Литература для самых маленьких

В пользе книг даже для самых мелких деток сомневаться не приходится - развитие интереса к
чтению проповедуют все модные педагоги и основатели методик развития. Если вы придерживаетесь теории, что чтение полезно с самого юного возраста, то, несомненно, вы начнете закупать книги для самых маленьких, и подсовывать их ребенку наряду с обычными игрушками. Мой сегодняшний пост имеет своей целью помочь вам определиться, стоит ли тратить деньги на ту или иную книгу для ребенка - все-таки это всего лишь бизнес, имеющий своей целью привлечь покупателя, но под яркой обложкой вполне может скрываться нечто несусветное. Так что засучим рукава и приступим к обзору некоторого количества имеющейся у меня детской литературы. Буду надеяться, что мои обзоры и мнения вам пригодятся, когда вы вздумаете посетить магазин детских книг.


Книги, изображенные на заглавной фотографии - это издательство "Росмэн". В каждой из них изображены предметы с соответствующими словами. Обложка мягкая и без острых углов, листы толстые, и ух удобно переворачивать маленькими ручками - это немаловажно, поскольку некоторые издательства только что клеем страницы не смазывают - все для "удобства" ребенка. Однако, гм, посмотрите на следующую фотографию:
Если вы дизайнер, то вам, несомненно, знакомы эти снимки. Прошло 20 лет с момента выпуска 18-томной библии дизайнера разновидности доинтернетус - сборника Hemera, а они все еще здесь - знакомые клипарты! Росмэн, очнись, сегодня не 91 год! К слову "прямоугольник" подобрана аналогия... барабанная дробь... ВИДЕОКАССЕТА! Росмэн, але! КАК я буду объяснять ребенку, что это такое? Почему вас не устроила подушка, дверь, или что-то более ВНЕвременное?
К тому же, меня очень смутил подбор картинок, объясняющих, чем характеризуется тот или иной сезон, и книга про времена года вообще ооочень странная. Это просто набор картинок, в конце непонятным зайчикам и тракторам отдан целый разворот. И потом, полюбуйтесь на эти откровенно рождественские картинки в том же томе:
Я понимаю, что католическое рождество вошло в нашу жизнь благодаря Голливуду, но мы живем на постсоветском пространстве, и объяснить ребенку, почему наши соседи не вешают на дверь рождественский венок, а Дед Мороз носит штаны, а не длиннополую шубу - я оставлю эту задачу издательству.
От неудачных экспериментов росмэна - к книжкам-малышкам от Эксмо. Должна признать, что в детстве мне бы хотелось иметь такие, хотя и те, что продавались в киосках по 3 копейки - мне тоже нравились.
Они мягкие и без острых углов. Я постоянно это подчеркиваю, потому, что одним из произведений литературы дочь засветила себе в бровь - дети это умеют, потому безопасность очень важна. Внутри - короткие истории, в случае с лисенком - весьма странные из-за чрезмерного сокращения. Звучит это так: "Пошли они (лисенок с ежиком) в чистое поле. А там ветер гоняет колючие шары - кусты перекати-поле. - Я свернусь клубочком и покачусь, - сказал Ежик. Понесся вперед Лисенок. А Ежик толкнул лапкой куст перекати-поля. И тот покатился, послушный ветру. Запыхавшийся Лисенок прибежал назад. А Ежик со смехом встречает его: - Давно тебя поджидаю!" Где поджидаю, почему поджидаю, почему лисенок вернулся назад - не вижу логики в этом отрывке. Два лишних слова - "давай наперегонки туда и обратно" - рассказу бы ну совершенно не повредили. Зато иллюстрации Соны Адалян заслуживают всяческих похвал - очень простые, ясные и нежные.
Кроме того, хочется отметить, что страницы книжечки склеиваются, видимо, бумага как-то прилипает к основе страницы из мягкого материала.
Следующие - книжки из серии "Умный малыш" опять же Росмэна. Отличаются необычным креплением - веревочкой с бусинкой, так, что все листики из плотного картона передвигаются отдельно сами по себе. Эта серия мне очень полюбилась, первую книгу мне подарила подруга, а остальные мы докупили уже сами.
Внутри разные предметы, чаще всего не связанные по тематике, за исключением книжки в виде рыбки - внутри представлен исключительно животный мир. Кстати, тоже весьма своеобразный - я вижу роль книги в том, чтобы называть дочери животных, а потом изображать, кто какие звуки произносит. Но я убей бог не могу придумать, какой звук должна произносить лисичка и белочка. В яблочной книжке сначала помидоры-огурцы, деревья и домики, а в конце почему-то лампа и стул.
