Georgia alco trip. Day 7. Сванетия, Местия

Первым делом с утра мы вышли на балкон - надо же было увидеть при свете дня величественные сванские башни! Вид нас не разочаровал, надо сказать.

Наш хостел - Svan House и гостеприимный Давид. На балконе полощутся не только полотенчики, но и флаги - грузинский и литовский, оставленный накануне дружественным народом, который, кстати, нас угостил вином от хозяина. Вино не местное, а из Кахетии.
Музеев в Местии раз, два - и обчелся. Поэтому мы решили посетить как можно больше - гостеприимный хозяин сказал, что неподалеку одна из башен открыта для посещения. Вот неподалеку мы и отправились. В Местии любая прогулка, если она не по главной улице - в гору. Так что норму фитнеса мы сразу выполнили.

Вход в башню стоил два лари - за два лари ты получаешь не только средневековую атмосферу с черепушками и костями в углах, но и еще порцию фитнеса - лестницы в башнях деревянные и очень крутые - практически это просто такие аутентичные стремянки. У подножия мы встретили австрийку в возрасте, которая со смехом нам объяснила, что как только увидела вторую лестницу - решила никуда не лезть. А вот муж и сын пошли, да. Мы тоже решили до конца справиться с этим испытанием.

Мы залезли на самую крышу и старания наши были вознаграждены - вокруг открывались невероятные виды! Впрочем, ну что я рассказываю - смотрите сами!

У подножия башни из стены течет родник и стоит железная кружка для всех желающих утолить жажду - я попила. От ледяной воды сводит зубы (клише!)
А вот та самая башня, на крыше которой мы выкурили сигаретку в полном оцепенении перед красотой.

Главная улица Местии невелика, а развлечений в городке немного и холодно круглый год. Поэтому, я так понимаю, местные жители греются всеми возможными способами круглосуточно. Зато выглядит Местия словно маленькая Швейцария - все домики опрятны, отреставрированы и колоритны. Это столица Сванетии, в которой живет около 3000 человек. Исторически Сванетия была отдельным государством, со своим языком, традициями и обычаями. Ближе они были к остальным народам Кавказа, чем к грузинам, оттого местные и похожи больше на чеченцев, скажем, чем на грузин. Исторически, кстати, башни строились как можно выше из религиозных побуждений, говорят, что и сегодня сваны поклоняются богу солнца. Затем, однако, эти сооружения стало удобно использовать при отражении нападений. Кровная месть тут обычное дело - поговаривают, что и до сих пор. Неудивительно - сваны народ суровый, как и окрестные горы, в частности - сама Ушба, где каждый год погибает пара человек. Сегодня, правда, по улочкам города этого не скажешь - высокие сосны приветливо шумят ветвями, пасутся свиньи, по улицам ходит великое множество туристов (ей богу, по-моему мы за три дня повидали их больше, чем за год в Алматы!)
Вот с этими даже познакомились! И обменялись контактами - ребята путешествуют автостопом из Украины куда-то на восток, обещали заехать и в Казахстан! В знакомстве нам помог Д. Человек-праздник дергал всех, кто встречался по пути, кричал, размахивал руками и томе подобное.
- А, - говорили мы, - пожалуйста, не обращайте внимания, это наша ручная обезьянка!
Местия, кроме того, активно строится - открываются новые гест-хаусы, ресторанчики, в городе работает больница и туристический центр. Местные благодарны Саакашвили - это он построил дорогу до Сванетии, до этого сюда можно было добраться примерно по такой же грунтовке, какую можно встретить в любом захолустье. Шесть лет назад здесь появился маленький аэропорт, хотя рейсы и нерегулярные - зависит от погоды.

Ну а мы отправились на Хацвали - это местная канатная дорога и мини-курорт для лыжников в восьми километрах от города. Гиечку фейерверк остроумия достал окончательно и он даже сел на другое кресло.

На вершине горы расположен ресторанчик, откуда открывается очередной потрясающий, потрясающий вид на горы - очень похожие на наши, кстати, и можно выпить пива, вина или чего покрепче. Мы обошлись пивом. У Гиечки нашелся пленочный Pentax, сделанный для японского рынка, за что я зауважала его еще больше.

Для детишек в ресторане развлечение только одно - вот оно) зато какое милое)
Где-то посередине с канатки видно всю Местию.

И небо - огромное, в облаках высокое небо.
Потом мы вернулись в центр, перекусили и решили, что пойдем в музей. Вон та чаша в середине - это фонтан с минеральной водой! Я пришла в восторг, обнаружив этот факт! У нас минералочки попить не так просто.
Вот, кстати, самый центр Местии. Раньше она называлась Сети, а на этом месте находилось место поклонения языческим богам.

Рядом с музеем оборудована небольшая лужайка с камнями.
Сам музей меня поразил, как и многое в Грузии - это абсолютно новое здание, великолепно отделанное внутри и снаружи, со всеми необходимыми подписями под экспонатами. У нас музей такого уровня только один - Музей народных инструментов.
На первом этаже обнаружилась выставка современного искусства - коллажи мне показались довольно интересными и яркими - я люблю нотку прикладного искусства в современности. Авторство - Кетеван Матабели.

А дальше уже началось интересное - постоянная экспозиция музея этнографии. Вот это - древние подвески.
И ожерелья)
Серебряный колокольчик из коммуны Ипари и бусины из захоронения.
Керамика, стекло и черепки.
И еще бусы.
Браслеты из стекла - X-XIII век!
Бронзовые наконечники на булавы и декоративные детали из меди.
Кошелек, найденный в окрестностях - в кошельке монеты разных стран, которые торговцы Великого Шелкового Пути несли с собой. Монет здесь в музее, кстати, целая комната - от самых древних до самых новых. Ни одной из Казахстана не было.

Триптих с иконой Мадонны с младенцем, XIII век.
Сванская школа иконописи - Святой Георгий, побеждающий Диоклетиана. XII-XIII век. Коммуна Латали.
Икона Христа Спасителя, XIV век. Тоже сванская школа, коммуна Ипари.

А это молитвенник первой половины X века.

И сборник псалмов - X век.
Сванская мебель.
И оружие) это был, кстати, единственный момент, на котором Д оживился. Сразу видно - нищий духом человек, вот такусенький (с) О чем говорят мужчины.
А вот холл музея - отличное современное пространство, очень европейское.
От музея открывается вид на Местию.
Вечером мы заказали большой ужин в гостинице с вином для нас четверых. В лобби постепенно стянулись остальные постояльцы гест-хауса и мы в итоге объединили столы и закончилось все пробованием вина друг друга и тостами за благополучие наших стран и гостеприимство - тут вот надо воздать должное Д - человек-праздник собрал всех вместе и завязал разговор)
Кстати, под стеклом в столовой лежат картинки, визитки и деньги разных стран - мы оставили там свои 200 тенге - будете в этом чудесном гест-хаусе - найдете!

Так закончился наш день в Сванетии - довольные и пьяные мы отправились спать. На завтра у нас был запланирован тур в Ушгули, поэтому оставайтесь на связи, чтобы увидеть эту волшебную землю!