Анталья, часть 8. Minicity-4

Ну и снова к более современным памятникам архитектуры - особняк Ататюрка в Трабзоне, построенный в 1913 году в так называемом "черноморском" стиле, популярном в Крыму, был построен семьей богатого банкира Константина Каппагианидиса. Стал он особняком Ататюрка в 1924 году, когда президент в первый раз посетил Трабзон, а сегодня здесь, естественно, музей первого президента с его личными вещами и реликвиями.

Помимо особняка Трабзон знаменит монастырем Панагия Сумела. Согласно легенде его основали монахи Варнава и Софроний в 386 году, найдя в пещере со святым источником икону Девы Марии, написанную самим евангелистом Лукой. На этом месте они и заложили будущий монастырь. Икона чудесным образом преодолела, якобы, море, лежащее между Трабзоном и Афоном и стала называться Панагия Сумела - "Богоматерь Черной горы". Трабзон, кстати - это искаженное временем Трапезунд - еще одно место на земном шаре, давно знакомое по учебникам. Со временем в отрогах горы Мела вырос огромный неприступный комплекс на высоте 1200 метров над уровнем моря. В монастыре расположились аж 72 кельи на четырех этажах, а верхний этаж выполнял еще и охранную функцию. Обитель пользовалась покровительством нескольких поколений византийских императоров, а некоторые из Комнинов даже изволили здесь короноваться. Монастырь процветал и во времена Османской империи, так, Абдул-Хамид даже подарил монахам 15 окрестных деревень и вплоть до XIX века процветал. Правда, в 1930 году случился сильный пожар, от которого обитель пострадала так, что реставрационные работы ведутся до сих пор. Закрыт же монастырь был в 1923 году, а икона была тайно переправлена в Грецию аккурат на следующий год после пожара, где и находится по сей день. Монастырь же вошел в состав парка Алтындере.


Мидас Шехри - так называемая "могила Мидаса" врезана в каменную стену скального плато в 75 километрах от Эскишехира. На самом деле это вовсе не могила, и вовсе не Мидаса, который знаком нам по ослиным ушам, а святилище с нишей богини фригийской религии Миды VII века до нашей эры. Высокий фасад покрыт искусно вырезанными в туфе геометрическими рисунками, напоминающими лабиринт, с высоким фронтоном, украшенным чем-то, напоминающим разорванную пряжу - да, эти наросты сверху - вовсе не случайность. 


А вот совершенно необычный предмет в коллекции миниатюр - он нисколько не древность, а очень даже современный макет, расположенный в Чанаккале - то есть, по-нашему, по-древнегречески - Трое. Холм Хисарлык и его окрестности были объявлены в 1966 году Национальным историческим парком Трои, а участок включен во все тот же список ЮНЕСКО. Здесь и действует Музей Трои, в котором находится данная конструкция, использованная Петерсоном при съемках одноименного фильма в 2004. Дураками были греки, если не поняли, что внутри - люди, вот что я вам скажу. 
А это распластавшееся по земле сооружение с высокой табуреткой в отдалении - Национальный исторический парк Гелиболу, находящийся на южной оконечности полуострова. На полуострове происходило кровопролитное сражение в 1915 году, когда англо-французские войска высадили десант из 80 тысяч человек, которые неожиданно столкнулись с ожесточенным сопротивлением турков, а погибло в той битве около 500 тысяч. Парк был учрежден в 1973 году, и сегодня это - кладбище с мемориалами, где противники покоятся бок о бок. 

