Центральный музей: выставка «Ұстазы жақсының – ұстамы жақсы». Вклад А.Х. Маргулана и Ж.Курманкулова в археологическую науку Казахстана»

Пришла в Центральный музей Казахстана сразу за несколькими выставками. Первая из них - «Ұстазы жақсының – ұстамы жақсы». Вклад А.Х. Маргулана и Ж.Курманкулова в археологическую науку Казахстана». Не знаю, почему у них такие длиннющие названия каждый раз, но ладно. 
На выставке продемонстрированы личные вещи, фотографии и труды ученых, материалы из раскопок Центрально-Казахстанской археологической экспедиции с 1946 по 1997 годы, Чирикрабатской археологической экспедиции 2005-2022 годов, артефакты из памятников сарматского времени Западного Казахстана, а также артефакты из погребения на реке Нура, облицовочные кирпичи и макеты памятников архитектуры средневековья и другие потрясающие вещи. 
По дороге в этот угол музея выставлены еще вот такие книги, я бы с большим удовольствием себе пару в коллекцию забрала. 
А на лестнице развешаны работы Хлудова - это вот, например, наборосок детской головки. Это только копии, как и вообще многого в этом музее, но ладно, я-то набросков Хлудова никогда не видела. 
А сама выставка расположилась на балкончике второго этажа. Надо, кстати. рассказать и о героях выставки. В честь первого из них назван интститут арехологии. Академик Алькей Хаканович Маргулан (1904-1985) - основоположник национальной школы этнографии и археологии, востоковед, литературовед, искусствовед. С 40-х годов прошлого века он занимался поиском и исследованием археологических памятников древнего населения Казахстана. В 1946 году под руководством Маргулана была организована Центрально-Казахстанская археологическая экспедиция. В результате археологических изысканий ученого в Жетысу, Южном и Западном Казахстане были открыты древние урбанистические центры, как Отрар, Тараз, Сауран, Сыгнак, Сарайчик.
В течение трех десятилетий под руководством Маргулана велись археологические изыскания памятников культуры племен эпохи бронзы и ранних кочевников, в результате которых в Центральном Казахстане был открыт крупнейший очаг цивилизации – самобытной бегазы-дандыбаевской культуры.
Академик Маргулан оставил огромное научное наследие, состоящее из 14 томов фундаментальных трудов. Так в труде «Казахское народное прикладное искусство» отражена история материальной культуры ранних кочевников и их преемников – казахов. О своеобразии, глубине и насыщенности духовного мира наших предков повествуют, также труды: «О происхождении племени канглы», «О значении эпиграфических памятников Казахстана», «Шоқан және Манас», «О наследии Машхур-Жусуп Копеева», «Ежелгі жыр аңыздар» и другие.
На этом стенде выставлен его диплом, удостоверение и квитанция от взносов. 
Тетраль археологической экспедиции Центрального Казахстана 1951 года. 
Личные вещи Алькея Хакановича - ботинки, полевой ящик и трость. 
А здесь в экспозиции появляется второй участник, поскольку фотоаппарат и компас - его.
Это Жолдасбек Курманкулов - кандидат исторических наук, известный ученый не только в Казахстане, но и за его пределами. С 1974 года по просьбе Маргулана Курманкулов был принят в состав Центрально-Казахстанской археологической экспедиции (далее ЦКАЭ), в настоящее же время Курманкулов является руководителем экспедиции и продолжает научные исследования, начатые Маргуланом. В результате многолетнего руководства ЦКАЭ Курманкуловым на территории между рекой Атасу и горами Ортау, Кызылтау, Акмая, Огизтау, Актау были выявлены и нанесены на карту около 100 таких памятников как поселения Ак Мустафа, Акмая, Мыржык, Атасу – места плавки цветных металлов эпохи бронзы. Выводы многолетних исследований, содержавшиеся в трудах Маргулана «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана», а также Кадырбаева и Курманкулова «Культура скотоводов и металлургов» легли в основу многих научных исследований современных археологов.
Еще одним фундаментальным научным направлением Курманкулова является изучение каменных изваяний, балбалов (в 1982-1983 годах - Мыржыкский храм, в 1990 году кипчакский храм вблизи села Жинишке Актогайского района, в 2010 году - ограда в Улытауском районе, 2013-2014 годах был исследован сакский могильник с изваянием, расположенный возле Айбас-Дарасы) и комплексное изучение наскальных изображений. Помимо научных исследований, ученый много внимания уделяет подготовке археологов, краеведов и вложил свои усилия в формирование и повышение потенциала молодых исследователей.
В 1973-1974, 1976, 1980-1981 годах Курманкулов участвует и изучает некрополи Бесоба, Сынтас, Жалгызоба, Нагорное (Актюбинская область), которые стали классическими памятниками культуры ранних кочевников.
В 1998 году при поддержке ректора Кызылордынского государственного университета имени Коркыт-Ата Бисенова была организована разведочная экспедиция под руководством Курманкулова и изучены многочисленные памятников археологии в низовьях Сырдарьи. В 2004 году организована Чирик Рабатская археологическая экспедиция, в состав которой входят несколько отрядов ведущих исследовния на комплексе памятников Бабиш мола и Баланды. Помимо раскопок Курманкулов руководит работой разведочно-поисковых отрядов. На выставке довольно много находок из этой экспедиции. 
Фотоаппарат ученого.
Проектор. 
Экспедиционный костюм Курманкулова. 
А вот и самое интересное - находки! Ступка и пестик XII-IX века до нашей эры из Центрального Казахстана. 
Различные сосуды XVI-IX веков до нашей эры из Центрального Казахстана.

