Russia Trip 2007. Day 5. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Эрмитаж! Наконец дошли до Эрмитажа - великолепнейшего здания Зимнего дворца, где, собственно и находится вход в музей. 
Современное здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах Бартоломео Франческо Растрелли в стиле елизаветинского барокко. Заудмала его построить Елизавета Петровна, однако до конца постройки не дожила. В 1764 году в Зимний дворец переехала Екатерина II, при ней и закончили отделку покоев. После нее жил здесь Павел I, потом Александр I, Николай I, потом Александр II и III, и, наконец, Николай II. А после того его выкрасили в коричневый цвет без выделения деталей и разместили Временное правительство. В потом еще и музей Революции напополам с Государственным Эрмитажем.
В 1927 году при реставрации фасада было обнаружено 13 слоёв разных красок. Тогда стены Зимнего дворца был перекрашены в серо-зелёный цвет, колонны в белый, а лепнина - в почти чёрный.


Интересно, что культурный слой со времени строительства поднялся на полтора метра, что изменило пропорции дворца.





Теперь, на самом деле я жалею, что тогда не сняла побольше интерьеров, лишь самые заметные скульптуры. Это, например, Лаокоон и его сыновья. История тут, если кто не помнит, такая: Лаокоон предостерегал троянцев от принятия в дар коня, потом возопил "Бойтесь данайцев, дары приносящих", метнул в коня копье, после чего из моря выползли змеи и дальше версии расходятся - убили то ли Лаокоона и одного сына, то ли только сыновей, то ли всех троих. Тут самая кровавая версия мифа - всех. 
Йозеф фон Копер, "Танцовщица". Так сразу и не скажешь, что она танцует. 
Одной из целей нашего путешествия было посещение египетского зала. На тот момент я еще не была в Лувре и потому эти прекрасные экспонаты произвели на меня глубокое впечатление. 
В основу экспозиций легли раритетные экспонаты привезенные хранителем Эрмитажа Боком из Египта во время его поездок в эту страну. Создана экспозиция была за год до войны. 
Саркофаги древнеегипетского жреца Па-ди-ист. Внутренний саркофаг, внешний саркофаг. Дерево. X век до н.э. 

Саркофаг торговца Ра-ма X века до н.э из дерева.


Стела Ипи (Первая половина XIV в. до н.э.). изображает управителя царским хозяйством, царского опахалоносца Ипи перед богом Анубисом.
Время правления фараона Тутанхамона. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую с жезлом "уас" протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов. Различная трактовка образа Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована. Фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса.
Статуя богини Мут-Сохмет из базальта. XV в. до н.э. Она - богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся ее жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. 
Один из великолепных экспонатов египетского древнего царства XXI-XX вв. до н.э. Гребцы на каноэ.
Различные мелкие статуэтки, которые помещали в гробницы к умершим. Изображали они слуг, которые и в загробной жизни должны продолжать выполнять свои обязанности, работая на господина. 

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.
В древнегреческой мифологии - муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.
Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).
Статуя Венеры римская копия по греческой статуе Афродиты Каллимаха или школы Поликлета конца V в. до н.э.
в римской мифологии первоначально Венера - богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой.
Статуя Юпитера в Эрмитаже - колоссальная скульптура верховного античного бога, созданная неизвестным римским мастером в конце I века н. э. Создана она неизвестным скульптором и  одна из самых больших и монументальных античных скульптур, хранящихся в музеях мира. Она действительно внушительна. 
А вот с изображением животных у древних греков было плоховато. Это, например, пантера. Мрамор, Древняя Греция, III-II века н.э.
Галерея истории Древней живописи. Совершенно великолепная роспись потолков и стен, выполненные восковыми красками Хильтеншпергером композиции, бесконечно далекие от реальных античных росписей и картин. Дело в том, что тогда античное искусство изучали в основном по литературным источникам. Однако, получилось прекрасно. Жаль, что тонкости интерьеров мне полюбились гораздо позже - лет через 7 в Италии и Франции.  
"Амур и Психея", реплика Кановы, первого большого мастера неоклассицизма. Он первым стал очень личностно толковать античные образы, запечатлев Амура в тот момент, когда он только коснулся земли. Он ласково обнял свою возлюбленную, которая, постепенно пробуждаясь ото сна, тянется к своему герою. Канова прекрасно владел жестом и движением, передающим эмоции. 
Просветы Нового Эрмитажа с потрясающей лепниной. 
Внимание мое привлек стол с наборной столешницей XIX века. 
Затем мы посетили Рыцарский зал - по слухам самый посещаемый в Эрмитаже. Основой богатейшей коллекции оружия и доспехов Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов, стало личное собрание Николая I. Российский правитель увлекался историей рыцарства, читал романы Вальтера Скотта, устраивал карнавалы в средневековом стиле и даже проводил настоящие рыцарские турниры. Первую трофейную турецкую саблю Николаю Павловичу подарили в 13 лет. С тех пор император стал гореть идеей собрать собственную уникальную коллекцию оружия и рыцарских доспехов.

