Georgia Alco Trip 3. Day 7 - Давид Гареджи и Бодбе в тумане

Никогда не пейте, если у вас на следующий день назначена поездка! Особенно никогда не пейте у Лазо (вот уже раз пять проверили, что нет, не надо, но слабоумие и отвага - наш девиз по жизни, поэтому мы продолжаем в этом убеждаться). Хорошо, что есть "Боржоми" на следующее утро, честное слово. Утро встретило нас туманом за Тбилиси, поэтому считаю своим основным долгом поделиться с вами абсолютно сайлент-хилловскими пейзажами.

В какой-то момент мы увидели руины крепости, я сказала - "ооо! Крепость!"
- Да она новая, XVI века, - прозаично сказал Зураби. - Там внутри ничего нет.
С тех пор я эту байку про новую крепость XVI века всем рассказываю.

Вот мы и подбираемся к месту назначения - горы, как мне кажется, очень похожи на те, что у нас на границе с Кыргызстаном. Вокруг, как нам сказали, пустыня, где весной много змей, поэтому весной этот комплекс посещать вообще не рекомендуют. Змей я, кстати, увидела в следующую поездку, покажу потом. Но, забегая вперед, скажу, что, простите, у монаха была недюжинная сила воли, я бы юбки подобрала и драпала из того места бегом-бегом, даже безобидные змеи там конских размеров. Мало приятного быть укушенным такой штукой, распаленной брачным периодом, потому с гидами я согласна - никаких вот это вот Вардзия-Уплисцихе-Гареджи весной!
На самом деле, кстати, вокруг монастыря самая настоящая степь, очень знакомая всем казахстанцам. Удивительно было найти ее на грузинско-азербайджанской границе, но вот, представьте себе, то, что у них именуется пустыней - это натуральная степь.
Сам же монастырский комплекс был основан в VI веке ассирийским монахом Давидом, который пришел в Иберию вместе с Иоанном Задазенийским, поселился на горе Задазени, а  когда монахи разошлись с горы в разные стороны, он выбрал Тбилиси и поселился около города на горе Мтацминда, где до сих пор существует его пещера и храм. Однако, вскоре случился конфликт с тбилисскими зороастрийцами и Давид решил переселиться в совсем дикую местность. Он решил пойти дальше всех прочих двенадцати монахов в смысле аскетизма и переселился сразу в Гареджийскую пустыню, самое трудное для жизни место во всей Грузии. Здесь он со своим учеником Лукианом жил в пещере и питался корешками и молоком диких оленей. По легенде, здесь был обнаружен дракон и успешно изгнан Давидом, который с этим драконом на иконах и изображается. Путь дракона вроде бы еще виден с хребта над пещерой Давида.

Со временем у Давида появились последователи, которые вырезали себе пещеры по соседству, а потом монастырь функционировал, страдал от нашествий, пришел в запустение в 1625 году, когда шах Аббас всех вырезал. Вспомнили о нем уже в брежневскую эпоху, проложили дорогу, которая сохранилась и ремонтируется и сегодня. Какой-то участок так особенно получше наших шоссе будет.
Когда мы попали в Давид Гареджи, комплекс ремонтировался, а вокруг стояли нелетные погоды, потому остальные пещеры мы смотреть не пошли, хотя и Тетри-Удабно весьма интересные.
 Вот та самая скала с пещерами.
 Часть комплекса - действующий монастырь, поэтому заходить туда не полагается.

В небольшом Преображенском храме находится могила Святого Давида.
 А вот и сами пещеры.

Ну и, конечно, по легенде здесь бывала Тамар, потому что есть фрески с ее изображением, как раз тех веков. Царица, скажу я вам, дала нехилый предвыборный тур по Грузии от Вардзии до Гареджийского монастыря, коли так.

Часть комплекса находится на территории Азербайджана, здесь случился этнический конфликт как раз в то время, когда про Давида Гареджи вспомнила Медея Мизвришвили, так что живущих в Удабно азербайджанцев переселили в сванский поселок, где они и живут по сей день. Как в этом краю оказались сваны, правда, вообще неясно. Теперь вот занимаются скотоводством в этих суровых краях.

Здесь бы можно было написать: "Угадайте, где я?", но шутка не зайдет, я чувствую, потому что известно, где я.
 Отсюда открылся какой-то невероятный вид на Алазанскую долину.

Время обеда на дороге - мое любимое! Тоне и пури!
 Свежий, хрутсящий!
А вот когда Зураби принес колбасу, я сначала скривилась, потому что все в Казахстане знают - это не едят, но, представьте себе, когда я попробовала кусочек, у меня чуть глаза не выпали.
- Колбаса из мяса! - закричала я, - Как вам не стыдно так жить!
- А из чего она может быть? - спросил Зураби.
Ну как тут объяснишь человеку, что из чего угодно, только не. В общем, с тех пор, это наша любимая шутка, про колбасу из мяса. После нового храма XVI века.
 Ну а потом мы доехали до Бодбе - Бодбе в тумане это нечто!

Я когда дойду до источника вниз по этой лестнице, спрашиваю я вас? С Анришкой не добрались, теперь опять не добрались, если еще раз такое повторится, я уже буду ругаться.
 Январь, розы. Нормальное такое явление для Грузии.

А вот уже Сигнахи - какое разительное отличие от цветущего сентября!
 Прекрасная Алла в тумане.
 И солнце сквозь туман.

И мы где-то на дороге, это фото стоит на обложке нашего путешествия. Пусть и тут полежит.
 А рядом - монументальные советские барельефы. Я привыкла их видеть в казахском колорите, а вот теперь сравните с грузинским!

После тумана мы отправились в Кварели, посмотреть на завод "Хареба". Основана винодельня была в 2004 году, но сами помещения, ясное дело, гораздо старше.
 За 7 лари вам проведут краткую экскурсию (на отъебись, простите), вкратце расскажут об истории виноделия (8000 лет, а это корзины, а это телеги, а это приспособление для чистки квеври, расскажут о сортах и предложат их купить). За 14 лари можно и продегустировать, а золотой пакет позволяет дегустировать почти все.
 Самое крутое здесь, в общем, старые пыльные бутылки.

Известен еще этот склад тем, что здесь туннели длиной 7 километров заполнены бочками, а по потолку проложен самый настоящий винопровод. Кроме того, хранится здесь 25 000 бутылок вина, включая те самые пыльные выше.
Снаружи территория достойно оформлена теми же квеври, разными штуковинами и вот таким вот стимпанковским кораблем-повозкой. Вот это и правда круто.
 Есть там еще и ресторан, достаточно недешевый, офис и магазин.
 А дальше мы отправились в Телави и Кутаиси - не успели вот храм посмотреть, зато обняли то самое большое дерево и проехали мимо аэропорта "Мимино".

Уже под вечер вернулись в Тбилиси, уставшие и изрядно хотящие вина. Ну а когда ты хочешь вина - путь у тебя один.
На переходе под Сухим мостом - внезапное. Почему, почему мы ходили тут много раз и не видели - вчера не было! А сегодня - есть. Такой вот город Тбилиси.

И просто надписи. Они нам тоже нужны, пусть здесь полежат. Днем в суматохе блошиного рынка их не рассмотреть.

А вот, наконец, и вино!
 И бандит)
А что было завтра - вы узнаете в следующей части! Оставайтесь на связи - дроэбит, генацвале!