Лощила и оселки из Центрального Казахстана XII-IX века до нашей эры. Лощение - разновидность полировки различных материалов и лощила делали и из камней, и из керамики, а северные народы и вовсе из клыков моржей. Лощение - в общем, примерно как полировка, то есть, создание гладкой поверхности, но не блестящей. А оселки - это точильные камни. 

Бронзовые скобы XIII-XII веков до нашей эры из Центрального Казахстана.
Костяные изделия X-VIII веков до нашей эры из рога и кости. Найдены в последении Мыржык, Агадырском районе, Карагандинской области Центрального Казахстана. 
Амулеты X-VIII веков до нашей эры из кости, ракушек и зубов. Поселение Мыржык, могильники Акмустафа, Шет II. Центральный Казахстан. 
А снизу застежка оттуда же, из Мыржыка и того же периода. 
Бляшки X-VIII века до нашей эры из Центрального Казахстана из меди. 
Браслеты XIII-X века до нашей эры из бронзы. Могильник Сангру, Агадырский район, Карагандинская область, Центральный Казахстан. 
Перстень XIII-X века до нашей эры оттуда же, только могильник Атасу. 
Фрагменты псалий XIII-IX веков до нашей эры из кости. Центральный Казахстан. На всякий случай - часть древнего уздечного набора, пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. 

Наверху кельт XII-X века до нашей эры из бронзы. Поселение Акмустафа, Центральный Казахстан. Кельт, кстати, не то, что вы подумали, а разновидность бронзового топора или мотыги со втулкой на месте обуха, направленной перпендикулярно лезвию, в которую вставлялась коленчатая или прямая рукоятка.
А ниже - это все наконечники стрел и дротиков X-VIII века из бронзы и кости, из центральноказахстанских могильников Койшокы II и Мыржык. 

А вот что использовали как коробочки для хранения находок. 
Казахский Алтай. Сунгатай, Самашев и Курманкулов. Самашев и сейчас где-то мерит шагами поля Береля, кстати. 
Баянауыл, поселение Тагыбайбулак, 1974 год. Третий - Курманкулов, шестой - Самашев. 
Песты X-VIII века до нашей эры из камня. Центральный Казахстан. А внизу - медный и бронзовый шлак - и да, это тоже предмет интереса археологов, он свидетельствует о развитом ремесле металлургии. 
Он тоже из Центрального Казахстана и датируется тем же периодом.   
А на самом верху литейная форма и молоток X-VIII века до нашей эры. Поселение Атасу, Центральный Казахстан. 
По центру - ювелирные молоточки в форме капель. X-VIII век до нашей эры, камень, Центральный Казахстан. А ниже пряслица - это три штуки с дырками. Камень, кость, керамика. Все оттуда же. 
Шила из кости, X-VIII век до нашей эры. Поселение Мыржык, Центральный Казахстан. 
А ниже предмет и вовсе неожиданный. Это коньки! Из кости! Все оттуда же. XV-XII века до нашей эры.
А в самом низу - чесала из кости. XV-XII века до нашей эры.
В самом верху трепала XV-XII века до нашей эры из кости. Поселения Акмустафа, Мыржык, Агадырский район, Карагандинская область, Центральный Казахстан. 
Ниже - серпы из кости из поселения Мыржык II. 
А в самом низу - мотыги-рыхлители из рога. Тоже поселение Мыржык. 
А это все куски жертвенников из камня и их куски. VI-IV века до нашей эры, Центральный Казахстан. 


