Алматинский железнодорожный музей (Цетральный музей железнодорожного транспорта РК)

Как-то мы отправились в Алматинский железнодорожный музей. Находится он на Назарбаева (Фурманова) угол Карасай батыра (Виноградова), а работает только по будням - с 10 до 5.
Вход стоит каких-то смешных денег - то ли 200, то ли 500 тенге.
Музей - ну очень маленький и состоит из нескольких залов - в одном, почему-то юрта и арба, видимо ДО Турксиба, связавшего тогда отдаленный городок с Москвой, а вот центральный зал поинтереснее: в нем и модели поездов, и огромный макет и множество предметов, связанных с железной дорогой.
Краткая справка: центральный музей железнодорожного транспорта Республики Казахстан был открыт в 1999 году. Сначала он размещался в здании управления Турксиба и был сформирован из личной коллекции Бейсена Шормакова (почётного железнодорожника, ветерана железнодорожного транспорта).
К 100-летию казахстанских железных дорог, в 2004 году, музей обосновался в новом здании РГП «Казахстан Темир Жолы» (алматинский офис). Экспонаты для музея собирали со всего Казахстана. Много предметов присланы простыми людьми, большая часть из присланного — предметы, связанные с историей Целинной железной дороги, которые находились на железнодорожных магистралях Казахстана и Туркестана в течение столетия (сигнализации, рабочие инструменты, форма и пр.)
Вот, кстати, та самая арба. Подобие юрты я снимать не стала, на него вполне можно посмотреть и в других музеях.
В музее целая куча разных аппаратов - вот, например, телеграф Морзе. 
 Печатающий механизм. Он предназначен для телеграфирования и работает на коде Бодо. Код этот разработал Эмиль Бодо в 1870 году для своего телеграфа. Код вводился прямо клавиатурой, состоящей из пяти клавиш, нажатие или ненажатие клавиши соответствовало передаче или непередаче одного бита в пятибитном коде. Максимальная скорость передачи — чуть больше 190 знаков в минуту (примерно 16 бит или 3 бода в секунду).
 Вот тот самый код.
А это телефонный аппарат для прямых абонентов - без набора номера. Смотрите, сбоку ручка, а сам он бакелитовый. Такие ставили в кабинетах очень высоких начальников. На другом конце - САМ.
 Маленький макет железнодорожной линии на станции.
 Путевые фонари.
И вот - макет. Так вот. Тут нам на помощь приходит критика и здравый смысл. Знаете, что это? Это модельки Auhagen, продающиеся в Германии для любителей ж/д тематики. А теперь подумайте, насколько вообще фахверковые домики коррелируют с якобы изображенным здесь Казахстаном.
Макет, кстати, движется. Правда, приходит специальная тетенька и его включает, потому что нечего тут. Но я сначала сказала: - Вот еще, чтоб за 200 тенге тебе поезда ездили? Не дождешься (сильно ни на что не рассчитывая). Но вот вам доказательство.


 Особенно (простите) убого на фоне аккуратных моделей Auhagen смотрятся здания вокзалов, явно изготовленные вручную. И даже какую-то стеклянную коробку из Астаны повторили.
Макет России видели? Ну а теперь забудьте. Я-то понимаю, что с финансированием у музея так себе, но тут даже людей нет, не то, что там ландшафтного моделирования.

А потом какой-то поезд сошел с рельс и тетенька стала палкой тыкать его, пытаясь поставить на место. Особенно доставили юрты, кстати, на переднем плане. Сзади Туркестан, впереди - юрты.



В стороне от макета уже другие модели вагонов - калибром поболее.


И еще фонари. 
И арифмометр, телефон и телетайп.
И, конечно, ПК из прошлого века! 80-90-х - это они как-то очень расплывчато взяли. Модель Intel 486 продемонстрировали на выставке 1989 года, другое дело, что до нас они дошли сильно позднее. А что, были, правда, Comma 486D? Не DX? Подскажите, кто помнит? Это вообще что за зверь, Comma?
Модель казахстанского "Тулпара".
В качестве этих моделей я не разбираюсь, но у меня такое ощущение, что они поголовно сделаны из каких-то сильно подручных материалов.
А это вообще как пластиковые игрушки на переднем плане.

И зачем-то ваза с цветком. Зачем? Что за любовь к декору? И так места мало и внимание рассеивается, еще и ваза.



В целом, экспонатов много, некоторые аутентично интересные, качество очень разное - чаще, увы, плохое, но если это единственный способ сохранить уникальную коллекцию исторических вещей - то пусть будет такой.
Просто, конечно, хотелось бы, чтобы это было не на уровне провинциального музея в Зажопинске, а на уровне музея национальных инструментов, например. Про музей железных дорог в Питере я вообще молчу. 

Комментарии

Популярные сообщения