Georgia Aclo Trip 2. Day 7 - Вардзия и Боржоми

Чтобы нескучно жилось, на 7 день мы отправились в Вардзию. Это одна из туристических мекк Грузии, пожалуй, такая же популярная, как Памуккале в Турции или Петра в Иордании. Вардзия - порождение эпохи Золотого Века. Постройку города приписывают царице Тамаре, но первые пещеры были созданы в правление её отца Георгия III. К тому моменту здесь уже существовал небольшой пещерный храм Ананаури, а неподалёку на другой стороне реки уже имелся пещерный монастырь Ванис-Квабеби.

По дороге морозец украсил ветки инеем - невероятно сказочно!

Дорога до Вардзии долгая, так что мы успели вздремнуть по три раза.
Где-то по дороге крепость на горе.
А вот и она сама, Вардзия. Находится она в 18 километрах от границы с Турцией, в непосредственной близости от Ахалкалаки и в 60 километрах от Ахалцихе - эти места тоже регулярно переходили из рук в руки согласно истории. Вардзия – это не просто хаотично вырытые в отвесной скале пещерные помещения. Это настоящий многоэтажный комплекс с улицами, тоннелями и лестницами, ведущими мимо монастырей, храмов, крепостей, бань, библиотек, жилых построек и прочего. Всего свыше 600 соединенных ходами помещений, которые простирались вдоль горы в длину на 800 метров , в глубину горы до 50 метров и в высоту на восемь этажей.
С происхождением названия комплекса связана своя легенда: по ней Тамар, будучи еще маленькой девочкой, ходила по пещерам со своим дядей, и окликнула его: «Ак вар, дзиа!» – «я здесь, дядя!». Созвучие понравилось взрослым и прижилось в качестве имени пещерного города. Однако историки с этой версией происхождения названия не согласны: по их мнению, слово «вардзия» происходит от «вардж» – так персы звали древних грузин-картвелов.

Склон это южный, поэтому тут довольно тепло, оказывается. Всяко теплее, чем в Тбилиси на тот момент.
Самая засада в том, что стоянка для авто расположена внизу, а потом от нее надо идти до ворот комплекса еще целый километр. Летом, наверное, это совсем ад. Мне было, как обычно, очень не очень, поэтому доползла я с трудом.
Землетрясение 1283 года почти уничтожило пещерный город и все, что нам видно сегодня - только остатки былого величия. Рухнула вся передняя сторона города - стены, галереи и лестницы. Из-за этого сейчас непросто понять логику планировки. Все облагорожено, огорожено, очень чисто и внушительно.
Летом того года случился пожар в храме, поэтому сам храм был закрыт на реставрацию, но рядом остались доступны вот такие фрески.

Пещерный комплекс, помимо защитной, выполнял еще и духовную функцию - как христианский монастырь, в центре которого был высечен большой храм Успения Богородицы. В храме сохранились фрагменты чудесных фресок XII века, в том числе и изображающих царя Георгия III и царицу Тамар. Сейчас сам храм находится как бы в глубине скалы, а снаружи видны только арки притвора. Этот притвор в прошлом был больше, но впоследствии частично обрушился. Успенский храм и Колокольня - самый легкоразличимые визуально объекты. Все остальное - это множество пещер и несколько туннелей. Некоторые пещеры имеют свои условные названия, которые написаны на табличках. Прямо на территории Вардзии находится действующий монастырь, вход туда ограничен, сейчас там живет всего три монаха.

Сам комплекс довольно небольшой, справиться с обходом можно за минут 45, включая лекцию, но придется полазить по лестницам. Ноги у этих монахов, скажу я вам, были накачанные дай боже! Потому что к воде, судя по всему, они спускались в самый низ, а 8 этажей пробежать по этим крутым ступенькам - это ничего так себе развлечение.