Бляшки V-III веков до нашей эры из могильника Тасмола VI, курган 1, Центральный Казахстан. 
Литейная форма III-I веков до нашей эры, камень. Центральный Казахстан. 
А вот этот кусочек - рукоятка ножа из кости. III-I века до нашей эры, Центральный Казахстан. 
Изваяния VIII-IX веков из камня из Центрального Казахстана. 
Слева - сосуды V века до нашей эры. Тут мы уже перемещаемся в Западный Казахстан - могильник Нагорненский, курганы 7 и 9. 
Ниже - маленький жертвенник из камня конца VI - начала V века до нашей эры из камня. Могильник Сынтас, курган №3, Актюбинская область. 
А справа нашивные бляшки VI-V веков до нашей эры, могильник Кумыссай, курган №2, Актюбинская область. 
Внизу - зеркала тоже того же периода и из тех же мест. Бронза. 
А тут целая упряжь - удила с псалиями, конец VI - начало V века до нашей эры. Могильник Сырмас, курган №1. Актюбинская область. 
Наконечники стрел, вторая половина VI века до нашей эры. Могильник Бесоба, курганы 4, 8, 9, Центральный Казахстан. 
А дальше - еще одна значимая археологическая экспедиция - Чирикрабадская. Она организована институтом археологии Маргулана под руководством Курманкулова, принимали в ней участие и работники Центрального музея. Памятники Чирикрабадской культуры расположены между реками Кувандарья и Жанадрья. Их материалы считаются эталонными при раскопках многослойных памятников, здесь потрясающая сохранность бытовых предметов, позволяющая свидетельствовать о традициях, мировоззрении, хозяйственной деятельности и даже архитектура мавзолеев здесь сохранилась прекрасно. Жители этой местности держали связь с Парфией и Бактрией. 
Выставленные предметы были обнаружены при раскопках погребальной камеры монументального мавзолея в слое завала. Здесь нашлись даже сосуды с надписями на древнегреческом (в аннотации к выставке написано "на древнегреческом алфавите", позорище и стыдоба!) и датирован III-II веком до нашей эры. В теории импортирован из Согда или Бактрии.  
На заднем плане восстановленная чашка IV-II века до нашей эры. Объект №5, Чирик-Рабат, Кармакшинский район, Кызылординская область. 
Ниже - пряслице, светильник и декоративные детали в виде головы архара III-IV век нашей эры, городище Сертобе Кызылординской области. 


Сосуды IV-II веков до нашей эры из алебастра. Городище Чирик-Рабат, объект №1, Кармакшинский район, Кызылординская область. 
А вот фляга с парфяно-арамейской надписью "Тирибурз" - "Возвышенный за счет Тира". IV-II века до нашей эры. Городище Чирик-Рабат, объект №1, Кармакшинский район, Кызылординская область. 
Ожерелья из бисера IV-II века до нашей эры. Городище Чирик-Рабат, объект №1 и 5, Кармакшинский район, Кызылординская область. 
Рог, мотыги, пряслица, светильник, ложка, венчик сосуда и ювелирный молоточек. IV-II века до нашей эры. Городище Чирик-Рабат, объекты №1 и 5, Кармакшинский район, Кызылординская область. 


Облицовочные изразцы XIII-XIV веков до нашей эры. Мавзолей Жошы хана, Центральный Казахстан. 




А вот и сам мавзолей Жошы хана - ну, то есть реконструкция этого прекрасного здания XIII века. Если вы не догадались, то Жошы - это Джучи, старший сын Чингиз-хана. Главный фасад ориентирован на юго-запад и состоит из пештака - портала со стрельчатой аркой над глубокой нишей входного проёма. На главном фасаде глубокая стрельчатая ниша высотой 4,5 метров обрамлена П-образной углубленной рамкой, которая первоначально была наполнена поливными плитами размерами 45 на 45 сантиметров. Мавзолей перекрыт куполом с двойной оболочкой. Это не оригинал, но восстановлен довольно близко к изначальному - это звёздчатый 17-гранный барабан очень редкой формы и был облицован плитками и бирюзовой поливой. Такими же плитами было заполнено П-образное обрамление глубокой арочной ниши на портале.
Здание возведено из красного жжённого кирпича на неглубоком фундаменте из кирпичного боя. Стены мавзолея никак не декорированы, просто оштукатурены, а пол вымощен кирпичом. В глубине камеры находится надгробие. 
Интересно, что Жошы-хан по преданиям погиб во время охоты. Раненный хромоногий кулан начал убегать, но передумал, развернулся и сорвал Джучи с коня и отгрыз ему правую руку. Погребение №1 в этом мавзолее по времени примерно соответствует времени смерти Джучи, но, скорее всего, в мусульманском мавзолее отсутствует. Представители "золотого рода" борджигинов, к которому относился Джучи, хоронились тайно, по языческим ритуалам, а захоронен там, скорее всего, кто-то из рода Джучи мусульманского вероисповедания. 


Вот такая получилась небольшая выставка на тему археологии. Спасибо вам за то, что читаете и оставайтесь на связи! И, конечно, не забывайте донатить на развитие блога по кнопке ниже. 




Комментарии

Популярные сообщения