Russia Trip 2007. Day 2, pt. 2 - Петровка и Кузнецкий мост
После замечательной выставки мы отправились дальше - тут же, на Страстном бульваре стоит памятник Высоцкому. А оригинальная барышня может гордиться тем, что ее запечатлели в веках. Сам Владимир Семенович писал, что не поставят ему памятник у Петровских ворот. И вот - поставили, хоть и не у ворот. Оригинал скульптуры был выполнен архитектором Распоповым в 1979 году, бронзовая фигура для установки была отлита в 1994 году, её высота - 2.40.
Памятник был открыт 25 июля 1995 года, в пятнадцатую годовщину со дня смерти Владимира Высоцкого. Спустя 12 лет, как мы видим, к нему прикладываются всякие девушки, что, несомненно, свидетельствует о неугасающей народной любви.
Напротив, на Петровке 32 - красивое здание, но какое-то полузаброшенное.
Здание думы. Сразу после создания в 1993 году Московская городская дума заняла здание на углу улицы Петровка и Рахмановского переулка, построенное в 1928-1929 годах по проекту архитектора Кучнистова для сотрудников парфюмерного кооператива «Жиркость». В 2015 году Дума переехала в новое здание на Страстном бульваре, в 2016 году дом на Петровке, 22 был передан Генеральной прокуратуре. На этом фото он еще принадлежит думе. И еще раз посмотрим на Высоцкого, уже без поклонницы и пойдем дальше.
Рестотран La Maree - он кажется, и по сей день здесь, а комплекс зданий в этом квартале принадлежал мужскому Высоко-Петровскому монастырю.
Вид на Страстной бульвар - и тогда еще не запретили растяжки - видите шикарную рекламу караоке? Московский музей современного искусства - тут мы просто пробегали мимо, к сожалению.
Сам же Высоко-Петровский монастырь основан был в XIV веке. По одной версии его заложил первый из русских церковных иерархов, поселившихся в Москве - митрополит Петр. В начале XIV века он сблизился с князем Иоанном I по прозвищу Калита и возвел деревянную церковь Петра и Павла. По другому преданию монастырь основал сам Иоанн I Калита. По третьей версии обитель была заложена Дмитрием Донским. Московский князь основал ее на месте старой церкви, построенной Иоанном I Калитой, и посвятил памяти русских воинов, которые погибли во время Куликовской битвы. На Петровку как раз выходит Колокольня с Надвратной церквью Покрова Пресвятой Богородицы.
Монастырь, надо сказать, действующий, и внутрь можно зайти. Любопытно, что в 2007 году и в помине не было такого богатого украшательства врат.
На эту же улицу дальше выходит аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери, которая украшает обитель с середины XVIII века. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников.
А вот это чудесное расписное здание - это палаты Нарышкиных.
То, что правее - это тоже они. Палаты эти в XVII веке служили резиденцией матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны и её братьев, а позднее стали частью монастырского архитектурного ансамбля. В 1971 году палаты передали Государственному литературному музею, потом он все же переехал, а палаты передали РПЦ.
С сентября 1892 года во флигеле особняка действовала первая в Москве «зубоврачебная школа» под руководством стоматолога Ильи Матвеевича Коварского. После Октябрьской революции бывшую усадьбу Кирьякова передали в ведение физиотерапевтической поликлиники Мосздавотдела, где лечились культурные и общественные деятели. С конца 1990-х годов часть здания занимал отдел МВД по борьбе с киберпреступностью. В 2002 фасады усадьбы обновили, вернув им первоначальную расцветку и теперь это объект культурного наследия. После работ комплекс перешёл в ведение Страховой компании правоохранительных органов МВД России, усадьба открыта для посещения два раза в год в рамках проекта «Дни исторического и культурного наследия»
Зашли в "Кофеманию", на Петровке 19. Теперь уж ее давно нет.
Наискосок - здание Московской городской думы, прекрасный образчик конструктивизма, построеный в 1929 году. Автором проекта стал архитектор Кучнистов, выполнивший заказ кооператива «Жиркость». Организация имела отношение к парфюмерной продукции, не смотря на столь неблагозвучное название.
