Музей Кастеева: "Вершины духа" Рериха и Жанузак Мусапир "Мое творчество - моя сила"
Рериха я невероятно люблю и привозят его к нам довольно регулярно, раз лет в 7-9. В этот раз приехали к нам снова гималайские картины - выставка «Вершины духа» представляет серию работ, раскрывающих суть одного из основных духовных посланий художника. Гималайские этюды, изображающие величественные ландшафты, давно стали визитной карточкой художника, по которой его произведения легко узнают повсюду.
На выставке экспонировались 50 работ Н.К. Рериха 1930-40-х годов - того периода, когда он путешествовал по Южной, Центральной и Восточной Азии, жил в Индии. По некоторым полотнам видно, что они прямо ветхие-ветхие, насквозь просвечивает холст, виден их возраст и, может быть, условия, в которых их хранили.
На выставке экспонировались 50 работ Н.К. Рериха 1930-40-х годов - того периода, когда он путешествовал по Южной, Центральной и Восточной Азии, жил в Индии. По некоторым полотнам видно, что они прямо ветхие-ветхие, насквозь просвечивает холст, виден их возраст и, может быть, условия, в которых их хранили.
В эти годы Рерих полностью перешел на темперу.
Помимо горных пейзажей на выставке и разнообразные сюжетные композиции, имеющие символическое значение. В ореоле гор изображены Христос, дедушка пророка Мухаммеда, знаменитый завоеватель Чингисхан. Рерих писал самые разнообразные и порою малоизвестные легенды, притчи, сказания. И правду говорят, фото не передают и толики мощи и энергии художника - в самом широком смысле. Эти картины смотрят тебе в душу, а не ты смотришь на них.
"Твердыня бонпо".
"Пещера Миларепы".
"Тибет. Шарден гомпа"."Горная обитель".
"Храм". Вот это что-то невероятное по энергетике.
"Вечерний зов". И это - посмотрите, как монахи силуэтами застыли лицом к нам!"Гималаи".
"Утро".
"Фуджияма".
"Гималаи".
"Гималаи".
"Гималаи".
"Гималаи".
"Лахул". Лахул был древним тибетским княжеством. Семья Рерихов, когда жила в долине Кулу с 1929 года, совершала экспедиции в окрестные горы. Как правила поездки начинались с перевала Ротанг и шли вглубь Малого Тибета. Перевалы Западных Гималаев представляли для Рериха особый интерес, так как через них шли пути к Средней Азии с ее остатками древних культур. Художник запечатлел множество знаков на камнях, ступах, монастырях. А на картине - тибетец с наскальным изображением Будды.
"Гуру Камбала". Согласно тибетской легенде гуру Камбале в бою с врагами мечом отсекли голову, но он словно и не заметил потери физической головы. Учитель-воин схватил с земли свою голову, поднял меч и бросился на врага. И победил. Изрезанные скалистые отроги, написанные в холодных тонах, передают суровость и решимость момента принесения жертвы. По словам самого Рериха, он представил гуру Камбалу, как символ преданности и служения.
"Чудо дивное". Известное геологическое явление прорыва горючих газов сквозь толщу земли художник переводит в разряд символа. Подобные явления часто лежат в основе народной мифологии. Всадник остановился перед пылающим пламенем. Какой знак распознал воин? Готов ли он преодолеть огненную полосу? Стелющиеся по земле языки огня предупреждают и зовут на подвиг.
"Гималаи" и "Гималаи, Вечер".
"Гималаи".
"Гималаи".
"Заклинтель". В пещере, сидя на коленях, перед костром склонился человек, простирая руки над пламенем в ритуальном действии. Художник раскрывает тайный смысл действий заклинателя в изображении зловещей тени на стене пещеры. Картина написана в 1943 году, так что она весьма метафорична.
"Заклятие". В новолуние на берегу горного водоема брахман совершает традиционный ритуал. Опуская в воду зажженный светильник, он произносит священные гимны. В Индии большинство обрядов разного рода почитаний и подношений сопровождаются зажжением огня, который олицетворяет божественную силу. Пламя высвечивает одинокую фигуру святого в оранжевом одеянии и вся картина пронизана мистической таинственной тишиной.
"Женщина совершает на берегу реки утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она пошлет по течению реки вереницу светочей, молясь за блага своих детей". Художник передал поэтично в этой картине древний обычай индийских женщин - дневной сет угас, зажглись светильники, девушка пускает в реку огоньки в ореховых скорлупках. Плывут по течению дары сердца. Полотно написано в едином темно-синем бархатном тоне, на фоне которого перекликаются огни на Ганге и мерцающие звезды в ночном небе.
