Russia Trip 2007. Day 6, pt. 2. Санкт-Петербург, Царское село

 Сегодня продолжаем гулять по Екатерининскому парку в Царском селе. Подходим к пристани. 


Дальше тоже уточки.


Большой пруд -  центральный в парке. Его начали создавать в первые годы XVIII веке с помощью запруд на небольшом ручье. Сложная изрезанным береговая линия Большого пруда подражает абрису Эгейского моря, где русский флот одержал исторические победы. 
Над протокой, соединяющей Большой пруд с водным лабиринтом, сооружен Палладиев или Мраморный мост (старое название - Сибирская мраморная галерея). Выстроен он в 1770-1776 годах по проекту Неелова. Архитектор решил взять за основу проект известного итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио. По деревянной модели в Екатеринбурге из уральского мрамора изготавливались отдельные детали. Затем их доставили в Царское Село, и в течение двух лет мост-галерея собирался на месте. 
Близ подножия Башни-руины переброшен через ручей "средневековый" мостик с зубчатым парапетом, а чуть дальше две маленькие кирпичные башенки с узкими готическими нишами и щелями-бойницами. Это сооружение Красного или Турецкого каскада.

А вот башня-руина меня немного разочаровала. Как-то не так я ее себе редставляла. Башня построена в 1771 году по проекту Фельтена. Огромный каменный столб в виде колонны древнего здания увенчан беседкой. Памятник посвящен героической эпопее русско-турецкой войны 1768-1774 годах. На замковом камне высечена надпись: "На память войны, объявленной турками России сей камень поставлен года". От башни перекинута мощная каменная арка, продолжением которой служит искусственная земляная насыпь, засаженная деревьями. Насыпь заканчивается чугунными готическими воротами.


Триумфальная арка выстроена по проекту Ринальди. Первоначально в 1771 году по чертежу Ринальди Неелов построил временную деревянную арку, частично затянутую холстом и расписанную под мрамор. Затем была изготовлена масштабная модель, на которой нужным цветом было показано, из какого сорта мрамора выполнять те или иные детали. Мраморная часть ворот была исполнена в Петербурге из олонецких (карельских) мраморов русскими мастерами в 1773-1777 годах. Летом 1778 год, мраморные и гранитные части арки были соединены металлическими связами - триумфальные ворота заняли свое место на границе Екатерининского парка. 
"Зубчатый" (Каменный) мост у "Башни-Руины".


Туфовый мост-плотина выполнен в виде небольшого грота из блоков туфа. Туфовый мост - одна из плотин, сооруженная для поддержания уровня воды в Верхних прудах.

В начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка были вырыты Верхние пруды, которые сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая в Большой пруд, со временем стала вымывать ложбину. Задачу поддержания постоянного уровня воды в Верхних прудах и предотвращения вымывания почвы решил инженер Иван Кондратьевич Герард, построив систему плотин.

И вот мы оставляем мост позади и идем дальше в парк. 
Вдали там китайский павильон (вот теперь жалею, что не дошли!)
Собственный садик - сейчас мы туда дойдем.
Между Вечерним залом и Екатерининским дворцом находится самый первый памятник, соруженный в Царском Селе в честь побед в Русско-турецкой войне 1768-1774 годах. Это Кагульский или Румянцевский обелиск, установленный по проекту Ринальди в 1771-1772 годах Установлен в честь победы русской армии под командованием фельдмаршала Румянцева над турками при реке Кагул(е) (притоке Дуная).

Итак, садик. В середине XIX века часть луга у Екатерининского дворца была огорожена решеткой, и для царской семьи устроен Собственный садик. Проект этого садика с фонтанами, перголами и цветником разработал Видов в 1865 году. Позднее появилась мраморная скульптура - мраморные статуи середины XIX века.




Композиционным центром садика стал большой фонтан с восьмигранным бассейном и высокой вазой, изготовленной из каррарского мрамора на Петергофской гранильной фабрике; вокруг фонтана разбили живописные цветники, проложили извилистые дорожки, установили скульптуры. Тогда же была выстроена Пергола — веранда в итальянском стиле, закрывшая вид на Кагульский обелиск и зеленый луг из окон дворца и разделившая Большой луг на две части. Так была утрачена одна из лучших перспектив пейзажной части парка.

