Как стать фрилансером и быть продуктивным, счастливым и хорошо оплачиваемым

О минусах офисного планктонства и плюсах фриланса - в кратком эссе счастливого фрилансера с семилетним опытом.


Для начала, конечно, надо сказать, что работа в офисе - это престижно, особенно в крупных компаниях, а многие еще и успешно поддерживают это мнение, предлагая многочисленные ништяки - абонементы в спортзал, обеды, страховку, соцпакет и солидное денежное вознаграждение. Но... для всех профессий ли это справедливо? Моя, как и ряд других, предполагает, что миллион дел я вполне способна решить удаленно, а атмосфера на рабочем месте только отвлекает. Многие работодатели боятся, что если ты не находишься под бдительным оком шефа 8 часов в сутки, то ты недорабатываешь. Как бы не так! Помню, во времена работы дизайнером (даа, и такой позорный факт в моей карьере есть), меня бесил запах в офисе, солнце в окно, которое бликовало в мониторе с 12.00 и до 18.00, покидало вдохновение, а еще отвлекали коллеги. То на покурить, то пожрать, то в туалет. Конечно, продуктивность моя была намного ниже, чем хотелось бы. Потом, к счастью, положение дел позволило мне засесть дома, а потом появились и многочисленные подработки - то подснять, то написать, то поадминить - и я втянулась. Потом появился ребенок и, конечно, о работе в офисе речи уже и не шло. С тех пор, как я уволилась в никуда последний раз в 2010 году, возвращаться в офис уже и не хотелось. Я распробовала вкус свободы и тайм-менеджмента.

Сразу скажу, что жизнь фрилансера - это тоже не малина. Это постоянный труд, это нетворкинг, это, зачастую, работа без выходных, это отсутствие стабильности в какой-то мере, это контроль за собой и жесткий тайм-менеджмент и, возможно меньшее, чем в офисе, вознаграждение в месяц, особенно в условиях кризиса и бОльшая ответственность. Сам нафакапил - сам отвечаешь. Сам затянул с дедлайном - сам и сиди ночь. Неубедительно произнес спич перед клиентом - потерял клиента. Да, случается и так, когда совсем становится туго, когда отваливаются сразу несколько проектов. В частности, мне так подосрала судьба в эту зиму, но это не впервой, вытащу. И потому - скажу я вам, имела я ту работу в офисе палюбой. И вот почему:

1. Стабильность. А ой ли? Очень много компаний так и не заключают с работниками трудовой договор, занижают з/п, а следовательно и социальные отчисления благодаря черной бухгалтерии и могут завтра же выкинуть вас на улицу без последнего китайского предупреждения. Более того, такую херню практикуют 70% казахстанских компаний. Так чего вы напрягаетесь за клетку в 2х2 и 15 тыщ ежемесячно в ЕНПФ? Заведите ИП, и делайте то же самое самостоятельно.

2. Высокая зарплата. ДА ЛАДНО. Я скажу вам так, нынешний кризис ударил по всем креативным и не только сферам. Реальные зарплаты, предлагаемые на знаменитом (печально?) хедхантере, очень часто не превышают 200 тысяч тенге - дизайнеры, бухгалтеры, маркетологи, смм-щики, кодеры - все те, кто могут и удаленно работать, появляясь в офисе даже не каждый день... 200 тысяч, Карл. Из которых, если повезет, 35 на социалку, 30 на обеды, 15 на бензин и выхлоп ваш в 110 тысяч действительно стоит 8 часов потерянного времени ежедневно? Прибавим 2 часа на дорогу. Вы просираете 176 часов ежемесячно за 110 000 тенге. Вдумайтесь. Вы зарабатываете 625 тенге в час. Это чуть больше 2$. Вы убиваете свое здоровье плохими обедами, сидячим образом жизни и выгоранием за два доллара в час. Я кончил.