Аэрография! Тоже непривычно по тем временам для нас.
Рядом с "Мариоттом" - часовня Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. На этом месте с XVII века стояла приходская церковь для жителей местности Столешники. Название происходит от того, что этот район заселяли ткачи, изготавливающие скатерти ("столешник" - устаревший синоим слова "скатерть").
Продолжение гостиницы - посмотрите, какая красота!
Петровский пассаж - аналог парижских пассажей. Идея его строительства принадлежала Вере Ивановне Фирсановой, продолжательнице знаменитой московской купеческой династии Фирсановых, владелицы 23 домов в Москве, усадьбы Середниково и Сандуновских бань на Неглинной улице. Строительство пассажа было поручено в 1903 году архитекторам Калугину и Фрейденбергу, авторам Сандунов. Здесь находился ресторан и кофейня "Бристоль" и даже магазин "Гомонъ", торгующий фото- и кино-товарами. После революции, как водится, пассаж национализировали, переименовали из Фирсановского в Петровский и выселили все магазины.
Сегодня пассаж принадлежит Bosco, кажется это их медвед.
Медведов, кстати, все же в Москве любят. Социальная реклама 2007 года.
Милые рекламки на ЦУМе. Тогда еще такое прокатывало.
Сворачиваем на Кузнецкий мост - тут красивейшее здание, выстроенное купцом Дюкло. Вскоре строение было выкуплено купцом Столбковым. В доме долгое время располагалась гостиница, которая значилась под разными именами, в зависимости от владевшего ею хозяина. Например, при Мореле она называлась «Лейпциг» и славилась своей кухней, на которой творил шеф-повар Шовень. Именно тогда здесь останавливались писатель Лев Толстой, декабрист Голицын, известные композиторы эпохи Глазунов и Балакирев. Наверху здания - поддерживающие антаблемент пухленькие купидончики-путти.А это магазин известной ювелирной фирмы Фаберже. Кроме этого здесь размещались мебельный магазин, принадлежащий Шмиту, конторы и редакции московского издателя Липскерова, несколько кондитерских лавок, книжный магазин, принадлежавший «Агенству Парижской прессы». Этот участок в 1784 году выкупило купеческое общество города Москвы, которое заказало проект архитектору Каминскому. В 1888 году почти достроенный объект обрушился. Под завалами погибли несколько строителей. Архитектора приговорили к шести неделям гаупвахты, потом заменили домашним арестом - так дешево тогда стоили жизни рабочих, да и случай был не исключительный. Строительство злополучного здания закончили в 1889 году.Еще прекрасной рекламы "Детского мира".
Это - пристройка архитектора Каминского к гостинице "Ярд", а в 1961 году в ней отрыли филиал ЦУМа под вывеской «Светлана».
А следующее здание - Московский дом художника. Здесь долгое время были разные владения, лавки, но в 1880 его купил коммерсант Сан-Галли, заказал Мартынову проект пассажа (опять французский след!) и тот соединил два отдельно стоящих каменных строения остекленным сводом с каркасом из чугуна. Помещения реконструированных здании приспособили под выставочные залы, в которых предлагались изделия заводов и мануфактур Сан-Гали. В 15 году во время немецких погромов пассаж пострадал и на том, кажется заглох. В 1917 году владение приобрел булочник Филиппов и устроил здесь кафе «Питтореск». Оформил его он сообразно стихотворению Блока "Незнакомка" и в 18 году ту самую "Незнакомку" здесь Мейерхольд и поставил. На эстраде, устроенной в кафе выступали Маяковский, Каменский и Бурлюк. Филиппов с инвестициями прогадал и в том же 1918 кафе перешло к театральному отделу Народного комиссариата просвещения, в связи с чем было переименовано в «Красного петуха».
Дальше по этой улице стоит роскошный "Савой". Отель возвели в период с 1910 по 1912 годы по проекту архитектора Величкина в стиле неоклассицизма с элементами ампира.
Палаты были выстроены в 1690 году на месте усадьбы Нарышкиных.
