Gustav Klimt: 100 Years Since/100 лет спустя
У нас в конце октября в Esentai Gallery открылась выставка, посвященная Густаву Климту. Я ожидала хотя бы набросков оригинальных, но знаете, что они сделали? ПРИНТЫ! Ну, само собой, что характер выставки носит просветительский характер, но тогда подкачала подача. Если кто-то помнит Multimedia Gallery в Dostyk Plaza - они часто рассказывали о разных художниках, эпохах и событиях - и это было увлекательно и интересно. Но в формате копий работ - это, увы, не канает. Тем не менее, все же я сходила, хоть и была очень разочарована отсутствием хотя бы единственного оригинала.
Ну а теперь от бурчания давайте по делу. Все-таки Климт, предвестник модернизма, как его называют. Представьте себе, Вена, начало XX века. Дом Австро-Венгерской монархии, пятый по величине город в мире, 2 миллиона жителей в 1910 году. Здесь искусство и культура находятся на пике, новаторские идеи получают огромную популярность, а Оскар Кокошка, Йозеф Хоффман, Отто Вагнер и Густав Климт оказывают огромное влияние на формирование модернизма - одного из удивительнейших и наиболее долгоиграющих стилей XX столетия.
В Вене относительно поздно начал развиваться рынок искусства, но там всегда были важные коллекционеры - императорская семья, римско-католическая церковь и старое дворянство. Стал формироваться круг коллекционеров вне аристократии, но единого консенсуса, чем должны были заниматься художники - не было. Климт стал одним из главных венских художников благодаря коллекционерам и покровителям. Так, мастеру заказали не менее 25 портретов, часто давая вполне конкретные задания нарисовать жену или дочь. Происходило это в тот период, когда мастер уже начал дистанцироваться от публичных клиентов, после скандальных лет с беспорядками вокруг фриза Бетховена (его я покажу позже). На картине ниже, например - Адель Блох-Бауэр.
А это - Серена Ледерер.
Эмилия Флёге.
Дама в шляпке и боа из перьев.
Иоганна Штауде.
Еще Адель Блох-Бауэр. Это "золотой период" Климта. Он как-то поделился своими впечатлениями о поездке по Италии с Эмилии Флёге, написав о "мозаиках невообразимого блеска", что он видел в Равенне. Вероятно, это дало художнику импульс к использованию золотого цвета в своих картинах. Первым таким портретом стал портрет Фрицы Ридлер, а в портрете Адель этот прием был усилен еще больше. Эта картина - одна из самых узнаваемых, наряду с "Поцелуем". Сама фигура полностью трансформирована в орнамент, а тело узнаваемо только в очертаниях, только голова и руки изображены натуралистически. В сравнении с более ранними работами, где фигуры изображены в импрессионисткой манере, где тело и фон практически сливаются - это настоящий праздник красок.
А вот и сам "Поцелуй". Самая знаменитая и растиражированная на чашках и вазах картина Климта. На краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят, полностью погруженные друг в друга и отгороженные от всего мира, влюбленные. Из-за неопределенности места происходящего кажется, что изображенная на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов.стория написания «Поцелуя» такова: однажды некий граф заказал Густаву Климту картину для своей возлюбленной. Для написания женского образа художник получил медальон, на котором во всем великолепии была представлена невеста графа. Заказчик поставил условие: он и девушка должны быть изображены на картине в страстном поцелуе. Климт выполнил его пожелание, граф остался доволен. Но его мучил один вопрос: почему на картине их уста не сомкнулись в страстном поцелуе?
Густав объяснил это тем, что попробовал изобразить желание, настроение и атмосферу − те мотивы, которые в миг самого поцелуя бросают в бездну любовного наслаждения. Граф принял ответ...
Картина так понравилась девушке, что через некоторое время заказчик уже уезжал со своей молодой женой в свадебное путешествие: увидев картину, она сразу согласилась выйти за него замуж.
Позже Климт раскрыл тайну «Поцелуя». Оказывается, что когда художник писал картину, то сам влюбился в девушку с медальона. Поэтому он изобразил томительное ожидание поцелуя вместо самого поцелуя. Это была маленькая месть из чувства ревности к графу.
Казалось бы, пейзажи хронологически должны бы располагаться первыми, но нет. Будучи уже известным портретистом, Климт начал писать пейзажи относительно поздно. Вероятно, к этому шагу его побудили беспорядки в отношении культурной жизни. Насчитывается около 50 пейзажей, главным образом созданных во время его летних ретритов в округе Атерзее, где он проводил почти каждое лето с 1900 по 1916 год. Это парковая аллея вдоль дворца Каммер.