3. Снова о потерянном времени. В 7 утра вы встаете, едете на работу (а если вы сова - я вообще вам не завидую) через пробки - 30-40 минут ежедневно, вечером обратный путь. Переработки - неоплачиваемые (потому что см. пункт 1 - ТК РК вертели на МПХ 70%), снижение мотивации - вследствие чего бесконечные перерывы на покурить и в туалет - прибавим сюда 1-1.5 часа. В одном прекрасном тупейшем издательстве, куда я пришла на собеседование, на стене висело объявление - перекур легально 2 раза в день. В 11 и в 16.15 (половина моих коллег ща поржала, все поняли, про какой ИД речь). У меня встали волосы дыбом и я сбежала тут же. Уже тогда была умненькая, к счастью.

4. Отсюда вытекают проблемы со здоровьем. Человек - существо достаточно тонкое. Многие ненавидят свою работу лютой ненавистью. Даже если не обращать внимание на многочисленные теории о взаимосвязи обиды и появлении рака (кстати, вполне жизнеспособные), прямая физиологическая связь между сидячим образом жизни и набором веса - есть. По себе сужу. Прибавьте к этому обеды в непонятных шарагах, потому что хочется сэкономить денег, зачастую - очень низкую продуктивность по утрам, потому что вы не выспались - добрались домой в семь, приготовили поесть, убрались, посмотрели кино или сделали уроки с ребенком, а тут и спать, в 11-12, подъем в семь и так всю неделю. А если вы сова? Сочувствую. К выходным накапливается усталость, раздражение на себя и начальство, куча несделанных дел - растет неудовлетворенность собственной жизнью, а оттуда и появляются хронические болезни. Времени нет, дела есть, но делать их вы физически неспособны - не хочется и не можется. Есть, конечно, и другой сорт людей - они работают, ходят в спортзал по вечерам, да еще и в горы по выходным, но это вот, увы - не я. Если это вы - я жму вашу руку. Только признайтесь честно, вы же ждете отпуска шопиздец как. Хотя бы на небо посмотреть, какого оно цвета. Что, не так?

5. Эмоциональное выгорание. Это, вообще-то, очень тесно связано с предыдущим пунктом - потому что также ведет к проблемам со здоровьем. Наорал начальник? Клиент - мудак? Вот уже и все, работать не хочется, на выходных - не хочется ничего делать, потому что в офисе был аврал всю неделю, а если так продолжается неделя за неделей, а ваша работа не оценивается, начальник самодурствует и изобретает пятое колесо день за днем? Здравствуй, эмоциональное выгорание. О том, что работа должна приносить удовольствие - уже писано-переписано множество статей, я не буду повторять этого, потому что если вы в душе поэт, а сводите баланс - се ля ви. Так вот, у нас фрилансеров, бывают стычки с начальством, нанимателями и клиентами точно так же, как у вас. Но, открою вам тайну, нам гораздо проще "перезагрузиться". Вышел в старбакс за кофе - вот тебе и положительная эмоция. Прокатился на колесе обозрения - вот тебе и вдохновение на дальнейшую работу. Постоял на мосту или насладился шумом деревьев в парке - вот тебе и отдых. Многих ли из вас в разгар рабочего дня выпустят на полчаса в парк подышать? Да и у многих ли эти парки-то под рукой? То-то же. Еще два плюса. Первый - мы обладаем гораздо большей свободой выбора: поработать с неприятным заказчиком или поберечь свои нервные клетки, тут уж каждый решает сам для себя. И второй плюс - проекты у нас меняются гораздо чаще, мы просто не успеваем устать от рутинности работы, выполняемой день за днем. Лица, задачи и подход к их решению меняются гораздо чаще, чем у офисных работников! Зуб даю!