Парадный двор украсили ажурные ворота, выкованные из железа мастерами Сестрорецкого завода и отделаны золотом.
И вот, описав круг, мы возвращаемся ко дворцу. Растрелли перестроил Большой дворец и, сохранив основные принципы первоначальной планировки всего ансамбля в целом, создал блестящую загородную резиденцию.
Дворец надстроили. Его главный фасад длиной более 300 метров получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. 











Памятник Растрелли 2008 года.
А это - красивейшая Знаменская церковь. Строилась она по проекту Земцова на месте сгоревшей. С момента освящения до 1805 года церковь состояла в придворном ведомстве и именовалась "малой придворной церковью", а потом была передана Епархии и стала приходской. В 1846 ее  вновь сделали придворной, таковой она оставалась до революционных событий. Церковь невероятная совершенно, совсем не похожа на русские храмы. 




Это один из самых известных памятников Пушкину (в городе их аж три!) Многие скульпторы представили свои проекты памятника к столетнему юбилею поэта, а император Николай II утвердил рисунок Баха, на котором поэт был изображен сидящим на скамье в форме лицеиста. По этому проекту и была отлита фигура из бронзы. Памятник установлен на гранитном постаменте. 
А это что думаете, просто дом? Нет, это дом Паткулей. Проект Дома Паткулей создал российский архитектор итальянского происхождения Ипполит Антонович Монигетти, а заложен дом был в 1854 году. Хозяева расценивали его как верный «угол, где будет преклонить голову под старость». Изначально планировалось бывать в нем летом, фактически же семья Паткулей жила здесь весь год, благо здание, ориентированное на южную сторону, было светлым и теплым. Хозяйкой Дома Паткулей была придворная фрейлина Мария Александровна, урожденная маркиза Александра де Траверсе, автор интересных мемуаров о жизни и нравах императорского двора. Ее супруг, генерал-адъютант Александр Владимирович Паткуль был вхож в августейшую семью. С детства он был воспитан в обществе будущего Александра II и привык считать императора Николая I своим вторым отцом. Александр II бывал в особняке Паткулей, который весьма нравился его венценосной супруге, императрице Марии Александровне.
И вот еще великолепное обшарпэ. 


А тут мы, если я правильно припоминаю - ели. Внутри кафе выглядело как настоящий ресторан, но еда была омерзительна. Хотя, мне кажется, еда тогда была омерзительна примерно везде одинаково. 

А это тоже не простой дом. Жилой дом полицейских чинов (также Дом городовых). Вел его строительство тот же Бах, что и памятник сделал. Строительство оплачивало министерство императорского двора. Дом было торжественно заложен 20 июля 1899 года, к лету 1901 года работы были окончены. С 1920-х годов дом был передан под общежитие студентов Сельскохозяйственного института. В июле 1924 года в здании был студенческий литературный кружок, где неоднократно бывал Сергей Есенин. Он оставался общежитием до 1997 года, когда началась многолетняя реконструкция, здание по-прежнему принадлежит Санкт-Петербургскому государственному аграрному университету.
О том и соответствующая табличка имеется. 

А это великолепная привокзальная площадь в стиле сталинского неоклассицизма. 
Станция Детское Село . Железнодорожный вокзал - аж 4-й со времени основания. Он был построен на месте разрушенного в годы Великой Отечественной войны здания в 1947-1950 годах по проекту архитекторовЛевинсона и Грушке. Ансамбль включает Главное здание вокзала и три павильона. Постройки связаны между собой широкими арками-проходами на перрон, двориком с фонтаном и пропилеями между двумя северными павильонами. Арки-проходы облицованы грубоколотым светло-серым и желтоватым известняком и выполнены в характере декоративных парковых "руин". Фасад здания оформлен большими арочными окнами с заглубленными проемами. Лепные детали выполнены по рисункам Левинсона.





Внутри тоже тема памяти Пушкина - вон его бюст работы Манизера стоит. Люстры для интерьеров изготавливались при участии научных сотрудников Ленинградского филиала Академии архитектуры, экспериментальных мастерских Высшего художественно-промышленного училища и завода художественного стекла. Плафон декорирован скульптурными панно с изображением сооружений парков города - Камеронова галерея, Большой каприз, Чесменская колонна. В отделке использован  искусственный мрамор коричневого и светлых тонов. 

Ну а мы на этом направляемся домой на настоящей электричке (напоминаю, что в нашей стране они не пользуются популярностью, поскольку пригородное сообщение в основном на авто) - и это тоже особенное приключение.
А вы оставайтесь на связи и не забывайте донатить! 




Комментарии

Популярные сообщения