Очень любопытны хозяйственные помещения - остатки очагов, столовой, водоемов для хранения воды дождевой, марани, а еще зал заседаний. Трудно поверить, что здесь 800 (!) ВОСЕМЬСОТ, вдумайтесь, некоторые племена с голыми жопами бегали, лет назад уже цари заседали. Самый знаменитый момент в истории города - поход на сельджуков 1201 или 1204 года, когда перед битвой при Басиани грузинская армия стояла лагерем перед Вардзией, а затем Тамар провожала её с галереи города. И молилась именно здесь за успешный исход битвы.
В 1551 году персы устроили здесь погром. Через 20 лет пришли турки и монастырь прекратил существование. Турки убили всех монахов - их сожгли живьем в главном храме монастыря. При турках тут жили пастухи. В 1828 году русская армия отвоевала эту область у Турции и монастырь снова начал действовать.
В советское время вся округа была закрытой погранзоной, сюда пускали только по пропускам, ну а после - восстановили и Вардзия стала туристическим направлением. У меня вопрос - КАК? Как они смогли тут устроить погром, там лестницы на одного человека рассчитаны, даже сейчас взять штурмом такую крепость - будет непросто, если только ракетой не шарахнуть. Вряд ли у турков были ракеты?
Еще, кстати, гид развеял популярный миф о том, что царица Тамар здесь жила и, вероятно, похоронена - приезжала она сюда совсем ненадолго, так что вряд ли это возможно. В одно время поселился здесь греческий монах и продавал воду, что стекала вниз по туфу, как святую - некоторые до сих пор ездят сюда за ней и верят в ее силу.
Кстати, вход платный - 3 лари с носа. Добираться сюда можно на маршуртках, но это как-то очень сложно и рано, поэтому мы не рисковали.
На обратном пути мы не попали в Ахалцихе. Нам, если честно, нагло спизднули, что дорога закрыта, а еще наш водитель с машиной на газе останавливался каждые, ска, два часа и заправлялся, каждый раз нас высаживая. Ненавижу. Так мы доползли до какого-то ресторана у Ахалцихе и взмолились - кушать! Это была наша стратегическая ошибка, потому что хозяева явно скучали и тут же метнули нам скатерть-самобранку, включили дискотеку и начали поить бесплатной чачей. Мы еле вырвались с застолья, чтобы попасть в Боржоми. Это была еще одна стратегическая ошибка. Не ездите в Боржоми зимой, дети. Ты выходишь из машины и превращаешься в кусок льда. Там адово, АДОВО холодно, так, что пробирает до костей, несмотря на всю одежду. Нас жадный, жадный, сволочь, водитель, высадил подальше - вроде как, идите прогуляйтесь, а то там дальше парковка платная. Милаха такой.
 Ну мы и пошли. Центром города считается парк, хотя центр географически где-то не там, явно. В центре стоит приметный голубой дом - он был построен в 1892 году иранским консулом на Кавказе, генералом Мирза-Риза-ханом в качестве дачи. Название дома, год постройки и имя владельца высечены на декоративных узорах, украшающих здание. Носит он название "Фируза" (бирюза). Потолок центрального балкона украшен разноцветными бирюзовыми камнями, откуда и происходит название самого дома. После смерти хозяина здесь расположилась гостиница. Одним из строителей и автором проекта прекрасного особняка был потомственный азербайджанский зодчий по имени Юсуф, сын известного мастера — Хассана. С этим Юсуфом и произошла беда. Однажды его обманом выманили в Тифлис, в дом его родителей. Там, под крышей отчего дома развернулась драма. Молодой мастер и его родители были убиты дервишем, который пытался добиться от Юсуфа раскрытия какого-то секрета.
 У входа в парк стоит скульптура худющего фотографа со старинным фотоаппаратом.
Городской парк Боржоми существовал давно, но приведен в порядок и отреставрирован был в 2005 году. Вход стоит 2 лари. Знаменит он своим источником, где все желающие могут набрать воды и тут же выпить.
Канатка Парк-Плато. В это время она, увы, не работала. Она абсолютно идентична нашей, алматинской, но об этом я расскажу, когда мы дойдем до следующего года ;)
Знаменитая беседка над источником - ровно в этом месте снялся Николай II с семейством - тоже приезжал попить ужасно невкусной теплой "Боржоми". Которая, чтоб вы знали, на самом деле "Борджоми" - буква "дж" там в середине, не "ж". Интересна и история самого города. В средние века и до XIX века местность принадлежала дворянскому роду Авалишвили. Вдоль Куры проходил стратегический путь, связывавший разные части Грузии, поэтому на окружающих горах стояли аж три крепости. Ненадолго завоеванная Османской империей территория начала было приходить в упадок, но потом Грузия была присоединена к России (окончательный договор заключил как раз князь Георгий Авалишвили) и Боржоми стал быстро развиваться, в первую очередь благодаря популяризации лечебных свойств здешней воды. В 1830 году начались наблюдения над ее составом (он остается неизменным - это значит, что наши предки, пившие "Боржоми" сотни лет назад, чувствовали тот же вкус). В 1846 году новый наместник царя в Закавказье Воронцов обратил внимание на Боржомское имение и его минеральные воды. Сделав курорт своей летней резиденцией, он построил в Боржоми дома, бюветы, ванные, парки, церкви, гостиницы, мосты и дороги, провел телефонное и почтовое сообщение с Тифлисом. Был он, кстати, личностью довольно любопытной, и изо всех сил пытался внедрять различные нововведения в Грузии. Большая часть из них, увы, не прижилась, но Воронцов запомнился тем, что хотел как лучше, а получилось как всегда.
Вот и сам источник. Где-то на выходе из парка есть еще и холодный, но нам было очень холодно его искать.
Вид на выход из парка.
Crowne Plaza Боржоми - рядом с ним есть легендарный мост петлей, который кто хвалил, кто ругал, но по мне - очень симпатичное место.
На обратном пути мне еще раз пригодился рачули картули - мы остановились у прилавка с вареньем и медом (оказалось, нам там все надо! - это - от болезней легких, это от астмы, это от бронхита, - начала перечислять девушка а мы, как курильщики, только хватай и беги).
- А вот это, - сказала продавщица, - тута. Туту знаете?
- А как же, - бодро ответила я, - эс тутис хэа!
Девушка согнулась пополам от смеха и подарила нам чурчхелу. Шишечное варенье до сих пор у меня живет, потребляю, как лекарство. Там много любопытного можно купить - живое варенье, айвовое, мед, фейхоа, туту, так что мимо прилавков не проходите. Так что после удачного закупа лекарства мы вернулись в Тбилиси уже по темноте и все нас подгоняли, что дорога плохая и не освещена (где она там плохая - я так и не поняла, но пусть это останется на совести водилы). Чтоб претензий не было, поясню, что водила авлабрели, это многим сразу все объяснит, и про дорогу, и про быстрее, и про Ахалцихе.

На этом на сегодня все - осталось чуть-чуть и начну писать совсем про другую поездку! Оставайтесь на связи!