6. Мы сами создаем себе комфортную рабочую атмосферу. Наша работа не привязана к месту. Можем пойти в коворкинг, можем - в кафе, а можем остаться дома, если за окном ненастье. А вам - по любой в офис тащиться. Такая простая вещь, как стол и стул - это 50% успеха. Долгое время у меня были проблемы со спиной просто потому, что стулья в офисе были неудобными. Никто ради вас в крупной корпорации не станет менять офисную мебель. Привет, пункт 4. А еще мы можем слушать музыку, ржать над анекдотами в whatsapp и ни один ресурс у нас не закрыт строгим фаерволлом. Да-да, ведь многие компании в целях повышения работоспособности ограничивают доступ в интернет. У меня этот интернет 24 часа под рукой, так он мне и не нужен, все эти развлекательные порталы прекрасно можно посмотреть потом, после работы. А вот когда плод запретен - он слаще всего. Нет доступа - снижается мотивация. Нечем занять себя в свободные 2 часа, когда задач нет. А еще - нас отвлекают гораздо меньше. В офисе обязательно мимо шляются коллеги, кто-то пристает с расспросами, звонит телефон, зовут покурить - я недавно попробовала пойти в офис к одним ребятам, с которыми я работаю - скучно стало. Тот объем работы, который я выполняю дома за 1.5 часа, занял у меня 4. Комментарии излишни. Все еще верите в продуктивность полного рабочего дня?

7. Самоорганизация. Да, это пункт сомнительный. Некоторым действительно нужен постоянный контроль. Но, мне кажется, это дело привычки - ты грамотно планируешь весь день и по большей части фрилансера ничего не отвлекает от намеченных целей, если он, фрилансер, твердо знает, что работает на результат. Опять же, если сам нафакапил с тайм-менеджментом - сиди ночью. А еще - делай рабочий график таким, как тебе удобно! На здоровье! У меня есть некоторые ограничения, поскольку у меня есть ребенок, которому я хочу посвящать как можно больше времени - а значит, я не работаю с 6 до 10 вечера. А вот потом - хочу работаю, не хочу - не работаю. Хочу - в шесть встану, а хочу - в 7. А захочу - еще и посплю до 11. Кстати, тут помогает лень. Она повышает эффективность на 250% - хочешь поспать завтра - сделай все сегодня. Тем не менее, у фрилансеров куда меньше проблем со временем, чем у офисного планктона. И, опять же, меньше проблем со здоровьем, потому что мы едим не торопясь. У нас есть время вдумчиво готовить и не давиться плохой пищей в обеденный перерыв.

8. Экономияяяя!!! Забудьте про обязательные ежедневные траты на бензин или проезд, забудьте про минимум 1500 тенге (эээ, а есть такие цены-то на бизнес-ланч нынче? Или 1800 уже более реальная цифра?) каждый день, соответствие дресс-коду, перекусы, сахар или кофе в офис и подарки сотрудничкам (даже тем, которых вы не любите)! Это не только экономия времени, но еще и экономия денег. А представьте себе, что вы работаете от обеда и до забора и у вас есть ребенок, но совершенно нет бабушек и прочих родственников - прибавьте сюда затраты на вечернюю няню (около 90 000 тенге в лучшем случае) и посчитайте, что остается от вашей теоретической среднестатистической стодесятки. Ну а что некоторым абонементы выдают в спортзал, так у многих те абонементы пылятся себе на полочке, лично видела. Те еще сомнительные бонусы, не?

Конечно, побег из офиса многих пугает из-за страха перед неизвестностью, ведь никто не хочет потерять работу. Однако сейчас у людей появилось одно большое преимущество — мобильность. Современный человек всегда на связи и готов к работе практически в любой точке мира. Для того чтобы трудиться, ему не обязательно быть привязанным к конкретному адресу, креслу и компьютеру. Так почему бы не воспользоваться этой возможностью, если вам позволяет профессия? 

Комментарии

  1. Почитал статью - стал завидовать фрилансерам. Сам я за почти года фриланса обрёл бесконечное безденежье, так что в кафешку сходить просто не на что, и кучу нервных переживаний. В офисе я зарабатывал намного больше, хотя вот это вот всё. Но сплю до 12 и гуляю, да.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!

Популярные сообщения