Как приучить ребёнка к чтению
Сначала, как водится, похвастаюсь. Ребенок мой с удовольствием начал слушать книжки, выделять любимые истории и уточнять непонятные ему моменты. Буквы знает. Читать, думаю, самому ребенку рано, но не за горами сей славный миг. Все это благодаря трехлетней привычке зачитывать ребенку истории на ночь и на дневной сон. И некоторым другим хитростям.
Итак, вы, значит, предположим - мама. И вы, значит, предположим, хотите, чтоб ваш ребенок вырос культурным человеком.
Первое, о чем вам надо знать - на пустом месте культурного человека не бывает. Если у вас в семье нет книг и книжных шкафов, а пялитесь вы исключительно в монитор или телевизор - вряд ли ваш ребенок не будет копировать ваше поведение и вырастет читающим сам по себе. Случаются, конечно, патологии - мой муж тому наглядное доказательство. Тем не менее - если никто в семье не читает - вырастить читающего ребенка куда сложнее. Это нельзя переложить на плечи нянь, воспитательниц в детскому саду или бабушек - первая модель поведения заимствуется у ближайших родственников. Дети устроены так, что воспринимают не слова, а действия, поэтому лозунгами "читать - полезно!" вы тоже не отделаетесь. При этом, кстати, гаджеты для чтения не канают - современные дети четко знают - все планшето- и телефонообразное - это развлечения, игры и непонятные картинки. И неважно, что вы осваиваете Ницше с экрана мобильного. У ребенка должна установиться четкая причинно-следственная связь - бумажная книга = читать. Позднее, когда ребенок начнет говорить и понимать сложность окружающего электронного мира, уже можно будет внушить, что читать можно и с других носителей. Но до того времени книга и только книга ассоциируется с чтением.
Рано? Когда не рано? А когда уже поздно? В шесть лет уже точно поздно. В три тоже уже поздно. Не надо отделываться стандартным "да ему еще рано, он же ничего не понимает!"
Ребенок вообще понимает больше, чем вы думаете, не держите его за дебила. Почему-то разговаривать с не говорящим еще ребенком мы начинаем с первых дней жизни, чем же так отличается чтение? Опережающее текущий момент развития обучение - это то, на чем зиждется вообще формирование навыков человека. По научному это называется "зона ближайшего развития". Так что начинать читать в 6-7 месяцев ребенку без гиперактивности - самое оно. Если же ребенок склонен к подвижности - рецепт прост - рассказики покороче и игровая форма - то есть потешки. А вообще, если до двух вы ребенку читать не начнете, то внушить потомству, что книжки - это важно, полезно и интересно после этого периода - куда сложнее. Можно, но сложно.
О первой литературе для детей я рассказывала достаточно подробно здесь, и не зря рассказывала, поскольку самые первые книжки должны научить ребеныша связывать реальный предмет и его изображение. Это называется "символическая репрезентация", если по-умному. Если по-простому, то вот машинка живая, вот игрушечная, а вот - нарисованная. Такая способность появляется в период между 9 и 12 месяцами, если читать и рассматривать картинки регулярно. Надо помнить и о том, что проще всего ребенку начать узнавать те предметы и животных, которые его окружают. Так что подсовывать ребенку книжки с космическими кораблями - это, может, и заманчиво, но не очень практично. Изображение стула, коляски, мухи, собачки и кошечки подойдет куда больше. Если же подходить к вопросу изучения фауны серьезно, то стоит почаще посещать зоопарк одновременно с чтением соответствующих книжек. А также разные фермы. Иначе как вы покажете ребенку корову? Конечно, книжки должны быть достаточно крепкими, вандалоустойчивыми и с хорошими изображениями. Например, книжки Росмэн (самые верхние из моего поста) - не очень хорошо подходят для чтения еще и потому, что предмет на странице должен быть один. Про иллюстрации и эстетическую составляющую я распиналась достаточно подробно, поэтому в нынешнем посте я это опущу.