А в круглой книжке даже на одном развороте предметы никак не связаны между собой по смыслу - вот, карандаши и зонтик.
Однако, за исключением этих недочетов, серия прекрасная, а книги на фотографиях перенесли не один месяц игры с ними, а в нежном возрасте до года, как вы знаете, игра заключается в основном в том, чтобы стучать одним предметом об другой. Что свидетельствует об отменном качестве печатной продукции.
Следующая отрыжка воспаленного мозга печатной индустрии - это вот такие книжечки Azia Animation, представляющие собой короткую адаптацию известных сказок, объединенную с попыткой научить детей казахскому языку. Я бы и не упоминала о них, потому что они совершенно не заслуживают внимания, и даже тех 92 тенге, которых они стоят в магазинах. Упоминаю только потому, что хочу оградить от этой покупки всеми средствами. Это настолько плохо, насколько вообще это может быть плохо - бездарная адаптация текста, бездарная верстка, бездарные иллюстрации и отвратительное качество печати - собственно, очевиднейший пример того, как реализуется в государстве цель обучить всех государственному языку.
Следующая книга - серия "Твоя первая книжка", и называется она "Я и моя мама".
Книга интерактивная, внутри очень толстые листы из картона с углублениями, куда вкладываются фигурки животных. Всего пять разворотов, сопровождаемых картинками и посредственными стишками - не Агния Барто, все-таки.
Следующие - интерактивный кубик-книжка от "Аркаима" и их же "Я открываю мир" со своими "Первыми словами".
И если интерактивный кубик, лицензия на который была куплена у Emma Treehouse, прекрасен - очень наивные иллюстрации с имитацией техники пастелью, какие-то штучки, за которые можно потянуть, кролик, которого можно погладить, и сама книжка - буквально с десятью словами, но какими простыми и понятными...
...то про "Первые слова" этого не скажешь. Возможно, идея была хорошей - сделать две отдельные части книжечки на пружинке, где каждое слово соответствует определенной картинке, и ребенок мог бы находить слово в стопочке картонок справа, соответствующее изображению... 
...но исполнение могло быть гораздо лучше. Во-первых, это все те же стоковые фотографии из начала 90-х. Во-вторых, правая часть книжки уже заметно истрепалась, и я жду со дня на день выпадения одной из картонных страничек. Ну и в-третьих - пружины, скрепляющие книгу, надо делать более безопасными. Вот во что превратилось крепление после месяца употребления. 
Этим ребенок может оцарапать себя. 
Ну и еще одна книга на пружинке в моей библиотеке - "Цвета и формы" от Азбукварика. 
Воистину, неистощим источник клипартов девяностых, что уж тут говорить. А идея хорошая - с одной стороны в книге, больше напоминающей настольный перекидной календарь, находятся цвета, которые нужно подобрать к правой половинке с изображением предметов...
...а с другой - формы, и предметы, которые их напоминают. Чересчур прямолинейные, конечно. Скворечник - многоугольник (боже, таких скворечников-то уже никто не делает), флажки - треугольник, печенье - квадрат. 
А вот это вершина образности - где, интересно, у нас продаются пряники в виде сердечек?
Тому, кто угадает, что же в книжке соответствует трапеции - полагается приз за сообразительность. 
Теперь - еще одно изобретение издательства "Росмэн" из той же серии - "Умный малыш". Честно говоря, даже мой гениальный мозг не сразу сообразил, что книжка вроде как тоже интерактивная. 
Чем-то книги напоминают по принципу "Твою первую книгу" - слева посредственная картинка со стихами, а справа - интерактивная часть. Полагается, что малыш должен отвечать на вопрос, например, "Какие цветы называют весенними?" и вращать вставленный в заднюю обложку картонный диск так, чтобы рисунок и цвет на диске совпали со смыслом и цветом на страничке. Задача это нетривиальная, поскольку совершенно не очевидно, что диск вращается, и поскольку держа книгу как положено - левой рукой за левый край книги диск повернуть можно с большим трудом - настолько он плотно вклеен в обложку. 
Вместо этого рвется обложка. Так что, в общем, книга качеством не удалась. 
Одна из моих любимых серий - книги для детей 0+ "Вперед, малыш!" от Эксмо.
Меня завораживает в первую очередь техника иллюстраций Елены Шеремет, поэтому книги с ее работами я собрала прежде всего - то ли полимерная глина, то ли тесто, в общем - чудесные, живые и объемные даже на плоских страницах картинки, которые хочется рассматривать и рассматривать. 
