Russia Trip 2007. Day 3-4. Санкт-Петербург, прогулки по Дворцовой площади, Невскому и Миллионной улице

Вот мы и приехали в Питер - и пошли гулять, конечно же, после заселения в хостел. 
А куда идет каждый приехавший в Питер? Конечно, на Невский. 
Мы начали с пересечения с Думской, где находится башня Городской думы.
Здание думы было построено как Гильдийский дом в 1752-1754 годах и с 1786 отошло, собственно, управляющему органу. На Невский выходят Серебряные ряды, а дума - на Думскую и изначально они были в едином стиле, но погорели в 1783 году. В 1787 новое здание Серебряных рядов по проекту Каренги было готова, а башня была построена по указу Павла I 1799 года как доминанта и сигнальная башня по указу . 
Масштабные работы по реконструкции здания управления проводились и при императоре Николае I, и при советской власти.
С 1835 года на думской башне появилась конструкция для сигнальных шаров - дополнительный ярус и металлическая часть. Шарами сообщали о месте и силе пожара.
В 1839 году роль башни, как сигнальной, несколько отошла на второй план, и думская башня стала одним из звеньев линии оптического телеграфа. Телеграф связывал Зимний дворец с Царским Селом, Кронштадтом, Гатчиной, а также с Вильно и Варшавой. При хорошей погоде сообщение доходило от Петербурга до Варшавы через 149 промежуточных станций за 15 минут.
Когда в 1854 году оптическую связь заменили электрическим телеграфом, башня вновь использовалась как пожарная каланча. После гражданской войны в башне размещались разные организации.
Сегодня в башне открыт музей сберегательного дела. 

 

Ровно напротив - Grand Hotel Europa. Здание это построено в конце XVIII века неустановленным автором, много раз перестраивалось, пока, наконец, к 1875 году не было перестроено в гостиницу по проекту архитектора Фонтана.
Потом его достраивали и надстраивали еще - в частности, пятый и мансардный этаж с рестораном "Крыша", но тут случилось сами знаете что и гранд отель превратился в Центральный детский карантинно-распределительный пункт. То есть, приют для бездомных детей. Потом, все-таки, гостиницу вернули обратно и передали "Интуристу". 
Во время блокады Ленинграда в здании размещался эвакогоспиталь № 991 на 1300 коек.
В 1945 году после ремонта здание начало вновь функционировать как отель. Потом проводились дополнительные ремонтные работы и реконструкции вплоть до самого последнего времени и в 2009 году отель даже назвали самым роскошным в мире. 
Петербургская католическая община, в которую входили итальянцы, французы, поляки, получила этот участок по указу Анны Иоанновны в 1738 году и сначала выстроила на нем временный деревянный молитвенный дом. Главный католический храм Петербурга - собор Святой Екатерины - возведен к 1782 году по проекту Валлена-Деламота, немного переделанному последователями. Незадолго до гибели Пушкина здесь венчались Дантес и Гончарова. Церковь была закрыта в 1938 году и затем использовалась под склады. Здесь же работала дирекция Музея истории религии и атеизма (какая ирония!). В 1970 году началась реставрация здания, в нем предполагалось создать органный зал филармонии. Однако пожар 1984 года уничтожил всю сохранившуюся внутреннюю отделку. В 1992 году храм передали римско-католическому религиозному объединению. Восстановительные работы велись по проекту польских «Мастерских реставрации старины» и закончились к осени 2008 года.

А вот и знаменитый Растрелли и его особняк для генерал-фельдцейхмейстера Вильбоа. В 1766 году участок перешел в собственность генерал-фельдмаршала Голицына. В конце XVIII века его вдова сдавала дом в аренду французскому эмигранту Лиону, который устраивал здесь маскарады, балы и концерты. В 1799 году дом купил "первостатейный купец" миллионер Кусовников. С начала XIX века в здании давало концерты Петербургское филармоническое общество, выступала Придворная певческая капелла. На первом этаже в 1823-1829 годах находилась книжная лавка издателя  Сленина - своеобразный литературный салон, где бывали Пушкин, Жуковский,  Крылов, Дельвиг, Вяземский, Рылеев, Бестужевы. Сленин выпустил второе издание "Истории государства Российского" Карамзина, был издателем альманахов "Северные цветы" и "Полярная звезда".
В 1829-1832 годах дом, принадлежавший Энгельгардт, был перестроен архитектором Жако в формах позднего классицизма. Здание стало четырехэтажным и с колоннами в три четверти. Представляете, все один дом - для одной семьи. С тех пор внешний облик здания не претерпел больших изменений, но интерьеры, конечно, не сохранились. Муж хозяйки, полковник Энгельгардт, продолжал по традиции устраивать музыкальные вечера и балы-маскарады высшего света. Здесь происходило действие эпизодов драмы Лермонтова "Маскарад". Филармонический зал дома являлся главным концертным залом столицы. В нем выступали выдающиеся композиторы и музыканты: Берлиоз,  Вагнер, Штраус, Лист, Шуман, Глинка, Виардо, юный Антон Рубинштейн.
Всегда здесь были книжные лавки, магазины чаев, клубы, салоны. банки и конторы. 
После революции в здании размещалось представительство "Югостали", с 1934 года проектный и научно-исследовательский институт "Гипроникель". Здесь работали ювелирный и книжный магазины, пивная "Бавария" и кафешантан, затем - кафе "Нева". 
В ноябре 1941 г. центральная часть здания была разрушена фугасной бомбой. Через год его закрыли фанерными щитами с рисунком фасада. Дом был восстановлен одним из первых в Ленинграде в 1944–1948 годах и уже через год здесь открылся Малый концертный зал имени Глинки Ленинградской государственной филармонии. Угловая часть здания в 1967–1968 гг. разобрана и восстановлена при сооружении наземного вестибюля станции метро "Невский проспект" – "Гостиный двор".