Особенно он очаровывался картинами Ван Гога, что как раз по этой картине хорошо заметно.
В этой картине Климт отрезал верхнюю часть дерева - как будто в кадр не вошло. Это - "Большой тополь".
Мальчезине на Гардском озере.
Березовая роща.
С 1899 года его картины стали исключительно прямоугольными, а особенно часто он изображал пруды и болота, коттеджные цветы в саду и уголки в лесу. "Дом в Вайсенбахе на озере Аттерзее".
Палисадник с подсолнухами.
Лицльберг на Атерзее.
Дворец Каммер на Аттерзе III.
14-я выставка Венского сецессиона была полностью посвящена Бетховену, а Климт создал масштабный фриз "Поиски счастья находят отражение в поэзии (Искусства, хор ангелов и обнимающаяся пара)". Сегодня он рассматривается, как прелюдия к "Золотому периоду" и как ключевая работа в развитии художника к движению символизма. Масштабное полотно встречало посетителей в левом крыле. Кстати, ни одна из работ не была подписана полным именем художника, а каталог выставки до сих пор считается одним из наиболее художественно выполненных изданий того времени. Оригинальная работа длиной более 34 метров, но в галерее, конечно, поместили маленький принт. Здесь мы видим плоскую изоляцию человеческой фигуры, линии, которые подчеркивают содержание и доминирующие орнаментальные линии. Тематическая схема следует за описание 9-й симфонии Бетховена в исполнении Вагнера. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам фриз не был разрушен после окончания выставки, поскольку следующей была должна состояться как раз ретроспектива Климта. В 1903 году его купил коллекционер, разрезал на 7 частей и поместил на мебельный склад. Позже его продали Ледереру, пожалуй, самому преданному коллекционеру работ Климта. Потом работа попала в руки государства в 1938 году, когда Ледерера выселило фашистское правительство. Тогда же часть работ была уничтожена. После войны его сын Эрих продал работу Австрийской Республике и с 1986 года она снова доступна для публики в здании Сецессиона.
Еще один фриз - для столовой дворца Стокле. В 1905 году Климт получил заказ от Адольфа Стокле, знаменитого промышленника. Изначально планировалось использование весьма дорогих материалов, но затем в 1908 году с помощью своего давнего партнере Эмилии Флёге Климт создал новые эскизы. Фриз состоит из двух почти идентичных зеркально-реверсивных частей на продольных стенах столовой. Доминирующий мотив - дерево жизни, чьи ветви заполняют почти всю плоскость изображения. Левая фигура - ожидание, соответствует правой - упоение. Дворец, кстати, до сих про принадлежит Стокле и стал объектом ЮНЕСКО в 2009 году.
В 1908 году император Франц Йозеф отпраздновал свое 60-летие с момента коронации. Многие художники, в том числе и круг Климта принимали участие в шествии. В честь императора группа воссоединилась и организовала выставку "Кунстшау". Сам Климт тогда выставил более 16 картин, в том числе и знаменитый "Поцелуй".
Кстати, вам, наверное, интересно, что за Сецессион такой. Это важная веха в истории венского искусства, Вены 1900-х и зарождения югендстиля. В нем объединились 23 художника, ратующие за разделение и отказ от академических и исторических традиций. Густав Климт был первым председателем ассоциации, он же разработал проект для главного выставочного зала. Первая выставка состоялась в 1898 году, для нее он создал плакат, на котором изображен Тесей, за которым наблюдает Афина. Тесей сражается с Минотавром, что символизирует противостояние между Сецессией и историческим бременем. Из-за почти полностью голого Тесея плакат подвергся цензуре, так что его пришлось скрыть деревьями. Тесея, не плакат. Здание было закончено и до сих пор стоит, называется "Краутаппель". Цитата искуствоведа Людвига Хевеши "По возрасту его искусство. По искусству его свобода" украшает портал входа - это лозунг Сецессиона. Сецессион провел 23 новаторские выставки, благодаря которым увидела публика и Мунка, и Моне, и Родена, и Ван Гога. В 1905 году Климт покинул Сецессион и без него выставки уже не проводились.
Проект для главного здания Венского университета. Именитых художников Климта и Мача пригласили украсить факультеты картинами. И если работы Мача не вызвали нареканий, то к Климту претензии были - стиль художников слишком различался и их просили подостроиться друг под друга. Медицина, юриспруденция и философия должны были быть выполнены Климтом. Их он переделывал несколько раз до 1907 года и как раз в это время завершался его переход от историцизма в стиле Макарта к югендстилю. В конце концов Климт отказался от заказа и возвратил 30 00 гульденов министерству. А его картины исчезли в частных коллекциях. Две из них были уничтожены в результате Второй Мировой войны в 1945 году.
