Центр современной культуры "Целинный" - выставка современных художников
Вторая часть центра современной культуры - пространство совершенно удивительное - это сохраненное былое величие самого пафосного клуба Heaven. Не помню, чем закончилась история существования этого места, но зато теперь здесь выставка центральноазиатских художников. Здесь, например, представлены карты Верного и Алма-Аты - художник усмотрел в природном рисунке топографию города, наложив лазерные изображения карт на натуральные разводы.
А вот "Версаль" на потолке.
И барная, что ли, стойка.
Здесь сменили только напольное покрытие, оставив роскошный черный, который сегодня со включенным светом смотрится как внеземной ландшафт пост-индустриальной эпохи и где удивительно органичны пост-модернистские pieces of art.
Асель Кадырханова исследует феномен решеток в Алматы. Оказалось, что город наш изобилует зарешеченными окнами и разнообразием узоров на них. По словам Асель - это проявление травмы в пространстве, создаваемом обществом коллективно. Оконная решетка становится метафорой, с помощью которой автор пытается деконструировать диалектику внутреннего и внешнего, а также конфликт между индивидуальным и коллективным, характерный для постсоветских стран.
Вышивка здесь - жест такой знакомый и успокаивающий, но производимый в хирургических перчатках - это способ прочтения и переписывания пространства памяти. Жест скорби!
В общем, работа неоднозначная, но очень крутая. В видео, к тому же, звучит "Вальс памяти", написанный специально для фильма "Наш милый доктор".
Автора этих работ с нами уже нет, но местоположение выбрала его жена и удивительно, насколько они смотрятся частью клубного пейзажа, будто были здесь всегда.
А вот здесь Нурбол Нурахмет изобразил знакомые места - площадь Абая-Кунанбаева, на фоне, если присмотреться, карта Алматы, но не простая, а протестная. Узнаваемые открыточные пейзажи с точками, горящими словно звезды - это транзитные для восприятия места для художника. Да и сам Абай стал символом оппозиционным, правда, не у нас, а в Москве, где в 2012 году у Чистых прудов собирались недовольные.
Зоя Фалькова приходит, и каждый день поправляет свои творения. Нарушение их целостности, конечно, неизбежно, а кураторы пока не знают, до какой степени возможно доводить интерактивность музея. С удивительными мягкими творениями из обрезков промышленной ткани - евроветоши, любят играть дети.
Эта инсталляция изготовлена из кусков, которые не подлежат восстановлению, разные фрагменты расфасованы в разные партии, но алгоритм разрезания проследить можно, так что из обрезков получаются удивительные формы.
Это инсталляция, где форму диктует материал, а не скульптор - художница лишь сшила уже существующие детали вручную, ничего не правя. Она подобна любителю бонсая, лишь направляя процесс, но не контролируя его до конца.
Видео-инсталляция Александра Угая - это заброшенные советские интерьеры, которые принимают в себя архитектурные прообразы, создавая пространство различия между памятью как содержанием и историей как формой слоев конкретной эпохи. Очень круто. Обычно я не большой любитель инсталляций, но тут мне очень понравилось.
Еще одна любопытная работа, которая так и тянет зрителя с ней повзаимодействовать - шатер с яблоками.
На месте бара создана удивительная цепочка повествований, точнее легенд города Алма-Аты. Нарисованы истории на тех же самых бумагах, что когда-то служили выгодным фоном для бутылок с алкоголем. Создал их Марат Рацымкулов. Он утверждает, что Алма-Ата - город легенд. Ну а жизнь повседневная - тоже часть истории города, в которую ему позволили погрузиться долгие прогулки, интервью, чтение "желтых" газет, друзья. Удивительно, что здесь реальность и вымысел переплетаются, а сама бумага оказалась невосприимчивой к средствам художественным - тушь и фломастеры по ней размазывались, словно сама история отказывалась быть четкой и ясной. "Пытаясь воспроизвести историю города на капризной бумаге, ощущаешь себя архивариусом, который пытается перед смертью зафиксировать что-то важное на последнем клочке попавшейся под руку бумаги, в то время как за дверью стоит вражеское войско. Или ощущаешь себя праздным клубным поэтом, который в пьяном угаре пишет на сигаретной пачке свою собственную поэму о городе" - говорит художник.
Еще одна странная инсталляция - здесь и адыраспан, и маска, отлитая с лица художника, и земля из Мангистауской области. Иногда пластик запотевает и кажется, будто лицо дышит.
Любопытная серия работ Воробьевых - "Парк Первого Президента". Наилучшим образом архитектура парка показывает вкусовые предпочтения правящей элиты - псевдоклассику. А смесь древнегреческих пропорций и элементы азиатского стиля создают китчевую эклектику. Ничего, что вместо мрамора - пластик, главное - помпезность. Здесь основная идея в том, что основное - это архитектурные зарисовки в стиле 50-х годов, а фотографии - лишь отражение зарисовки. Работа подхватывает тему выставки - "Советский постмодернизм" и продолжает ее, говоря о постмодернизме постсоветском. Или даже об архитектуре постсоветской архаики. Я ждала, конечно, статую, но статую не осмелились.
Здесь самый издевательский элемент, кстати, полицейская будка.
Ну и деревья с листьями в серию включены не случайно - ибо позолота опадет, символы сменятся, разрушится колоннада, а вот они - живые, останутся.
Вот такая получилась занимательная выставка. Удивительно гармоничная, вписанная в интерьер как нельзя лучше и тонко издевающаяся над тем, что было пафосно. Над тем, что было ценно и над тем, что рано или поздно прах есмь и в прах обратится.
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!