Музей Кастеева: любимые картины, Михаил Гайдукевич, ЖасStar и китайский фарфор

Снова музей Кастеева: он у меня единственный и любимый, потому пишу я про него достаточно часто, показывая картины, детали и временные выставки.

Они покрасили зал в красный! Стало, по-моему, круто!
 Сначала покажу вам немного моих любимых картин - вот Бродский - "Город ночью". Тут дальше очевидно, что почему-то в этот раз меня потянуло на Италию)
 Досекин - "Венецианский ноктюрн".
 Саврасов - "Вид Волги под Юрьевцем".

 Щедрин - "Неаполитанская набережная".
И его же замок Святого Ангела. 1820-е годы.
Воробьев - "Итальянский пейзаж с башней".
Лагорио - "Венеция".
 Рождественский - "Кишлак Абжиоз. Таджикистан".
А теперь про временные выставки. Первая из них - "Михаил Гайдукевич: свой или чужой?", посвященная 120-летию художника. Это графика периода 20-30-х годов. Почему такое название? Потому что художник половину жизни провел в Казахстане. В 1905 году семья Гайдукевича оказалась в деревне Софиевка под Семипалатинском. Во время Гражданской войны будущий художник сражался с Белой армией, попал в плен и бежал в Монголию. Вернулся он в 1919 году в Семипалатинск, а в 1921 поехал в Москву учиться во Всесоюзном художественно-техническом институте. В 1925 году Гайдукевич попал в Ташкент, где стал частью творческой группы художников "Мастера нового Востока". Через два года он снова попал в Казахстан, где создал цикл произведений о строительства Транссиба, а еще через год начал преподавать графику и черчение в алма-атинском университете. 1928-29 годы в его творчестве стали невероятно плодотворными - Михаил создал большой цикл графических работ, посвященных Алма-Ате и ее окрестностям. Здесь и баи, и чайханы, и тихие зеленые улочки, и пейзажи. К сожалению, в 1931 году художник с семьей переехал в Москву, а семью годами позже - судьба его, как и многих, закончилась трагически в сорок лет. Реабилитирован посмертно в 1957 году. Кураторы говорят, что их долг - сохранить наследие автора и передать его работы дальше. Часть из них была закуплена еще у дочери Гайдукевича в 1984 году, когда о художнике никто и не помнил - тогда и состоялась его первая персональная выставка, содержащая более ста работ.
Что интересно - эти образцы графики будто созданы на обрывках - такие они миниатюрные, но такие ностальгически теплые. Алма-Ата в те годы, будем честны, была совершенной деревней, но очаровательно утопающей в зелени, щебете птиц и, опять же, что там скрывать - в пыли и грязи. Такая двойственная ее сущность определялась тем, что большой мир пришел в этот средне-азиатский город только с открытием железной дороги, которую многие художники соцреализма запечатлели во всех ракурсах и с немалой поэтичностью, вроде как овеян был романтическим флером БАМ. Но это, конечно, к теме не особенно относится, зато четкая лаконичность работ: несколько штрихов - дерево; мазок - гора; линия - юрта, весьма органична и, наверное, избавляет нас от ненужных деталей. Пусть такая манера и не достоверна, но зато атмосферности ей не занимать. Интересно, что как на первый взгляд безыскусны эскизы, так и названия - просты и незамысловаты. Очень по-акынски, так что Гайдукевич, несомненно, свой. 

