Russia Trip 2007. Day 7. Петергоф

На следующий день мы отправляемся в Петергоф - как можно оставить эту жемчужину барокко без внимания!
Первым мы видим Собор Святых апостолов Петра и Павла. 
Еще при жизни Александра III отец Иоанн ходатайствовал о постройке нового храма в Петергофе. В городе было 13 церквей, но простым горожанам был запрещен вход в дворцовые, военные и другие церкви. Александр III лично определил место для церкви в центре города на берегу Ольгина пруда. Для строительства был выбран проект Султанова в стиле московского церковного каменного зодчества XVI-XVII веков. Закладка собора состоялась в 1894 году. С 1896 года началась кладка стен, затем три года велись штукатурные работы. Весной 1903 г. приступили к росписи стен. Ее исполняли московские мастера и иконописная артель села Палех.
12 июня 1905 года церковь освятили во имя апостолов Петра и Павла. К сожалению, уникальная утварь собора исчезла в советское имя и в 1935 году собор закрыли. После войны собор использовался как склад и реставрация его началась только в 80-х. 

Первый после ворот - Межеумный фонтан, где из пастей дракона и дельфинов вылетают струи воды и находится он на центральной оси Верхнего сада. Название "Межеумный" или "Неопределенный" связано с тем, что скульптурный декор фонтана часто менялся. В бассейне, созданном в 1730-х годах, первоначально была установлена многофигурная свинцовая скульптурная группа "Андромеда". К концу XVIII столетия на ее месте возникла композиция с морским драконом и четырьмя дельфинами. В XIX веке фонтанный декор менялся дважды, и, в конце концов, при послевоенном восстановлении, на свои места вернулись выполненные в бронзе дракон и дельфины. Все эти группы были авторства Растрелли. 

Однако центральный фонтан - не этот, а тот, что ниже - "Нептун". Первоначально его украшала свинцовая позолоченная скульптурная группа "Нептунова телега". Композиция состояла из фигуры древнеримского царя морей и коляски, а также верховых на лошадях и дельфинов. На южной стороне бассейна был построен трехступенчатый каскад со статуей Зимы.

К концу XVIII века скульптуры обветшали и были заменены на бронзовые, приобретенные императором Павлом I в Германии. Эти статуи были созданы кузнецом Георгом Шнейдером и скульптором  Христофором Риттером в 1660 году для фонтана в Нюрнберге.
Во время войны скульптуры вывезли в Германию и пришлось доказывать затем, что это собственность СССР. В 1947 году их вернули, недостающие воссоздали и Статуя Аполлона Бельведерского заменила фигуру Зимы в каскаде. В 1956 году фонтан Нептун был вновь запущен.

Чeтыpe cтaтуи бoгoв и бoгинь из мpaмopa, coздaнныe итaльянcким cкульптopoм Aнтoниo Бoнaццa в cepeдинe XVIII вeкa в гopoдe Пaдуя, пepeexaли к фoнтaну «Дубoвый» в Bepxнeм caду Пeтepгoфa. Cлeдуeт oтмeтить, чтo ceмeйcтвo Бoнaццa, в лицe oтцa Aнтoниo - Джoвaнни Бoнaццa, пoдapилo eщё двe пpeкpacныe cтaтуи - Aдaмa и Eвы, кoтopыe уcтaнoвлeны в Hижнeм пapкe Пeтepгoфa. Вертумн, Помпона, Флора и Зефир отныне украшают верхний парк. 