Николай I приобретал ценные экземпляры во время зарубежных поездок, а экспонаты с европейских аукционов привозили его личные представители. Неслучайно государя называли последним рыцарем Европы. 
Часть конной группы из 4 рыцарей. 

Лоджии Рафаэля. Again! Слишком мало внимания я уделила этому великолепному творению Кваренги! Лоджии Рафаэля называют Библией на потолке - здесь представлены копии рафаэлевских фресок. Здание повторяет с некоторыми отступлениями известное сооружение Папского дворца в Ватикане и создано было с 1783 по 1792 годы. Своим появлением здесь лоджии Рафаэля обязаны, вы не поверите, недомоганию императрицы. Екатерина II сильно простудилась и чувствовала себя не совсем хорошо. А тут ещё и унылый пейзаж за окном, который изрядно портил настроение государыни. На дворе стояла осень 1778 года. 
Чтобы хоть как-то утешить себя, царица взяла в руки альбом с раскрашенными гравюрами. Ей попались на глаза изображения галереи дворца Папы в Ватикане: на стенах — ковер из орнамента, на сводах — сцены из Ветхого и Нового Заветов. Все фрески по рисункам самого Рафаэля выполнили его ученики и помощники. Екатерина тут же повелела:

"Немедленно скопировать в натуральную величину эти своды, а также стены. И я даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Так как непременно нужно, чтобы я видела, каковы они". В Европе шушукались, мол, русская царица хочет посмотреть на их лоджии, но ехать к ним, ведь, дело не царское, так что сами лоджии должны приехать к Екатерине Великой.
В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло. 

Вот такими видами из дворца любовались цари и царицы. Фонтаны, однако, добавились позднее, в 2000-е. 
Шли мы, конечно, в зал импрессионистов (это значит, что как минимум лет 16 я их люблю, ну и слава труду). Собрана здесь прекрасная коллекция, надо сказать, один из экспонатов которой - "Таитянская пастораль" Гогена. 
"Танец" Матисса. 
Ван Гог "Хижины".
Поль Сезанн "Натюрморт с драпировкой".
Писсарро "Бульвар Монмартр в Париже". 
Камиль Писсарро. "Площадь Французского Театра в Париже".
Клод Моне "Рядом с Живерни".
Клод Моне «Стог сена около Живерни». Стогам, надо сказать, Моне посвятил аж 25 картин, любил писать сериям. 
Огюст Ренуар. "Ребенок с кнутиком". 
Огюст Ренуар. "Девушка с веером".
Констан Тройон "Отправление на рынок". 
Ипполит Деларош "Христианская мученица времён Диоклетиана в Тибре". 
Пьер Герен "Морфей и Ирида". Здесь богиня радуги Ирида спускается к Морфею, богу сна и все это не иллюстрирует какой-то конкретный миф. 
Военная галерея Зимнего дворца. Она была открыта 25 декабря 1826 года по старому стилю, в день, ставший в Российской империи со времен Отечественной войны 1812 года ежегодным праздником «воспоминания избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов, и с ним двадесяти язык». На ее стенах было размещено огромное число портретов генералов, принимавших участие в Отечественной войне и Заграничных походах русской армии.