И снова мы в Антальи - следующая миниатюра точно повторяет театр Аспендоса, что в 47 километрах к востоку от города. Этот римский театр был построен в 155-162 годах архитектором Зеноном и вмещает в себя 12 тысяч зрителей. Он - один из самых хорошо сохранившихся в мире. Античные руины приспособили под проведение ежегодного Международного музыкального фестиваля оперы и балета Аспендос - акустика-то у театра ого-го, никаких усилителей не надо.
Из всего Акрополя в Бергаме для запечатления в миниатюре выбрали алтарь Зевса, сам по себе не маленький, и являющийся частью руин древнего Пергама. При Эвмене II в 180-159 годах до нашей эры его соорудили в ознаменование победы над галатами. По периметру цоколя вы можете видеть фриз, темой которого стала гигантомахия - битва богов-олимпийцев со всякими крылатыми и ползучими гадами. 
На следующей миниатюре представлены храмы Аполлона и Афины, от которых, увы, в Сиде уцелели только колонны, что неудивительно - 150 год до нашей эры - приличный возраст. 
Очередная часовая башня - Измир Саат Кулеси, была воздвигнута в 1901 году по распоряжению везира Кючюк Мехмед Саид-паши в честь 25-летия правления султана Абдул-Хамида II, того, который "кровавое чудовище", неоднократно упоминаемый в этой серии постов. Башня представляет собой восьмигранник высотой 25 метров и создана по проекту Раймонда Чарльза Пере в мавританском стиле. Часовой механизм - снова подарок немецкого кайзера, который работает безотказно вот уже более 100 лет. В 1902 году в Измире случился грандиозный пожар, но башня уцелела и стала символом города. 
Здесь смотрите не на столики кафе, а ниже - это остатки фортификаций в Аланье - Seljuk Shipyard, как гласит табличка, которые начинаются от порта и опоясывают большую часть полуострова. Большая часть из них была возведена в 1221-1228 годах при Кейкубаде I, и включает в себя Кызыл Куле - пятиэтажную восьмигранную башню авторства Эбу Али Реха эль-Кеттани. Конечно же, можно догадаться, что это - символ города. А в целом, очень неплохой загон для овец построили себе сельджуки. 
Следующий экспонат - тоже чистая импровизация, и смотреть на него лучше здесь, чем на месте, в Сельчуке, где от храма Артемиды 450 года до нашей эры осталась одинокая колонна. Вы будете смеяться, но история снова оживает - именно этот храм спалил Герострат. Артемисион Гейрократа был грандиозен - с двумя рядами мраморных колонн, огромных размеров... и все пошло прахом из-за одного экстравагантного товарища, который тем самым себя увековечил в истории.
Церковь Девы Марии тоже выгоднее наблюдать в Minicity - на месте, в Эфесе, от нее остались одни руины, а в парке построена реконструкция этого здания 200 годов нашей эры. Примечательна церковь тем, что там Нестория, Архиепископа Констанинопольского, предали анафеме в 431 году на III Вселенском соборе. А несторианство было признано ересью. 
Церковь Святого Николая в Демре была построена в VI веке нашей эры. Святой Николай, собственно - это Санта Клаус, он же Пер Ноэль и прочая, прочая. Вот его вотчина - точнее, здесь находилась его могила до захвата территории сельджуками. В 1087 году во время смут купцы тайно вынули мощи из саркофага, погрузили на корабль и увезли в Бари, где они и находятся по сей день. Однако, какую-то запчасть забыли, и она хранится в музее Антальи, правда, историки сомневаются в ее подлинности. А сам храм был заново отстроен при Юстиниане, хотя саркофаг датируется аж 343 годом. Церковь была отреставрирована в 60-х годах XX века, а перед ее фасадом долго красовался пластиковый Санта Клаус. Сейчас изображение святого заменено на более каноничное. 
Библиотека Цельса в Эфесе 115 года постройки является монументом этому проконсулу Азии, чей саркофаг находится в цоколе здания. Воздвиг его Юлий Аквила в память о правителе провинции, но, к сожалению, здание простояло каких-то 200 лет, в конце III века его внутренности выгорели, а фасад пострадал от землетрясения в X веке. Он был восстановлен в 70-х годах прошлого века и ныне напоминает зловещую декорацию со своими 8 колоннами ионического и коринфского ордера и копиями статуй мудрости, доблести, знаний и ума. 
А вот и копия минарета, о котором я рассказывала в посте про Калеичи - это символ города, которым так гордятся анталийцы, потому на нем я подробно останавливаться не буду. 
И снова в Измир - мечеть Иса-бея в Сельчуке построена к 1375 году Али-бин Мушимишем из Дамаска по приказу эмира Айдыноглу Иса-бея и счастливо существует по сей день. Считается она лучшим образцом архитектуры анатолийских бейликов, а при строительстве в ход пошли колонны черного мрамора и другие стройматериалы с руин Эфеса. 
Руины Патары, а, в частности, эти трехарочные триумфальные ворота, датируются V веком до нашей эры, были заброшены в период войн между сельджуками и византийцами, а знаменит этот город тем, что является местом рождения Николая Угодника. Когда-то это был крупный порт и коммерческий центр провинции Памфилия, но сегодня Каш - это небольшой городок с примечательными руинами в 44 километрах к югу, славящихся прекрасным пляжем с белым песком. 
И снова Анталья - Адрианские ворота, о которых я тоже рассказывала в посте про Калеичи.
Базилика Святого Иоанна в Сельчуке, датируемая VI веком - еще один экспонат, который лучше наблюдать в Minicity - на деле она представляет собой остатки стен, пол, да несколько белоснежных колонн с мраморной плитой 1979 года с останками Иоанна Богослова. Базилика была построена опять же при Юстиниане на месте маленькой церквушки, которая, в свою очередь, по преданию, стояла на месте захоронения автора "Евангелия от Иоанна". 
А вот этот скромный домик - дом девы Марии в на холме Бюльбюль 8 километрах к юго-западу от Сельчука. Датируется он I веком, по анализу камней подвала, хотя сам дом был возведен в VI-VII веках. Католики убеждены, что она именно здесь окончила свои земные дни, и сюда и по сей день тянутся паломники, в том числе и Римские папы. 
  Галикарнасский мавзолей - тоже реконструкция великолепного здания 355 года до нашей эры, которое считалось одним из семи чудес света. Сатрап Мавсол начал тогда возведение своей усыпальницы в Бодруме или Галикарнасе, но умер, не завершив работу, а продолжила дело его вдова Артемизия II. Она ненадолго пережила мужа, но к 350 году мавзолей был готов. Сатир и Пифей выступили архитекторами, увековечив не только сатрапа и его супругу на крыше, в колеснице, запряженной четверкой лошадей, но и имя правителя, трансформировавшееся в "мавзолей". От самого здания мало что осталось, поскольку госпитальеры растащили камни на реконструкцию замка Святого Петра. 

