Центральный Музей Казахстана: выставка народного прикладного искусства и "Дала әуенінің ізімен", посвященная 155-летию Александра Затаевича

Продолжаем гулять по музею - этот зал перекроили весь, вот, например, еще макет появился машины бурения туннеля большого диаметра.

Тут поближе и сбоку.
Кроме того, в музее проходила выставка национальных очередных предметов.
Одна колыбель из Западно-Казахстанской области. Изготовлена в 1928 г. местным мастером. Передан в 1987 г. Дуйсенгалиевой Орынша во время этнографической экспедиции Центрального музея в Уральскую область.
Вторая - турецкая колыбель (бешик). ХХ в. Передана в 1990 г. Джамуршаевым Э. во время этнографической экспедиции Центрального музея в Кызылординскую область.
Колыбель. ХХ в.



В середине в отдалении - два тубека-горшочка - левый IX-X в. Тараз, а правый - XIII–XIV вв. Городище Сарыкашик. Рядом шумек-трубочка (монетовидная) из кости, I тысячелетие н.э. Найдена в 1985 г. в гуннском поселении урочища Омирсай, Райымбековского района Алматинской области. Передан в фонд музея археологом Акишевым А.К.
Слудующий шумек из Омской области. Изготовлена в 1947 году из кости Приобретена в 2005 у Д. Сулейменовой. Рядом - шумек из Жамбылской области. Изготовлен в 1965 из дерева и передан в фонд музея в 2007 Мухтаровой. И самый правый изготовлен в 1985 году из кости. Передана в 1987 г. Т. Узжановой во время этнографической экспедиции в Туркменскую ССР.
Левая колыбель из Южно-Казахстанской области. Изготовлена в 1983 г. Приобретена в 2023 г. у Еламана Азилханулы.  Правая изготовлена по заказу Центрального государственного музея РК в 1980 г. Мастер - Джалмуханов Гариф, член Союза художников СССР. 





Тут же представлен котел и самовар. 


И огромный кованый сундук для добра. 

Юбилейные монеты Казахстана. 

И все бумажные деньги на 24 год. 

И тиынки, ныне существующие лишь формально. 

А тут разные уже деньги - ранний СССР, и, кажется, даже поздняя Российская империя. 

А, вот точно имперские. 

И позднероссийские копейки. 
В развитии денежно-товарных отношений во второй половине XIX века большую роль сыграли ярмарки в казахской степи. 
Периодически организовывались крупнейшие ярмарки в аулах Константинов-Еленов (Акмола), Петров (Атбасар), Ойыл (Актобе), Темир (Орда), Каркара, Жаркент (Верный), Аулиеата (Сырдарьинск), Шар (Семипалатинск), Тайыншакол (Павлодар).





На заднем плане тамак алка - шейное украшение из монет, слева четки, справа шашбау из серебряных монет. 

На заднем плане тумарша - часы, с подвесками из монет. 

Слева браслет из серебряных монет, затем китайская сумочка и тайтуяк, серебряный слиток, распространенный в Китае как платежное средство, сзади шолпы - украшение для кос и тумарша - обереги, 

Горшочек с монетками разных каганатов, вот они на картонке. 


А вот и штемпеля для изготовления караханидских монет, а внизу весовые гирьки. 

А тут широко разбросаны средневековые изделия, использовавшиеся вместо денег и внизу коралл - тоже платежное средство. 

Депортированные из Западной Укрины в 1936 году поляки на встрече с ксендзом из Польши. Енбекши-Казахский район, село Ават. 1968 год. 

Польский детский дом, 1941 год, Семипалатинск. 

Депортированные полськие дети перед отправкой на родину, в Польшу. 1946 год. 

Депортированная польская семья в казахском ауле. Павлодарская область, 1940 год. 

Чеченцы на колхозном поле. Джамбульская область, село Новтроицк. 

Разрешается проживание только в пределах села Ростовка Келлеровского района Кокчетавской области КазССР. Про Келлеровский не уверена, как будто так написано. 

Справка о реабилитации. Старшные, позорные страницы истории. Хотя когда вообще были другие, ничему никого не учит. 

Штамп для набивки узоров на ткани. 

Польский детский дом. Село Пресновка, 1943 год.