"Портрет Н. К. Рериха". Портрет своего отца Святослав Рерих написал по окончании Центральноазиатской экспедиции. Он изображен в тибетском одеянии на фоне фигур, воспроизводящих бодхисаттв в средневековой настенной живописи буддийского монастыря Восточного Туркестана. Сюжет на заднем плане картины - сакрален, это шествие четырех святых с Востока на Запад, которые несут меч. ларец, светильник и книгу - символы знания и мудрости.
"Лама".
"Мысль". В картинах последних лет жизни Николай Константинович все более настойчиво старается передать одну из основных практических идей всей своей философии: мысль, как проявление духа, обладает материальной силой и с ее помощью можно преображать окружающий мир. На полотне изображен йог, который устремляет свою мысль в небесную высь. Дальние горы зажглись пламенем, символизируя единство человека и окружающей природы. "Каждая мысль запечатлевается в пространстве. Так важно творчество мысли - истинное сотрудничество в прекрасном созидании всей Вселенной", - писал Рерих.
"Закат" и "Тибет".
"Гималаи".
"Кремнистый путь (Поход Чингисхана)". Значительная часть второго среднеазиатского путешествия Рериха 1939-1945 годов прошла по территории древней Монголии. Он был зачарован этой землей. Ее необъятные просторы и своеобразная девственно суровая красота нашли отражение во многих его эссе и, конечно, на картинах. Создавая величественные пейзажи Монголии, Рерих стремился их наполнить особым смыслом. В этой картине изображена бескрайняя пустынная степь в районе горы Наран-Обо, которая простирается холмами от горизонта до горизонта. На этом фоне не сразу заметна вереница всадников, двигающихся один за одним по суровому пути за дальней мечтой. Сокол (белый кречет) на знамени Чингисхана проносится среди камней с отпечатком трех кругов. Именно это древнее изображение Рерих выбрал в качестве Знамени Мира (Пакт Рериха). Универсальный символ триединства бытует с давних времен во многих культурах мира, а "чинтамани" - состоящий из 3 окружностей талисман, изображен на гербе Многолии.
"Египет". Пирамиды Рерих увидел в путешествии из США в Индию в 1925 году. Многообразие тонов от лилового до рыжего и нежно-розоватого, предрассветное зеленое и золотое небо и отсутсвующая графичность, свойственная произведения Рериха делают эту картину особенной. Да еще и пирмаида и сфинкс, безмолвные свидетели вечности смотрят вглубь веков и времен.
"Баралача" и "Взгорье".
"Гималаи" и "Горное озеро"."Тибет".
"Святыни и твердыни".
"Оттуда".
"Кулута".
"Священная пещера".
"Баралача". При путешествии из Кашмира в Лахул через Ладак, путники следуют через перевал Баралача. Чуть ниже перевала находится живописное озеро, посвященное богу Солнца - Сурай (Сурья) Тал. Вид озера часто встречается у Рериха.
"Гималаи".
Вторая выставка, конечно, не такая. Она - персональная, Жанузак Мусапир "Мое творчество – моя сила". Выставка посвящена 30-летию Республики Казахстан, 350-летию Жолбарыс би Жылкайдарулы, 15-летию Академии художеств РК, а также 40-летию его творчества и 60-летию со дня рождения. То есть, чему только не. И титулов у художника, конечно, на три строчки. Рерих вот что, он просто Рерих. Но некоторые работы я оценила за декоративность.
Серия "Путь от детства к мудрости".
"Женщины, выкладывающие курт".
"Вид Арала".
"Море жизни".
"Тамгалы".
"Два друга".
"Хан-Тенгри".
"Ак шокы".
Серия "Путь от детства к мудрости".
Серия "Путь от детства к мудрости".
Серия "Путь от детства к мудрости".
Серия "Путь от детства к мудрости".
"Скачки"."Женщины, выкладывающие курт".
"Вид Арала".
"Египет".
"Тень"."Море жизни".
"Тамгалы".
"Два друга".
"Хан-Тенгри".
"Ак шокы".
Серия "Путь от детства к мудрости".
Серия "Путь от детства к мудрости".
Серия "Путь от детства к мудрости".
На этом все и оставайтесь на связи!
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!