Правда, шрифт выбран не самый удачный с эстетической точки зрения, а "Колобок" мне показался слегка странно пересказанным, но кто считает, как говорится. В целом серия очень удачна, и со сказкой "Три медведя" тоже все в порядке. На этом месте, кстати, выражаю благодарность Мари и Женясику, активно внесшим свой вклад в пополнение серии имеющихся у меня книг. Чуть не забыла еще одно "но", вовремя потрогала переплет. Хоть он и мягкий - не будьте обмануты. Края корешков книги очень жесткие и острые - могут поцарапать вашего ребенка. 
Далее - книги росмэна опять же в мягких переплетах. У меня их три и, пожалуй, хватит. 
Первая - вполне пристойная выжимка из Агнии Барто - "Барабан", "Сонечка", "Сторож" и так далее. С вполне пристойными иллюстрациями Натальи Буркот. Вторая - "Про животных" со стихами разных авторов. Иллюстрации не в моем вкусе, но признаю, что хорошо исполнены. И, наконец, худшая из всех - "Волк и семеро козлят". В процессе перевода на детский язык была выпущена часть с кузнецом (видимо, чтобы не травмировать нежную детскую психику), а заодно и двое козлят. Я безуспешно искала их на всех иллюстрациях сестер Задорновых, но - нет. Тщетно. Может, тут? 
Нет. Тогда здесь? 
Тоже нет. Ну, уж на сцене семейного воссоединения-то точно должны быть все семеро рогатых? 
Как бы не так! В общем, сказку художественно кастрировали до "Волка и пятерых козлят". Хуже того, рисунки, видимо показались издателям плоскими (и справедливо!), и они добавили в некоторые места дешевенькой фотошопной текстурки из стандартного набора. Надо уметь делать из плохого хорошее, а не наоборот. 
Следующие книжки принадлежат "Стрекозе" и не представляют из себя ничего особенного - маленького формата книжечки с крупными рисунками животных и предметов. Не самая качественная полиграфия и исполнение, но пойдет. 
Следующая книжка - самая что ни на есть безопасная, потому что мягкая. Издательство Usborne выпускает такие на английском языке, а вы же хотите воспитать билингвального ребенка? 
Правда, сделана она не из самой лучшей ткани, на мой взгляд, и интерактивности в ней маловато - вот моя подруга - та шьет потрясающие мягкие книги, так что жду ее творчества с нетерпением. Здесь разве что пара открывающихся дверок, не самое большое разнообразие тактильных ощущений, да в конце пищалка, изображающая цыплят. 
Ну а теперь приготовьтесь погрузиться в глубины ада полиграфической продукции. Эта ужасная серия от "Проф-пресс" объединяет в себе бездарные стихи и наполнение, кастрированного Зарубина и самую ужасную верстку, какую я только видела. 
Вот, например, образчик стихотворного творчества Корнеевой: 
В гости еноту
Ходить неохота :
- Есть у меня
На сегодня работа.
Вы ИЗВИНИТЕ,
Я к вам не приду - 
Буду закапывать
Трупик Листья в саду. 
Помимо этого страницы очень трудно переворачивать из-за плохой вырубки, а обложка, к тому же, обсыпана каким-то глиттером, и черт его знает, что там, в этих блестках на клею. Я думала, что это худшее, из всего, что я видела, но нет. Почетное первое место с конца получает серия "Читаем малышам" от того же издательства, в простонародье называемая "Чо ты пыришься", с неизменными блестками, убоищной версткой и просто пугающими иллюстрациями. 
Гениальный замысел дизайнеров состоит в том, что гипертрофированные убоища с водянкой рассказывают свою историю со страниц книжек, вращая пластиковыми глазами. Правда, приходится мириться и с двумя дырками на противоположной странице. 
Иллюстрации ужасны, а текст - текст вообще ниже всякой критики. История маркиза де Карабаса выглядит так: "Младшему сыну мельника достался в наследство кот. Юноша горевал, но кот вдруг человеческим голосом попросил у него пару сапог и мешок с горсткой зерна. Кот поймал рябчиков, вручил королю, а тот ему дал золота. Потом кот потащил хозяина купаться на реку, привлек внимание королевской кареты, маркиз понравился королю и его принцессе. Кот побежал впереди кареты, предупреждая всех, чтобы они говорили, что это владения маркиза де Карабаса, король не мог надивиться его богатствам. Вот кот прибежал к замку волшебника-людоеда, который по просьбе кота обратился мышкой. Тогда кот поймал его и съел. И жили они долго и счастливо". Клянусь, оригинал не намного длиннее, и не намного больше имеет подробностей. Кто, зачем, почему - Шарль Перро переворачивается в гробу, должно быть. 
Ну вот и все на сегодня. Надеюсь, вам пригодятся сведения, изложенные мной сегодня. Замечайте ваши замечания, добавляйте ваши добавления. До следующих полезностей!

Комментарии

Популярные сообщения