На центральной оси Верхнего сада ближе всего к Большому дворцу, находится фонтан "Дубовый". В круглом бассейне, на туфовом островке в виде морской звезды, гостей парка встречает "Амур, надевающий маску". Эту скульптуру в 1809 году выполнил скульптор Росси. Амур окружен шестью дельфинами, помещенными на лучах звезды, из пастей которых бьют тонкие струйки воды.
Название фонтана "Дубовый" связано с тем, что бассейн, созданный в 1730-х годах, поначалу украшал свинцовый золоченый дуб, окруженный тритонами и дельфинами. Дерево, созданное Растрелли, в середине XVIII века из бассейна убрали и впоследствии использовали в Нижнем парке при создании фонтана-шутихи "Дубок". Композиция фонтана неоднократно менялась, и сейчас лишь название напоминает о первоначальном убранстве.
А это восточный квадратный пруд и должен быть здесь Аполлон, но его почему-то нет.
Церковь здесь достроили по проекту Растрелли к 1751 году. Она освящена 10 сентября 1того же года и занимает восточный корпус Большого дворца, увенчанный, по желанию Елизаветы Петровны, пятью золочеными куполами "согласно нашей вере".
А вот, наконец, и самые великолепные фонтаны Петергофа: Большой каскад, составляющий единое целое с Большим дворцом. Начало истории строительства Большого каскада связано с именем Петра I. Именно ему принадлежала идея завершить перспективу морского въезда в резиденцию дворцом с грандиозным фонтанным сооружением у его подножия. 
Строительство Большого каскада началось в 1715 году одновременно с возведением на высоком холме Большого (Нагорного) дворца. В первоначальном варианте Большой грот задумывался с двумя боковыми каскадами с ниспадающими потоками воды, но возглавивший строительство в 1716 году французский мастер садово-парковой архитектуры Жан Батист Александр Леблон усовершенствовал проект, устроив вместо обычного ниспадающего течения воды фонтаны, укрепив конструкцию грота сводами и дополнив убранство каскада новыми художественно-декоративными деталями. Леблон закончить работу не успел и его сменил Микетти, который увеличил количество скульптур. Вы знаете, что каждая из них еще и собственное имя имеет? Ближайшая в кадре - Амазонка.
И, конечно, "Самсон, раздирающий пасть льва". Двадцатиметровая струя, вырывающаяся из пасти льва, господствует над всей композицией. 
Строительство Большого каскада и Гротов велось 8 лет. Торжественный пуск воды на Большом каскаде состоялся в августе 1723 года. 

Морской или Самсониевый канал - тоже идея Петра I. Морской канал образует главную поперечную ось Нижнего сада и делит его на две симметричных, почти равных части - восточную и западную. У Большого каскада канал заканчивался глубоким полукруглым ковшом.
Канал сразу стал парадным въездом на территорию резиденции. Гости прибывали в Петергоф на кораблях, после чего пересаживались в шлюпки и легкие суда, проходившие по каналу в ковш, служивший гаванью. При Петре I ковш был свободен, яхты и легкие суда проходили по каналу и подвозили гостей к самому дворцу. Уровень воды в ковше Большого каскада был выше, чем в Финском заливе, поэтому придворный инженер-гидравлик Василий Туволков построил на канале шлюз.
За шлюзом начинается садовая часть канала. Отсюда он тянется между розовато-серыми отвесными гранитными стенами и зелеными газонами. Две аллеи вдоль Морского канала ведут к гавани, образуя вместе с ним широкий луч. Пересечение Марлинской аллеи и Морского канала отмечено мостом. Мост служит видовой площадкой, откуда открываются одновременно четыре перспективы: на Большой дворец и Большой каскад, на залив, на фонтаны «Адам» и «Ева».
В 1929-1931 годах дворцовые постройки подверглись капитальной реставрации: были заново переложены оба каскада и стены Самсоновского канала на всем его протяжении.
1 280 тысяч литров воды каждый день вытекает из канала в Финский залив - это воды Большого фонтана и других фонтанов. 

Довольно страдальческий Адам авторства Бонацца. 
А вот и Финский залив - так я впервые увидела океан (ну, его часть). 

А вот мы дошли до ансамбля Монплезира - это Екатерининский корпус. Он был построен при Елизавете Петровне и состоял из двух зданий, соединенных между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приемов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина Вторая в бытность супругой наследника престола Петра Федоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил свое название.
А этот дворец построили к 1723 году по проекту Леблона и Растрелли. В переводе с французского (mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» - так назвал его Петр Первый.
К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объем здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые - Кабинет и Спальню Петра Великого.
После смерти Петра I дворец превратился в музей, посвящённый императору - после его кончины здесь ничего не менялось. 
Дворец крайне скромный, не чета нынешним. При дворце невероятно милый сад с клумбами. 


