак, Париж, ок. 1864 г.
Расположенная в центре Парижа , башня Сэн-Жак является единственной уцелевшей частью церкви, разрушенной в период Революции. В соответствии с планом реконструкции префекта Османна (1809-1891) она становится одним из украшений новой улицы, будущей улицы Риволи. Оттиск, сделанный на тонком листе бумаги с нанесенным слоем подсоленного куриного белка и добавлением ляписа, имеет блестящий атласный вид. Этот способ, изобретенный в 1850 году широко применяется в 60-е годы XIX века вплоть до начала XX века. Альбуминовая печать.
Верхняя галерея Собора Парижской Богоматери, Чудовище, 1853 г.
На внешней шалерее Нотр-Дам де Пари позирует городской обыватель. Рядом с ним скульптура чудовища - вампира или колдуна. Одна фигура - из плоти, другая - из камня. У их ног, с высоты птичьего полета открывается Париж - по узким улицам снуют люди, чьи сжатые в тесноте дома будут снесены в 1867 году. Чудовище, символ готической фантастики, было создано в 1849 году Эженом Виоллэ-ле-Дюком (1814-1879), скульптором-реставратором собора. Эта вымышленная мифическая фигура связана с художественным вымыслом Виктора Гюго и с его романом "Собор Парижской Богоматери" (1831), опубликованным двадцать лет ранее.
И вот, наконец, самая последняя, она же самая первая в мире фотография.
Нисефор Ньепс (1765-1833 гг)
Вид из окна, Гра, Сэн-Лу-де-Варенн, 1826 или 1827 г.
Речь идет о первом в мире фотографическом изображении в мировой истории фотографии. После многих лет бесплодных экспериментов, Нисефор Ньепс, "Разноплановый изобретатель", добивается, наконец, после 7 часов экспозиции, получения этого "Вида из окна" своей мастерской. Эта гелиография ("солнечная запись") на оловянной пластине, покрытой специальной смоляной краской, исчезла примерно в 1827 и была чудесным образом обнаружена на одном из лондонских чердаков в 1952 году. Факсимиле.
На этом все, оставайтесь на связи и не забывайте донатить на развитие блога по кнопке ниже!


Комментарии

Популярные сообщения