Еще раз вернемся к потешкам. Самые крутые потешки на сегодняшний день (не считая винтажных книжек) - вот эти. Оказывается, по мнению психологов - они очень созвучны восприятию мира маленького ребенка, в частности - серый волк, коза, ерши-малыши и так далее - наиболее точно совпадают с возникающими в мозгу у малыша образами. Советские художники были во многом гениальны все же, не зря их иллюстрации переиздают уже после развала СССР с большой охотой.
Чтение должно войти в привычку, так же, как чистка зубов или мытье рук после прогулок. То есть, если читать каждый день перед сном, то это наиболее органично впишется в жизнь ребенка. Это, конечно, сугубо ИМХО, но в остальное время я стараюсь ребенка не отрывать от игр, поскольку таким образом может сложиться негативное отношение к чтению, как к чему-то обязательному (поэтому у нас все домашние фотографии с элементами постели, хо-хо!)
Стоит помнить, что дети больше реагируют на эмоции и преувеличенную жестикуляцию и интонирование. При регулярной практике к трем годам актерскую игру можно свести на нет, дети уже достаточно хорошо воспринимают монотонный большой кусок текста. Зато к трем годам можно ввести в обиход эмоциональное вовлечение - была такая чудная книжка когда-то, которая называлась "Уроки сказки". Найдете в букинистическом - хватайте без раздумий! Самое наилучшее пособие по задействованию ребенка в процессе чтения. Я про нее, пожалуй, напишу отдельно.
Чего делать не надо: не надо отбирать у ребенка книжки. Ни детские, ни взрослые. Стоит дать ему изучить книгу самостоятельно. Даже если порвет - не беда. Однако, стоит предупреждать малыша, чтобы он обращался с книгой аккуратно и всячески прививать уважение к печатному слову (см. копирование модели поведения родителей - то есть, не надо бросать книги в туалете вверх переплетом). Ну и еще - не надо отказывать ребенку в повторном чтении полюбившейся книжки. Прочесть "Репку" тридцать раз - вовсе не отклонение от нормы.
Ну вот и все на этом. Давайте вместе вернем будущему поколению любовь и уважение к книгам, начав с пеленок. Читающим родителям - слава!
Фото Лерочки.
Первое, о чем вам надо знать - на пустом месте культурного человека не бывает. Если у вас в семье нет книг и книжных шкафов, а пялитесь вы исключительно в монитор или телевизор - вряд ли ваш ребенок не будет копировать ваше поведение и вырастет читающим сам по себе. Случаются, конечно, патологии - мой муж тому наглядное доказательство. Тем не менее - если никто в семье не читает - вырастить читающего ребенка куда сложнее. Это нельзя переложить на плечи нянь, воспитательниц в детскому саду или бабушек - первая модель поведения заимствуется у ближайших родственников. Дети устроены так, что воспринимают не слова, а действия, поэтому лозунгами "читать - полезно!" вы тоже не отделаетесь. При этом, кстати, гаджеты для чтения не канают - современные дети четко знают - все планшето- и телефонообразное - это развлечения, игры и непонятные картинки. И неважно, что вы осваиваете Ницше с экрана мобильного. У ребенка должна установиться четкая причинно-следственная связь - бумажная книга = читать. Позднее, когда ребенок начнет говорить и понимать сложность окружающего электронного мира, уже можно будет внушить, что читать можно и с других носителей. Но до того времени книга и только книга ассоциируется с чтением.
Рано? Когда не рано? А когда уже поздно? В шесть лет уже точно поздно. В три тоже уже поздно. Не надо отделываться стандартным "да ему еще рано, он же ничего не понимает!"