А вот и прекрасный вид на канал Грибоедова. 

А вот и великолепный дом компании "Зингер", он же Дом книги. 
Это здание имеет долгую историю, но современный его облик - заслуга Сюзора. С 1904 по 1922 год находилось представительство фирмы, изделия которой пользовались в России огромным спросом. Кроме того, дом предназначался для многочисленных офисов: его можно считать первым в Петербурге бизнес-центром.  Декабрь 1919 года - дата рождения Дома книги: сюда был переведен Петрогосиздат (с 1924 года - Ленгиз, а с 1938-го - Лениздат) с книжным складом. 19 декабря при издательстве открылся магазин - первенец государственной книжной торговли в городе. В 1922 году появился нотный магазин, а в 1923 - магазин иностранной литературы. Здесь размещался первый библиотечный коллектор. Магазин «Дом книги» работал и в период блокады (кроме трех зимних месяцев 1941-1942 годов). После восстановительных работ в 1948 года вновь открылись главные торговые залы. В 1934 году Маршаком организован Лендетгиз (находился здесь до 1950-х годов). В нем сотрудничали писатели Житков, Чуковский, Бианки, Пантелеев, Хармс и художники от Конашевича до Чарушина. С этим зданием связаны ленинградские отделения издательств Гослитиздат, «Советский писатель», «Художественная литература», «Просвещение», «Мир», «Искусство», «Музгиз», «Изогиз», редакции журнала «Литературный современник» и других изданий. К концу 1990 годов издательства были вынуждены оставить стены Дома книги. Здание передали в долгосрочную аренду Петербургскому агентству недвижимости (ПАН). Вслед за этим начались работы по реставрации и приспособлению здания под торгово-офисный центр. Магазин «Дом книги» вернулся сюда в ноябре 2006 года. 
А напротив - невероятный Казанский. Ранее на месте собора находилась церковь, построенная  в 1733-1737 годы Земцовым. В связи с постройкой собора церковь была разобрана.
Здание Казанского собора заложено в 1801 году. Строительство велось по проекту арх.  Воронихина, победившего в конкурсе. Постройка длилась 10 лет. Потом собор достраивался и богато украшался, а все чтобы в 1932 году стать музеем истории религии и атеизма. В 2000 году храм церкви вернули и он стал кафедральным. 
"Музей шоколада" есть там и сейчас. 
А находится он в еще одном помпезнейшем здании - дворце Строгановых. Дворец построили по проекту Растрелли за полтора месяца. Граф Строганов сформировал замечательное собрание произведений искусства и образцов минералов. Его дворец был музеем. Я все время поражаюсь, какие они были прекрасные все - меценаты, энтузиасты и ученые. В 1918 году дворец был национализирован и превращен в дом-музей, который с 1925 года имел статус филиала Государственного Эрмитажа. Но в 1929 году он был закрыт, уникальные коллекции распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям. В здании разместился Институт растениеводства (прикладной ботаники и новых культур). С 1938 года здание занимали конторы, склады, общежитие и «Электромортрест», затем - закрытое судостроительное предприятие «Эра». Реставрационные работы проводились частями в 1950-1970 годах. Первое решение о создании во дворце филиала Государственного Русского музея было принято в 1975 году, но реализовать его тогда не удалось. И только в 1988 году дворец вошел в состав Государственного Русского музея и реконструкцию продолжают до сих пор.  
На берегах Невы и каналов, как и на берегах Сены (прямо по Одоевской фраза!) полно пленэристов. 
Мойка.
Именно в первоначальной версии этого дома французы из Савойи открыли здесь первый в России кабинет восковых фигур. Купец Котомин приобрел его в 1807 году и дом был перестроен  в стиле высокого классицизма. Вам не кажется, со стороны Мойки дом и правда изгибается - это обусловлено поворотом набережной. Это был один из первых крупных доходных домов с плотной застройкой всего участка. Располагавшаяся в первой половине XIX века на углу набережной Мойки кондитерская Вольфа и Беранже (не поверите, но вывеска висит и сейчас) служила местом встреч писателей и поэтов. Отсюда 27 января 1837 года Пушкин со своим секундантом отправился на роковую дуэль с Дантесом. На месте кондитерской открыли "Литературное кафе" и оно снова на своем месте. Здесь Шаляпин познакомился с Дальским, обучившим его навыкам актерского мастерства. 
Дом на углу Большой Морской улицы - Creme de la creme! Представляете, как тут в царские времена жила аристократия? 
С 1773 года здесь находились гостиница и трактир «Лондон» Гейденрейха, в которой останавливался в 1780 году австрийский император Иосиф II. Позднее это заведение сменил трактир «Париж». С 1786 года в доме размещался Английский магазин, один из самых дорогих в Петербурге, в котором Пушкин имел неограниченный кредит. Большой театр закупал в нем материалы для балетных постановок Петипа. Торговая фирма «Английский магазин» выполняла малахитовую отделку Золотой гостиной Зимнего дворца и интерьера Исаакиевского собора. Для нового владельца купца Тедески архитектор Шперер в 1880-1881 годах перестроил дом и возвел пятый этаж. В 1883 году дом приобрел граф Зубов, внучатый племянник одного из фаворитов Екатерины II. В конце XIX века в здании размещались магазин «Флора» известного садовода Эйлерса, фотоателье Лоренса и Мартини, магазин мебели «Братья Тонет». Здесь устраивались концерты и собрания Петербургского общества камерной музыки, которое возглавлял лесопромышленник и музыкальный деятель Беляев. Тут же находились Петербургская музыкальная школа и дирекция симфонических концертов графа Шереметева. Этим объясняется бытовавшее в свое время название «музыкальный дом». Во время блокады Ленинграда осенью 1942 года сюда временно переместился книжный магазин из Дома книги. 
По улицам Питера ходит множество Петров I, Екатерин II и других дам и кавалеров в нарядах, но эти - самые популярные. 