Дед Петра I, Кирилл Нарышкин, подарил свои земли Высоко-Петровскому монастырю для строительства братских келий. Архитектура палат отвечала общему замыслу ансамбля монастыря. Двухэтажное вытянутое здание из красного кирпича в стиле нарышкинского барокко долгое время считалось самым длинным в Москве.
Кельи монахов располагались на верхних этажах здания. Нижние этажи отдали под склады, чуланы, монастырскую больницу и хлебопекарню. В 1876 году первый этаж приспособили под торговые помещения, для чего пробили в фасаде девять крупных оконных проемов. К концу XIX века почти все помещения здания сдавались в аренду, поэтому к северному фасаду пристроили трехэтажный корпус для проживания монастырской братии. В начале XX века второй этаж бывшего братского корпуса занимали квартиры, на первом этаже располагались булочная, чайная, шляпная мастерская, красильня. После революции там организовали коммуналки и открыли магазины.
В 1950-е палаты отреставрировали: витринные проемы, выходящие на Петровку, заложили.
Чуть дальше напротив - усадьба Григория Абрамовича Кирьякова, владельца текстильных фабрик. Во второй половине XVIII века территория у пересечения Петровки и Петровского переулка перешла в его собственность и его московскую усадьбу возвели под руководством Матвея Казакова, но ряд исследователей полагает, что архитектором выступал один из его учеников.С сентября 1892 года во флигеле особняка действовала первая в Москве «зубоврачебная школа» под руководством стоматолога Ильи Матвеевича Коварского. После Октябрьской революции бывшую усадьбу Кирьякова передали в ведение физиотерапевтической поликлиники Мосздавотдела, где лечились культурные и общественные деятели. С конца 1990-х годов часть здания занимал отдел МВД по борьбе с киберпреступностью. В 2002 фасады усадьбы обновили, вернув им первоначальную расцветку и теперь это объект культурного наследия. После работ комплекс перешёл в ведение Страховой компании правоохранительных органов МВД России, усадьба открыта для посещения два раза в год в рамках проекта «Дни исторического и культурного наследия»
Зашли в "Кофеманию", на Петровке 19. Теперь уж ее давно нет.
Наискосок - здание Московской городской думы, прекрасный образчик конструктивизма, построеный в 1929 году. Автором проекта стал архитектор Кучнистов, выполнивший заказ кооператива «Жиркость». Организация имела отношение к парфюмерной продукции, не смотря на столь неблагозвучное название.
Аэрография! Тоже непривычно по тем временам для нас.
Рядом с "Мариоттом" - часовня Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. На этом месте с XVII века стояла приходская церковь для жителей местности Столешники. Название происходит от того, что этот район заселяли ткачи, изготавливающие скатерти ("столешник" - устаревший синоим слова "скатерть").
Храм был разрушен в 1928 году и сохранился лишь фундамент здания, на котором в 1997 году, в честь 850-летия Москвы, была возведена часовня. Так и стоит по сей день в окружении Gucci и Brunello Cuccinelli.
А за церковью, собственно, сам Marriott. Продолжение гостиницы - посмотрите, какая красота!
Петровский пассаж - аналог парижских пассажей. Идея его строительства принадлежала Вере Ивановне Фирсановой, продолжательнице знаменитой московской купеческой династии Фирсановых, владелицы 23 домов в Москве, усадьбы Середниково и Сандуновских бань на Неглинной улице. Строительство пассажа было поручено в 1903 году архитекторам Калугину и Фрейденбергу, авторам Сандунов. Здесь находился ресторан и кофейня "Бристоль" и даже магазин "Гомонъ", торгующий фото- и кино-товарами. После революции, как водится, пассаж национализировали, переименовали из Фирсановского в Петровский и выселили все магазины.
Сегодня пассаж принадлежит Bosco, кажется это их медвед.
Медведов, кстати, все же в Москве любят. Социальная реклама 2007 года.
Милые рекламки на ЦУМе. Тогда еще такое прокатывало.