Ребенок вообще понимает больше, чем вы думаете, не держите его за дебила. Почему-то разговаривать с не говорящим еще ребенком мы начинаем с первых дней жизни, чем же так отличается чтение? Опережающее текущий момент развития обучение - это то, на чем зиждется вообще формирование навыков человека. По научному это называется "зона ближайшего развития". Так что начинать читать в 6-7 месяцев ребенку без гиперактивности - самое оно. Если же ребенок склонен к подвижности - рецепт прост - рассказики покороче и игровая форма - то есть потешки. А вообще, если до двух вы ребенку читать не начнете, то внушить потомству, что книжки - это важно, полезно и интересно после этого периода - куда сложнее. Можно, но сложно.
О первой литературе для детей я рассказывала достаточно подробно здесь, и не зря рассказывала, поскольку самые первые книжки должны научить ребеныша связывать реальный предмет и его изображение. Это называется "символическая репрезентация", если по-умному. Если по-простому, то вот машинка живая, вот игрушечная, а вот - нарисованная. Такая способность появляется в период между 9 и 12 месяцами, если читать и рассматривать картинки регулярно. Надо помнить и о том, что проще всего ребенку начать узнавать те предметы и животных, которые его окружают. Так что подсовывать ребенку книжки с космическими кораблями - это, может, и заманчиво, но не очень практично. Изображение стула, коляски, мухи, собачки и кошечки подойдет куда больше. Если же подходить к вопросу изучения фауны серьезно, то стоит почаще посещать зоопарк одновременно с чтением соответствующих книжек. А также разные фермы. Иначе как вы покажете ребенку корову? Конечно, книжки должны быть достаточно крепкими, вандалоустойчивыми и с хорошими изображениями. Например, книжки Росмэн (самые верхние из моего поста) - не очень хорошо подходят для чтения еще и потому, что предмет на странице должен быть один. Про иллюстрации и эстетическую составляющую я распиналась достаточно подробно, поэтому в нынешнем посте я это опущу.
Еще раз вернемся к потешкам. Самые крутые потешки на сегодняшний день (не считая винтажных книжек) - вот эти. Оказывается, по мнению психологов - они очень созвучны восприятию мира маленького ребенка, в частности - серый волк, коза, ерши-малыши и так далее - наиболее точно совпадают с возникающими в мозгу у малыша образами. Советские художники были во многом гениальны все же, не зря их иллюстрации переиздают уже после развала СССР с большой охотой.
Чтение должно войти в привычку, так же, как чистка зубов или мытье рук после прогулок. То есть, если читать каждый день перед сном, то это наиболее органично впишется в жизнь ребенка. Это, конечно, сугубо ИМХО, но в остальное время я стараюсь ребенка не отрывать от игр, поскольку таким образом может сложиться негативное отношение к чтению, как к чему-то обязательному (поэтому у нас все домашние фотографии с элементами постели, хо-хо!)
Стоит помнить, что дети больше реагируют на эмоции и преувеличенную жестикуляцию и интонирование. При регулярной практике к трем годам актерскую игру можно свести на нет, дети уже достаточно хорошо воспринимают монотонный большой кусок текста. Зато к трем годам можно ввести в обиход эмоциональное вовлечение - была такая чудная книжка когда-то, которая называлась "Уроки сказки". Найдете в букинистическом - хватайте без раздумий! Самое наилучшее пособие по задействованию ребенка в процессе чтения. Я про нее, пожалуй, напишу отдельно.
Чего делать не надо: не надо отбирать у ребенка книжки. Ни детские, ни взрослые. Стоит дать ему изучить книгу самостоятельно. Даже если порвет - не беда. Однако, стоит предупреждать малыша, чтобы он обращался с книгой аккуратно и всячески прививать уважение к печатному слову (см. копирование модели поведения родителей - то есть, не надо бросать книги в туалете вверх переплетом). Ну и еще - не надо отказывать ребенку в повторном чтении полюбившейся книжки. Прочесть "Репку" тридцать раз - вовсе не отклонение от нормы.
Ну вот и все на этом. Давайте вместе вернем будущему поколению любовь и уважение к книгам, начав с пеленок. Читающим родителям - слава!
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!