Памятник Петру I. 
Замысел создания в петергофской резиденции "мочильных забав" принадлежал Петру I, который, как известно, любил подобные шутки и розыгрыши. Хотя некоторые фонтаны-шутихи Нижнего парка были устроены в конце XVIII века, по действию и принципу декоративного оформления они полностью соответствуют водяным забавам петровских садов.
Шутиху "Зонтик" создали в 1796 году по проекту архитектора Броуэра под влиянием "китайских" построек в Царском Селе. Фонтан по форме напоминает зонт: массивный столб поддерживает широкую ярко-зеленую кровлю, завершенную деревянным резным цветком. Столб опоясан креслами с резными локотниками. Как только гости собирались под этой кровлей, из ста шестидесяти четырех трубочек, спрятанных за изящными резными фестонами, начинали бить упругие струи, образуя плотную водяную завесу. В 60-х годах XIX века кровле фонтана придали облик гриба-мухомора. С тех пор почти целое столетие фонтан-шутиха именовался "Грибком". В 1949 году, при реставрации, вернулись к первоначальному облику и названию, однако его и до сих пор называют так. 
А это шутиха "Дубок". 
Римские фонтаны названы так из-за сходства с теми, что расположены в Риме на площади перед собором святого Петра и созданы были Бланком и Давыдовым. Сначала они были деревянными, но к 1800 их облицевали мрамором и украсили бронзовыми венками, гирляндами и масками бога морей Нептуна.

Самая большая площадь восточной части парка, украшенная цветниками и парными фонтанами, напоминает парадный зал, раскинувшийся под открытым небом. Ее смысловой центр - каскад "Шахматная гора". Он расположен на естественном склоне, протянувшемся вдоль всей территории Нижнего парка. Свое название каскад получил благодаря сливным ступеням, расписанным в середине XVIII века черными и белыми квадратами в шахматном порядке. Архитекторы Браунштейн, Земцов, Усов, Бланк, Давыдов принимали участие в проектировании и строительстве каскада, который задумывался Петром I как "Руинный", поскольку должен был представлять разрушенную крепостную башню - символ взятия русскими войсками шведских крепостей. В 30-х годах XVIII столетия внешний облик каскада изменился и стал напоминать неприступное жилище трех крылатых драконов, стерегущих вход в верхний грот. Выполненные по моделям Оснера, фантастические ярко окрашенные драконы дали каскаду еще одно название - "Драконова гора". Ощерив клыкастые пасти, драконы изрыгают потоки воды. Она скользит по четырем водопадным скатам и ажурной завесой закрывает вход в нижний грот. 
Псевдо-естественный прудик у подножия каскада. 
По сторонам каскада на высоких каменных пьедесталах установлены мраморные фигуры десяти античных богов. Они выполнены в петровское время итальянскими мастерами. Как и другие статуи Нижнего парка, скульптура каскада "Шахматная гора" олицетворяет морские победы, политические успехи и процветание русского государства.
А тут играет для увеселения публики оркестр. 
А это - музей семьи Бенуа. В середине XIX века рядом с летним императорским дворцом были построены два Фрейлинских корпуса по проекту архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Именно этот человек, которого император Николай I назначил главным архитектором Петергофа, стал родоначальником художественной династии Бенуа. 27 сентября 1988 года в одном из корпусов Фрейлинского дома был торжественно открыт художественный музей, посвященный уникальной династии. 

И вот мы снова возвращаемся к великолепному Большому каскаду.



Тут  еще прекрасная увитая плющом аллея. 
Наконец, покидаем Петергоф, находив не одну тысячу шагов (вот жаль, что не было тогда шагомерок). 
Кстати, перед отъездом мы прошли через парк природных скульптур - это одна из них.  
И напоследок граффити вам с Бендером! 

На этом на сегодня все - и оставайтесь на связи!


Комментарии

Популярные сообщения