И, наконец, последний экземпляр парка Minicity - руины фонтана Перге III века до нашей эры, видимо, построенного перед самым запустением этого некогда крупнейшего полиса античной Памфилии. 
Рядом с руинами бежит вода, где мирно пасутся уточки, а правее находится детская площадка, весьма яркая и симпатичная, главным украшением которой является моряк Папай. 

Надо сказать, что к тому моменту, как Дарья наигралась со всеми горками, качелями и деревянным домиком, уже почти стемнело, поэтому мы имели честь наблюдать мягкий закат Антальи, а потом галопом понеслись к выходу, который, к счастью, находился недалеко - экспозиция весьма продумана так, чтобы к концу осмотра ты оказался у террасы ресторана. 
Кстати, снаружи стоит вот такой абсолютно русский грузовик, покрашенный в странные цвета, и его предназначение осталось для нас тайной. 
Ну а дальше мы уже с облегчением поехали в отель. На самом деле, то, что заняло у меня полтора месяца и четыре поста текста и фото, уместилось едва ли в полтора часа, но подарило мне много незабываемых ощущений и, более того, я, как любитель миниатюр, скажу, что это один из лучших виденных мною музейчиков. Правда, самый лучший все же впереди, поэтому - оставайтесь на связи! 

Комментарии

Популярные сообщения