А вот, наконец, и выставка "Дала әуенінің ізімен", посвященную 155-летию со дня рождения музыковеда-этнографа, композитора, Народного артиста Казахстана – Александра Викторовича Затаевича. Затаевич для Казахстана - то же самое, что Закария Палиашвили для Грузии, только опер не писал. Благодаря Затаевичу в Казахстане была начата нотная фиксация богатого песенного и инструментального музыкального наследия казахского народа. Его имя было широко известно – на Иртыше и на Урале, в Каркаралинске и Кзыл-Орде, Букеевской степи, Оренбурге, предгорьях Жетысу и т.д. В народе ходили легенды о человеке, который «с голоса делает какие-то пометки на бумаге, а потом точь-в-точь воспроизводит то, что только что услышал».
Затаевич впервые услышал казахскую музыку в 1920 году, когда, уже зрелым 50-летним человеком переехал в Оренбург - тогдашнюю столицу Казахской Автономной Республики, где музыка степного народа покорила его «своеобразной поэтичностью, красотой и мелодическим богатством» своих песен и кюев.
Интерес и восхищение казахскими напевами быстро переросли в любимейшее и «главное дело жизни» композитора. Поставив цель сделать общим достоянием широкой европейской публике эти «дотоле неизведанные музыкальные богатства казахского народа», Александр Викторович с неиссякаемой энергией разыскивает музыкантов-знатоков, находит и записывает мелодии, которые ранее никем не фиксировались. За неполных три года Затаевичем было собрано более тысячи произведений. Записав много казахских песен и кюев, Затаевич подготовил большой фундаментальный сборник «1000 песен казахского народа», впервые изданный в 1925 году. В нем названо 280 имен исполнителей. Его предваряли слова самого Затаевича: «Вам, мои дорогие друзья-джигиты, посвящаю и вам возвращаю я этот труд, сработанный совместно с вами в годину голода, холода и эпидемии». Известно, что количество песен и кюев в сборнике дошло до 2300. Первое его издание вышло в 1925 году. Следующий сборник - «500 песен и кюев», изданный в 1931 году, стал результатом целенаправленных экспедиций этнографа. Затаевич преодолевает расстояния в тысячи километров, продолжая собирать все новые материалы. Вслед за этим Затаевич готовит третий заключительный том своей энциклопедии, в который должны были войти записи, сделанные в юго-восточных и южных районах Казахстана, в Алма-Ате, Ташкенте и других городах. Этот третий том, к сожалению, остался неопубликованным и хранится в рукописном виде в Центральной библиотеке Академии Наук Казахстана. Лишь часть из них была опубликована в сборнике Затаевича «Песни разных народов», составителем которой была музыковед, доктор искусствоведения, а также автор статей, посвященных творчеству современных композиторов Казахстана, казахскому музыкальному фольклору Дернова. Кроме того, в 1933 году увидели свет его «60 песен казахстанских татар», а в 1934 году "250 киргизских инструментальных пьес и напевов". Затаевичем были собраны также сотни песен дунган, узбеков, каракалпаков, уйгуров, кашгарцев, монголов, бурят, тувинцев, Якутов И других народов. Но основной темой экспедиционных исследовательских работ была музыка казахского народа.
В 1936 году Александра Затаевича не стало. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Казахский народ высоко ценит и чтит память собирателя казахских песен. В 1954 году на его могиле в Москве был воздвигнут памятник из белого мрамора с изображением музыканта-этнографа, слушающего народного акына.
Затаевич с женой Надеждой Ивановной Затаевич

Портрет Затаевича авторства Петрокова, 1902 год

Записки по поводу организации выставки.

Патефон Сакена Сейфуллина.

Записывает песни у Балабека Ержанова. Алматы, 1933 год. 

С народным артистом Узбекской ССР, Успенским, Ташкент, 1931 год. 

Портрет 1930 года. 

Среди народных певцов.


Вот те самые песни народа. 

И куча отзывов, которые Затаевич собирал, просил издать сборник. По какой причине не издали - непонятно. 







И вот трехтомник. 

И "Детский альбом". 

До кучи еще посмотрели на реновацию лужайки вокруг. Перед музеем разложили камни. 

Наделали клумб с лавочками. 

Настелили новые дорожки. 

Слава труду великолепные фонтаны советской эпохи не тронули. 


На этом на сегодня все, ходите по музеям, расширяйте кругозор и будьте счастливы! 
Поддержать блог можно по кнопке ниже:

Комментарии

Популярные сообщения