Сворачиваем на Кузнецкий мост - тут красивейшее здание, выстроенное купцом Дюкло. Вскоре строение было выкуплено купцом Столбковым. В доме долгое время располагалась гостиница, которая значилась под разными именами, в зависимости от владевшего ею хозяина. Например, при Мореле она называлась «Лейпциг» и славилась своей кухней, на которой творил шеф-повар Шовень. Именно тогда здесь останавливались писатель Лев Толстой, декабрист Голицын, известные композиторы эпохи Глазунов и Балакирев. Наверху здания - поддерживающие антаблемент пухленькие купидончики-путти.А это магазин известной ювелирной фирмы Фаберже. Кроме этого здесь размещались мебельный магазин, принадлежащий Шмиту, конторы и редакции московского издателя Липскерова, несколько кондитерских лавок, книжный магазин, принадлежавший «Агенству Парижской прессы». Этот участок в 1784 году выкупило купеческое общество города Москвы, которое заказало проект архитектору Каминскому. В 1888 году почти достроенный объект обрушился. Под завалами погибли несколько строителей. Архитектора приговорили к шести неделям гаупвахты, потом заменили домашним арестом - так дешево тогда стоили жизни рабочих, да и случай был не исключительный. Строительство злополучного здания закончили в 1889 году.Еще прекрасной рекламы "Детского мира".
Это - пристройка архитектора Каминского к гостинице "Ярд", а в 1961 году в ней отрыли филиал ЦУМа под вывеской «Светлана».
А следующее здание - Московский дом художника. Здесь долгое время были разные владения, лавки, но в 1880 его купил коммерсант Сан-Галли, заказал Мартынову проект пассажа (опять французский след!) и тот соединил два отдельно стоящих каменных строения остекленным сводом с каркасом из чугуна. Помещения реконструированных здании приспособили под выставочные залы, в которых предлагались изделия заводов и мануфактур Сан-Гали. В 15 году во время немецких погромов пассаж пострадал и на том, кажется заглох. В 1917 году владение приобрел булочник Филиппов и устроил здесь кафе «Питтореск». Оформил его он сообразно стихотворению Блока "Незнакомка" и в 18 году ту самую "Незнакомку" здесь Мейерхольд и поставил. На эстраде, устроенной в кафе выступали Маяковский, Каменский и Бурлюк. Филиппов с инвестициями прогадал и в том же 1918 кафе перешло к театральному отделу Народного комиссариата просвещения, в связи с чем было переименовано в «Красного петуха».
Кафе закрыли в 1919 году и в годы НЭПа здесь вновь открыли торговлю.
С 1930 года в здании начали устраивать художественные выставки. Здесь же, до ликвидации в 1953 году, размещался «Всекохудожник», кооператив работников в сфере изобразительного искусства. Затем на его базе был создан и поныне действующий Московский дом художника.
В 1965 году здание кардинально перестроили в «современном стиле». Вместо прежних двух залов пространство разделили на пять. В 2001 году зданию Московского дома художника вернули первоначальный вид, воспользовавшись чудом сохранившимися чертежами XIX века.
А напротив - "Дом иностранной книги". В 1893 году новые владельцы заказали проект трехэтажного особняка у архитектора Фрейденберга. Сразу после открытия в доме разместился книжный магазин издательства «Товарищество М.О. Вольф» (после революции 1917 года на его месте возникла «Книжная лавка писателей», существующая и в наши дни). Здесь в начале прошлого века часто бывал Сытин и Гиляровский, известный нам по "Москве и москвичам". Ы здании размещался «Золотой магазин» по торговле книгами. Убранство интерьеров, оформленных еще в начале эксплуатации здания, сохранялось вплоть до 1990 годов, и затем было варварски уничтожено. Здесь, кстати, расположено посольство республики Молдова, ранее Молдавской ССР.
Участок напротив принадлежал братьям Третьяковым и здесь в 1882 году, по их заказу было построен эклектичный доходный дом в три этажа по проекту Каминского.