Гербовый зал предназначался для торжественных мероприятий. Спроектирован он был архитектором Василием Стасовым в 1839 году. И он, кстати, был одним из первых электрифицированных залов Эрмитажа, а люстры были изготовлены по проекту Бенуа. 
Для проведения больших и официальных церемоний кавалеров Ордена Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной, к анфиладе был пристроен Георгиевский или Большой Тронный зал. Он спроектирован итальянским архитектором Джакомо Кваренги и восстановлен после пожара Василием Стасовым.
Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца, святого покровителя России и Дома Романовых.
Петровский зал посвящен основателю Санкт-Петербурга Петру Первому. Однако, Петр I тут и не сидел, ведь зал был создан в 1833 году по проекту Огюста Монферрана и был предназначен для малых приемов.
Главное место в этом зале занимает трон, он помещен на возвышении в центральной нише, поэтому второе название зала - Малый тронный.
Выше кресла расположен парадный портрет Петра рядом с аллегорической фигурой богини мудрости Минервы, написанный итальянским художником Якопо Амигони. Над картиной мы видим двуглавого орла, символ Российской империи и позолоченную корону императоров.
Главная достопримечательность Аванзала - ротонда с малахитовыми колоннами («Малахитовая Сень»). Ротонда была сделана итальянскими и французскими мастерами из уральского малахита по заказу Николая Демидова. Сын Николая Демидова Анатолий, желая получить расположение императора, подарил ротонду Николаю I. Но тот не испытывал симпатий к Демидовым, и поэтому подарок-то принял, но пользоваться им отказался и отправил его на склад. В последствии император Александр II подарил ротонду Свято-Троицкому собору Александро-Невской лавры. А в 1952 году ротонда была передана Эрмитажу и установлена в Аванзале.
А вот вид из аванзала. 
Тем временем, здесь та же манера росписи, что во всех мировых дворцах. Над
арками протянут легкий лепной фриз, паддуга расписана гризайлью по золоченому
фону. Плафон, изображающий жертвоприношение Ифигении, был, так же как и
плафон для Главной лестницы, выбран Стасовым в запасах Эрмитажа.
Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани – специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Карло Финелли "Три грации". Они же три оры - богини времен года. 
И вот наконец на том мы покидаем Эрмитаж, а тут обычный балаган с обезьянками и прочими разводами туристов. 
А это - знаменитый Сенной рынок, старейший рынок Санкт-Петербург. До 30-х годов восемнадцатого века на этом месте располагался грибной лес. Но люди не жаловали заросшие кривыми деревцами заболоченные дебри, где в изобилии водились змеи. Змеиный лес считался нечистым у богобоязненных горожан.

Лес вырубили в 1737 году, когда в центре Санкт-Петербурга сгорел Морской рынок, и императрица Анна Иоанновна повелела обустроить новое торговое место на окраине города. Во время вырубки леса были жертвы среди лесорубов, которых по легендам поразило безумие: под топорами валились людские тела, а не стволы деревьев. Несмотря на этот досадный факт рынок открылся и стал процветать. 

Великолепный вид на Фонтанку с Московского проспекта. 
Общежитие Института гражданских инженеров было построено в 1880-1881 годах. Архитектор Маевский был преподавателем Института гражданских инженеров и инициатором размещения в этом здании общежития. Дом строился в «кирпичном стиле» и производил еще в период строительства яркое впечатление на современников. В 1912 году в доме размещались городская аптека и Русское общество «Пчеловодство». В 1920‑х годах в доме находилась городская аптека Софьи Перовской.


Здание Московского (бывшего Николаевского) вокзала построено по проекту Тона, при участии Желязевича. В фасаде здания архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа. Вокзал в Петербурге был построен к открытию железной дороги в 1851 году, несколько позже, чем его брат-близнец в Москве, который был закончен уже в 1849 году. 
Напротив вокзала возвышается колонна «Городу-Герою Ленинграду». Установлен памятник был аж 12 апреля 1985 года и завершает композицию Невского проспекта. Венчает его золотая звезда, а в нижней части обелиска установлены овальные горельефы, на которых изображены основные моменты героической обороны Ленинграда: "Блокада", "Тыл - фронту", "Атака", "Победа". На декоративном картуше Орден Ленина и надпись - "Городу-Герою Ленинграду".
И вот после того мы свернули в какие-то совершенно потрясающие дворы и дебри и немного даже заблудились. Потому оставлю вас наслаждаться аитерской архитектурой без слов. 









На этом прогулку по прекрасному Питеру закончим и с вами я временно попрощаюсь. Однако, оставайтесь на связи! 





Комментарии

Популярные сообщения