Скромный дом, весьма похожий на французские встройки, однако ж четырехэтажный. Построен был в 1874-1875 годах по проекту аритектора Миллера (или Мюллера).
Болин - придворный ювелир, как и Фаберже (дом которого располагается чуть далее до Большой Морской, ныне Яхонт). Семья эмигрировала в 1918 году и не куда-нибудь, а в Швейцарию и теперь это тамошний известный ювелирный род. 
В доме была также и мастерская, а в верхних этажах покои. На фасаде, среди декора, до сих пор сохранилась надпись BOLIN (изначально их было две - латиницей и кириллицей; вторая пропала во время послевоенного капремонта). 
Эти два дома - 2 и 4, тоже примечательные. 
Четвертый по Большой Морской - это доходный дом Вейдле, о котором метко сказано "...на пятом молодой художник увлекся и построил кронштейны такой величины, что между ними упрятался весь 5-ый этаж". Это так гражданский инженре Клаузен по проекту архитектора фон Пирвица надстроил дом пятым этажом и изменил фасад с перебивкой окон.  
В начале XXI века дом надстроен мансардой.
А дом №2 - это построенное в стиле классицизма в 1819-1829 годах по проекту архитектора Министерство финансов, до того - иностранных дел. Напротив, кстати, симметричный окружной военный суд - а все вместе это - здание Главного штаба. 
А арка - не просто проездная арка, но еще и Триумфальная, посвященная победе России в Отечественной войне 1812 года. Интересно, что здесь в каркасах и интерьере применялись чугунные конструкции в целях противопожарной безопасности. А часы - не просто часы, а первые уличные электрические часы, установленные в 1905 году при помощи Менделеева. 
Венчает арку колесница богини Виктории, держащей в одной руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом. Колесница из выколотной меди на чугунном каркасе запряжена шестёркой лошадей, крайних ведут под уздцы римские воины. Лучше ее видно с другой стороны. 
Мотив трофея в нише арки. 
Интрадосы (внутренние поверхности) арок декорированы барельефами с древнеримскими (ампирными) мотивами воинских трофеев. 
Центр композиции ансамбля Дворцовой площади - «Александрийский столп». Монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года, установленный в период царствования Александра I, поэтому монумент создан в его честь и носит его имя. Первоначально Монферран задумал памятник в виде обелиска высотой 35 метров и представил несколько вариантов, отличавшихся только оформлением пьедестала. В одном случае его предполагалось украсить барельефами и на лицевой стороне изобразить Александра I в виде едущего на квадриге триумфатора-победителя. Во втором случае по сторонам постамента с посвятительной надписью располагались фигуры Славы и Изобилия. Необычным был третий вариант – с фигурами слонов, поддерживающих обелиск. В том же 1829 году архитектор разработал еще один вариант – в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом. Этот вариант, в котором есть все элементы исполненной композиции, за исключением завершения колонны, был принят за основу.    
В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она стала самой  высокой  колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Вот она, колесница во всей красе - та часть, что не закрыта сеткой, низ как раз реставрировали. 
А вот и самое знаменитое здание музея в мире (хотя, может потягаться с Лувром?) - Эрмитаж. Современное здание дворца (пятое по счету) построено в 1754-1762 годах русским архитектором итальянского происхождения графом Бартоломео Франческо Растрелли в стиле елизаветинского барокко.
Зимний дворец, возведенный по воле императрицы Елизаветы Петровны, представляет собой в плане огромный прямоугольник с причудливыми линиями фасадов. Более ста лет запрещалось строить здания выше этого. 