Одно из подвальных помещений части дома по Рождественке, арендуемой банковским учреждением «Лионский кредит», архитектором Каминским было сделано полностью герметичным.Имеющиеся у банка стальные сейфы, аналогов по надежности у которых в первопрестольной еще не было, для пущей сохранности от воров затапливали в этой комнате в ночное время. Вода бралась из рядом протекавшей речки Неглинки. Кажется, даже было пари, смогут ли медвежатники вскрыть эти сейфы, но, вероятно это мог быть литературный вымысел.
В Советское время, в 1930 году, в здании размещались редакции популярных тогда журналов «Октябрь» и «Рост». Здесь же находились: комиссариат юстиции; губернская прокуратура, а затем и прокуратура РФ.
В 2004 году здание перепрофилировали под торгово-офисный центр. Оказывается, через год после нашего визита здесь случился пожар, но восстановили его, вроде бы, хорошо.
А дальше - банк. В середине девяностых XIX века владение на улице Кузнецкий Мост, 15/Рождественка, 8 приобрел Московский международный торговый банк, который основал и вывел в число самых крупных в России Поляков.
Архитектором проекта был назначен Эйбушитц. Работы продолжались с 1895 по 1898 годы.
Прототипом строения, которое возвели в стиле ренессанса, послужило здание, принадлежащее тоже банку в итальянском Риме - Святого Духа.
Впервые в мире здание строили специально для банка - сделав величественным и устроив окно над угловым входом. Здание облицевали песчаником и сделали орнамент из цинка, а низ выделили темным камнем. В советское время здесь по-прежнему располагались банки, а полную реконструкцию провели лишь в 95 на средства владельцев «Мосбизнесбанка».
Сворачиваем на Рождественку, а тут удивительная конструкция. Дальше по этой улице стоит роскошный "Савой". Отель возвели в период с 1910 по 1912 годы по проекту архитектора Величкина в стиле неоклассицизма с элементами ампира.
Потом, конечно, гостиницу тут же национализировали и превратили в общежитие для сотрудников Наркомата Иностранных дел. Потом одумались, вернули все как было и размещали в номерах зарубежных гостей: Анри Барбюса и Ромена Ролана в 1935, например. Были и исключения - Есенин и Дункан. В 58 гостиницу переименовали в "Берлин". После реставрации вернули и облик, и имя.
А №9 по Пушечной - доходный дом Торлецкого-Захарьина, занимающий весь квартал. Дом построил ещё до Крымской войны потомственный почётный гражданин, купец 1 гильдии, коммерции советник и кавалер Торлецкий. Тогда здесь были разные магазины - от чаев до дамской одежды, аптеки, конторы газет и даже телефонная станция, а в крыле по Пушечной улице - Немецкий клуб.
Рядом с "Савоем" - дом Москонцерта. Тут след уже грузинский - здание №4 со знаменитым и презентабельным уже в то время рестораном «Альпенрозе» к началу XX столетия находилось в собственности Туркестановой-Аргамаковой. Одна из ветвей княгини Ольги исходила от старейшего грузинского рода Туркенишвили, прибывших в Российскую империю в годы правления императора Петра I в составе свиты Вахтанга VI – последнего царя Грузинского государства. Он переходил из рук в руки много раз, а в 1935 году стал домом учителя. И оставался таковым до 2015 года.
Угол "Детского мира". А №9 по Пушечной - доходный дом Торлецкого-Захарьина, занимающий весь квартал. Дом построил ещё до Крымской войны потомственный почётный гражданин, купец 1 гильдии, коммерции советник и кавалер Торлецкий. Тогда здесь были разные магазины - от чаев до дамской одежды, аптеки, конторы газет и даже телефонная станция, а в крыле по Пушечной улице - Немецкий клуб.
В 1888 году всё владение приобрёл русский терапевт Захарьин. Потом, конечно, наступила советская власть и в годы НЭПа здесь разместилось издательство "Недра", выпускавшее сочинения, например, Булгакова. В 1920-х годах в доме разместилась «Русская филармония» и находилась Государственная капелла. С 1939 года - это Центральный дом работников искусств.
На этом сегодняшнюю прогулку предлагаю закончить - и до следующих удивительных постов!
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!