Вот такая получилась выставка-ретроспектива. Чистенько, но бедненько.
Ну а вы - оставайтесь на связи: буду показывать еще много интересного искусства.
Ну а теперь от бурчания давайте по делу. Все-таки Климт, предвестник модернизма, как его называют. Представьте себе, Вена, начало XX века. Дом Австро-Венгерской монархии, пятый по величине город в мире, 2 миллиона жителей в 1910 году. Здесь искусство и культура находятся на пике, новаторские идеи получают огромную популярность, а Оскар Кокошка, Йозеф Хоффман, Отто Вагнер и Густав Климт оказывают огромное влияние на формирование модернизма - одного из удивительнейших и наиболее долгоиграющих стилей XX столетия.
В Вене относительно поздно начал развиваться рынок искусства, но там всегда были важные коллекционеры - императорская семья, римско-католическая церковь и старое дворянство. Стал формироваться круг коллекционеров вне аристократии, но единого консенсуса, чем должны были заниматься художники - не было. Климт стал одним из главных венских художников благодаря коллекционерам и покровителям. Так, мастеру заказали не менее 25 портретов, часто давая вполне конкретные задания нарисовать жену или дочь. Происходило это в тот период, когда мастер уже начал дистанцироваться от публичных клиентов, после скандальных лет с беспорядками вокруг фриза Бетховена (его я покажу позже). На картине ниже, например - Адель Блох-Бауэр.
А это - Серена Ледерер.
Эмилия Флёге.
Дама в шляпке и боа из перьев.
Иоганна Штауде.
Еще Адель Блох-Бауэр. Это "золотой период" Климта. Он как-то поделился своими впечатлениями о поездке по Италии с Эмилии Флёге, написав о "мозаиках невообразимого блеска", что он видел в Равенне. Вероятно, это дало художнику импульс к использованию золотого цвета в своих картинах. Первым таким портретом стал портрет Фрицы Ридлер, а в портрете Адель этот прием был усилен еще больше. Эта картина - одна из самых узнаваемых, наряду с "Поцелуем". Сама фигура полностью трансформирована в орнамент, а тело узнаваемо только в очертаниях, только голова и руки изображены натуралистически. В сравнении с более ранними работами, где фигуры изображены в импрессионисткой манере, где тело и фон практически сливаются - это настоящий праздник красок.
А вот и сам "Поцелуй". Самая знаменитая и растиражированная на чашках и вазах картина Климта. На краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят, полностью погруженные друг в друга и отгороженные от всего мира, влюбленные. Из-за неопределенности места происходящего кажется, что изображенная на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов.стория написания «Поцелуя» такова: однажды некий граф заказал Густаву Климту картину для своей возлюбленной. Для написания женского образа художник получил медальон, на котором во всем великолепии была представлена невеста графа. Заказчик поставил условие: он и девушка должны быть изображены на картине в страстном поцелуе. Климт выполнил его пожелание, граф остался доволен. Но его мучил один вопрос: почему на картине их уста не сомкнулись в страстном поцелуе?
Густав объяснил это тем, что попробовал изобразить желание, настроение и атмосферу − те мотивы, которые в миг самого поцелуя бросают в бездну любовного наслаждения. Граф принял ответ...
Картина так понравилась девушке, что через некоторое время заказчик уже уезжал со своей молодой женой в свадебное путешествие: увидев картину, она сразу согласилась выйти за него замуж.
Позже Климт раскрыл тайну «Поцелуя». Оказывается, что когда художник писал картину, то сам влюбился в девушку с медальона. Поэтому он изобразил томительное ожидание поцелуя вместо самого поцелуя. Это была маленькая месть из чувства ревности к графу.
Казалось бы, пейзажи хронологически должны бы располагаться первыми, но нет. Будучи уже известным портретистом, Климт начал писать пейзажи относительно поздно. Вероятно, к этому шагу его побудили беспорядки в отношении культурной жизни. Насчитывается около 50 пейзажей, главным образом созданных во время его летних ретритов в округе Атерзее, где он проводил почти каждое лето с 1900 по 1916 год. Это парковая аллея вдоль дворца Каммер.
Особенно он очаровывался картинами Ван Гога, что как раз по этой картине хорошо заметно.
В этой картине Климт отрезал верхнюю часть дерева - как будто в кадр не вошло. Это - "Большой тополь".
Мальчезине на Гардском озере.
Березовая роща.