"Ташкент. Старый город".
"Пейзаж".
 "Караван-сарай. Асхана".
Из серии "Мотивы Алма-Аты", "Дома под соломенной крышей", "Старая Алма-Ата". 
 Из цикла "Алма-Ата до Турксиба".
 Еще "Мотивы Алма-Аты" и "Деревня в степи".
 "В Алма-Ате".
 А вот уже Ростов и ростовские домики.
 "Всадник на дороге с тополями".
 "Джайлау".
 И снова Алма-Ата до Турксиба.
 А вот уже дальше, в галерее современного искусства, по-моему, это я не показывала - это Мамаков "В парке.
 И знаменитые арыки в его же "Алма-Атинском пейзаже".
 Обедин - "Полет".
Зашла еще в зал искусства Востока. Обнаружила совершенно внезапно множество подарков от Китая - совсем новоделов, видимо в честь дружбы наших народов. Эта ваза, например, с подглазурной росписью гематитом изготовлена в 2003 году.
 Блюдо с пейзажем в технике "шань-шуй", тоже того же года.
 Ваза не какая-нибудь там, а для хранения алебард (!) и пик (!). В 2003 году. Так что если вам негде хранить алебарды и пики - то вот для чего эти кобальтовые росписи.
Лэй Юй - "Горный ритм". Конец XX века. Как будто конец XIV, но они точно не уверены в дате.
 Неизвестный художник. "Вьюн. Гравюра с произведения Ци Байши 1860-1957". XX век. Кто-то сделал копию кого-то когда-то. Это меня умилило до глубины души. И вот в таком духе там прямо несколько экспонатов, не удивлюсь, если они просто хутуны сносили и это нашли.
А дальше весьма интересное - фестиваль творческой молодежи 2018 "ЖасStar". Очень любопытная выставка - молодых художников. Не скажу, что все мне понравилось, но есть работы, которые, несомненно, привлекли внимание. Многое может показаться вторичным - это, увы, суровые реалии Казахстана. У меня есть теория, что очень трудно быть талантливым, постоянно обращаясь только к прошлому или к зарубежным источникам вдохновения, не имея творческой или просто эстетически приятной среды вокруг. Например, есть страны, где искусство и культура витают в воздухе - это и Италия, и Франция и, чего далеко ходить - та же Грузия. Я вам непременно буду показывать работы с TAF или просто музеи - и вы убедитесь в этом сами. Где-то, как мне кажется, количество гениальных работ на квадратный километр куда выше. Тем радостнее, что подрастает молодое поколение (молодое, ага, там многие мои ровесники), которое смогло вдохнуть жизнь в искусство местное. Официально же этот ежегодный фестиваль проводится под эгидой Фонда Первого Президента и собрал 75 работ художников из Кыргызстана, Казахстана, Украины и Турции. Ну и дальше в официальной листовке много красивых слов о том, как важно участвовать в конкурсе "Энергия. Молодость. Искусство" (прямо "Мир. Труд. Май"), потому что динамичная среда и тому подобное. 

Алмас Нургожаев - "Новая мелодия". По замыслу - это объединение традиций и концептуальное видение мира. 
 Умбетова Куралай - "Траурная бумага".
Нугер Динара - "Творцы по окончании сеанса пленэрной живописи". Все трое - наставники художницы. 

Кабылбек Аршын "Кокбек".
Кыздарбекова Айгуль - "Изобилие". Полотно было создано под впечатлением выставки, посвященной столетию Галимбаевой. Колористика отражает здесь вкус Востока и преемственность поколений.
 Кабылбек Аршын "Ключ".
 Нургожаев Алмас - "Начало".
 Сейсенханулы Бахыт - "Горизонт". Вот это прямо очень жизнерадостно.
 Беккали Айгерим "Композиция №2 из серии "Балкон".
Нугер Динара "Каждому казаху не хватает юрты". Это размышление о казахской идентичности. Оно было бы более полным, если бы, конечно, юрты были разными.
Тузелбаева Арай - "Искусство - энергия жизни". Отражение энергии созидания в смешанной технике.
 Амренова Алия - "36 градусов".
Здесь я залипла. Прямо сэр Макс уезжает в Ехо. На самом деле это Сулейменов Рауан - "Трамвай мечты".
 Омархан Кумар - "Тишина". Такой добротный реализм, очень импоинрует.
 Жетписалиев Бауыржан - "Древо жизни". Техника горячей эмали, серебро, драгоценные камни - обе работы просто потрясающие. Единственное - не надо было их забирать в бликующее стекло.
 И его же "Мангилик ел".
 Сарсенбиев Багдат - "Лес".
 Абилжан Молдир - "Обереги". Триптих - с поталью в смешанной технике. Очень хорошо.


 Жагыпашев Меирбек - "12 месяцев". Это какая-то совершенно невероятная работа, сделанная гелевой ручкой - я ниже показываю детали.

 Сарбасов Данияр - "Куртка".
 Хусейн Теоман - "Святое семейство".

 Макеева Марьяна - "Неразрывная связь".
Ну что скажете? Есть ли будущее у искусства Казахстана? Я-то думаю, что есть, а некоторых авторов ждет определенный коммерческий успех. Но интересно послушать и ваше мнение.
Ну а напоследок еще покажу вот этого забавного насупленного мужчика, почему-то он у меня лежит отдельно от всех. На самом деле это Горбунов - "Мужская голова".
А на следующий раз оставлю выставку кукол (даа! Снова!), Алексея Уткина и Дениса Пупкевича (но он выставлялся в совсем другом месте).
Оставайтесь на связи! 

Комментарии

Популярные сообщения