Фасад по Миллионной улице - это Малый Эрмитаж. 

Атланты Нового Эрмитажа. 




Здание, в котором архив размещается с 1926 года, было построено по проекту архитектора Месмахера в 1883-1887 годах для архива Государственного Совета.
Зимняя канавка.
А это блеклое на фоне других здание на Миллионной - Генеральное консульство Японии. 
А это - дворец Великого князя Владимира Александровича - сына Александра II. Проект Резанова в эклектичном стиле победил на конкурсе в 1864 году. Дворец - это комплекс из трех корпусов - главный четырехэтажный выходит на Неву, служебный флигель, называемый "гофмейстерским", - на Миллионную, и в середине большого двора находится конюшенный корпус.
Во время строительства дворца великий князь занимал пост президента Академии художеств.
В 1867 году было сломано старое здание на набережной, построенное еще в первой половине XYIII века (перестраивалось). Дом, выходящий на Миллионную ул. был перестроен и надстроен.
В 1770-е года владельцем этого дома по Миллионной 22 стал князь Васильчиков. Тогда же дом перестроили с заменой крыльца в центре на четырехколонный портик ионического ордера. Стены дома гладко оштукатурили, и он приобрел свой современный вид. 
Среди владельцев дома с конца XVIII века было немало известных лиц: князь Долгоруков, князь Куракин, князь Потемкин, князь Голицын... B 1904 году дом 22 приобрел один из богатейших людей России, бездетный князь Абамелек-Лазарев. А теперь здесь комитет по физической культуре и спорту. 
Дом 18 по Миллионной - снова невероятно красивый эклектичный особняк, перестроенный в  1902 году для баронессы Майдель. В конце XIX века Давыдов имел здесь трактир, затем преобразованный в ресторан, а еще здесь жил Коста Хетагуров, основоположник осетинской литературы. 
Дом 14 - бывший особняк баронессы Гинцбург, к которому в середине XIX века надстроили третий этаж, разрушенный во время войны и восстановленный после войны. После Октябрьской революции в доме находилось общество "Старый Петербург - Новый Ленинград". Затем 16-й детский дом, 42-я школа и 204 школа. Гинцбурги, кстати, были известные банкиры, а Иосиф Гинцбург - создатель первой в России частной банковской системы.
На Миллионной 10 высится бывший особняк Штакеншнейдеров, который потом превратился в доходный дом. В конце ХIХ - начале ХХ веков здесь располагалось Общество попечения о бедных военного духовенства, состоящих под высочайшим покровительством государыни императрицы. А сейчас - отель под старину.    
Балконы дома по Миллионной 9 - в особняке князя Трубецкого. 
Огромный дом рядом с Марсовым полем, образующий в плане правильный четырехугольник с обширным внутренним двором, впоследствии застроенном флигелями. Летом 1917 гjlf последний владелец дома, принц Александр Петрович Ольденбургский  продал его Временному правительству для размещения Министерства народного просвещения за 1,5 млн рублей (вовремя). На всю сумму он приобрел облигации, обесценившиеся при большевиках (неудачно). После большевистского переворота во дворце размещались Министерство просвещения, Управление землеустройства, редакция и, наконец, его превратили в жилой дом.
В 1962 году здание передали Библиотечному институту, позже ставшему Институтом культуры, ныне - Университетом культуры.
В настоящее время в доме разместился Университет культуры и искусства.
И, наконец, кариатиды дома №7 по Миллионной. Про него могу отметить, что один из владельцев дома, Скавронский, был любителем музыки и большим чудаком - в доме разрешалось разговаривать только речитативом.
На этом на сегодня все, оставайтесь на связи! 


Комментарии

Популярные сообщения