С 1899 года его картины стали исключительно прямоугольными, а особенно часто он изображал пруды и болота, коттеджные цветы в саду и уголки в лесу. "Дом в Вайсенбахе на озере Аттерзее".
Палисадник с подсолнухами.
Лицльберг на Атерзее.
Дворец Каммер на Аттерзе III.
14-я выставка Венского сецессиона была полностью посвящена Бетховену, а Климт создал масштабный фриз "Поиски счастья находят отражение в поэзии (Искусства, хор ангелов и обнимающаяся пара)". Сегодня он рассматривается, как прелюдия к "Золотому периоду" и как ключевая работа в развитии художника к движению символизма. Масштабное полотно встречало посетителей в левом крыле. Кстати, ни одна из работ не была подписана полным именем художника, а каталог выставки до сих пор считается одним из наиболее художественно выполненных изданий того времени. Оригинальная работа длиной более 34 метров, но в галерее, конечно, поместили маленький принт. Здесь мы видим плоскую изоляцию человеческой фигуры, линии, которые подчеркивают содержание и доминирующие орнаментальные линии. Тематическая схема следует за описание 9-й симфонии Бетховена в исполнении Вагнера. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам фриз не был разрушен после окончания выставки, поскольку следующей была должна состояться как раз ретроспектива Климта. В 1903 году его купил коллекционер, разрезал на 7 частей и поместил на мебельный склад. Позже его продали Ледереру, пожалуй, самому преданному коллекционеру работ Климта. Потом работа попала в руки государства в 1938 году, когда Ледерера выселило фашистское правительство. Тогда же часть работ была уничтожена. После войны его сын Эрих продал работу Австрийской Республике и с 1986 года она снова доступна для публики в здании Сецессиона.
Еще один фриз - для столовой дворца Стокле. В 1905 году Климт получил заказ от Адольфа Стокле, знаменитого промышленника. Изначально планировалось использование весьма дорогих материалов, но затем в 1908 году с помощью своего давнего партнере Эмилии Флёге Климт создал новые эскизы. Фриз состоит из двух почти идентичных зеркально-реверсивных частей на продольных стенах столовой. Доминирующий мотив - дерево жизни, чьи ветви заполняют почти всю плоскость изображения. Левая фигура - ожидание, соответствует правой - упоение. Дворец, кстати, до сих про принадлежит Стокле и стал объектом ЮНЕСКО в 2009 году.
В 1908 году император Франц Йозеф отпраздновал свое 60-летие с момента коронации. Многие художники, в том числе и круг Климта принимали участие в шествии. В честь императора группа воссоединилась и организовала выставку "Кунстшау". Сам Климт тогда выставил более 16 картин, в том числе и знаменитый "Поцелуй".
Кстати, вам, наверное, интересно, что за Сецессион такой. Это важная веха в истории венского искусства, Вены 1900-х и зарождения югендстиля. В нем объединились 23 художника, ратующие за разделение и отказ от академических и исторических традиций. Густав Климт был первым председателем ассоциации, он же разработал проект для главного выставочного зала. Первая выставка состоялась в 1898 году, для нее он создал плакат, на котором изображен Тесей, за которым наблюдает Афина. Тесей сражается с Минотавром, что символизирует противостояние между Сецессией и историческим бременем. Из-за почти полностью голого Тесея плакат подвергся цензуре, так что его пришлось скрыть деревьями. Тесея, не плакат. Здание было закончено и до сих пор стоит, называется "Краутаппель". Цитата искуствоведа Людвига Хевеши "По возрасту его искусство. По искусству его свобода" украшает портал входа - это лозунг Сецессиона. Сецессион провел 23 новаторские выставки, благодаря которым увидела публика и Мунка, и Моне, и Родена, и Ван Гога. В 1905 году Климт покинул Сецессион и без него выставки уже не проводились.
Проект для главного здания Венского университета. Именитых художников Климта и Мача пригласили украсить факультеты картинами. И если работы Мача не вызвали нареканий, то к Климту претензии были - стиль художников слишком различался и их просили подостроиться друг под друга. Медицина, юриспруденция и философия должны были быть выполнены Климтом. Их он переделывал несколько раз до 1907 года и как раз в это время завершался его переход от историцизма в стиле Макарта к югендстилю. В конце концов Климт отказался от заказа и возвратил 30 00 гульденов министерству. А его картины исчезли в частных коллекциях. Две из них были уничтожены в результате Второй Мировой войны в 1945 году.
Вот такая получилась выставка-ретроспектива. Чистенько, но бедненько.
Ну а вы - оставайтесь на связи: буду показывать еще много интересного искусства.
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!