Пора ваять! Лепка с детьми от года до трех

На самом деле, как говорит Масару Ибука - после трех уже поздно. Как только ребенок начал размазывать кашу по тарелке - можете дать ему мягкую глину. Пластилин оставим на попозже, все-таки, глина куда более аккуратна в использовании, а соленое тесто - это вот, на мой взгляд, для задротов, которым муки с водой не жалко. Глина соединяет в себе все эти функции. Под глиной, конечно, я имею в виду Play-Doh. Хотя были у нас и другие марки, вроде Erich Krause, и китайское тесто (кстати, кто как это называет - кто тестом, кто глиной, кто пластилином, я остановилась на глине), все-таки, на мой взгляд, Play-Doh превзошел и то, и другое по качеству. 

Лучше больших баночек с разными цветами и не придумаешь. Можно прикупить и всякие наборы для изготовления сладостей, но мы обошлись формочками, валиком и ножиком на самое первое время. Кстати, если дети склонны тащить в рот всякие предметы, то стоит купить глину без вкусов и запахов. 
О пользе занятий с глиной можно и не распинаться - кроме развития пальчиковой моторики и сенсорного опыта развивается и речь - в процессе можно как комментировать действия с глиной, так и создавать сюжеты с вылепленными персонажами. 


Рабочее место у нас простое - доска, бывший мольберт, на случай, если ребенку очень хочется лечь животом на эту самую доску - фартук с рукавами, который, впрочем, больше пригодился для игр с пальчиковыми красками, но, думаю, тут каждый сам для себя решит, что ему больше подходит - можно и на игральном столике малыша разложить все то же самое. После занятий с глиной стоит вымыть руки с мылом. 

Начать стоит с самого простого - разминания, отщипывания кусочков, сплющивания кусков побольше, проделывания дырок пальцем в лепешке из глины, раскатывание куска глины в лепешку и нарезки колбаски ножиком. При первом знакомстве тесто следует представить, рассказать о том, что оно мягкое, показать, как оно принимает разные формы, наделать шариков, колбасок и лепешек, попросить повторить за вами какие-то приемы. 

В достаточно большой кусочек глины можно спрятать игрушку из киндера так, чтобы торчала только ее часть и предложить ее достать - проделывать можно неоднократно, каждый раз это вызывает неподдельный восторг.

Когда у ребенка проснется интерес к счету, из глины можно налепить шариков и вместе их считать, можно сделать шарики разного цвета и сортировать их, можно объяснять разницу между большими и маленькими шариками - в общем, что касается базовых навыков счета, цвета, формы и ориентации в размерах -глина подходит ничуть не хуже, чем любой другой материал. Разумеется, тут пригождаются и формочки - выдавленные предметы можно называть, рассказывать про них истории и сортировать по классу - животные туда, цветочки-листики - сюда.

Когда ребенок искрошит не один кусок глины - можно попросить его покормить птичек - поставить игрушечные фигурки птиц на доску и покрошить глину на крошки. 

Самая легкая поделка для детей - это налепить кусочки глины на картон в определенных местах - например, можно нарисовать дерево и предложить развесить на нем яблочки, в траве разместить цветочки и ягодки, на небе - снег, на елке - шарики, на грибе - белые точки, чтобы получился мухомор, на панцире божьей коровки - черные, а на небе - луну и звездочки. Конечно, картинки стоит заранее нарисовать, а возможно, заранее подготовить основу из глины - так, например, можно налепить на бумагу контур дерева из глины, елку, божью коровку и гриб. 

Еще можно заполнить тарелку круглыми конфетками - каждый шарик глины, заранее заготовленный, попросить слегка сплющить и называя соответствующие цвету вкусы (оранжевый - апельсиновая, желтый - лимонная, коричневый - шоколадная) класть на тарелку. 

По такой же аналогии можно заполнить конфетами баночку. А можно не искать емкости, а нарисовать их на бумаге.  

Следующий этап налепливания кусочков глины на картон или бумагу - придавливание с размазыванием - так можно изображать дождь, салют, иголки у ежика, лучи у солнышка, травку на полянке и так далее - у кого на что фантазии хватит. Разница здесь в том, что после того, как кусочек придавлен, надо нажать на один из его краев и размазать часть глины в нужном направлении по бумаге. 

Глина - очень удобный материал для кормления кукол - например, из нее легко можно напечь блинчиков, наделать булочек и тортиков для кукол, а потом покормить их с большим удовольствием. Естественно, блинчики, булочки и прочее должны делать не вы, а ребенок. Если шарик сплющить - будет булочка, если раскатать - блинчик, а тортик - придавить и серху накрыть лепешкой другого цвета. 

Ну и, конечно, когда ваш ребенок превратится в заядлого хэнд-мейдера, можно вместе с ним таким образом декорировать предметы домашнего обихода - тарелки, баночки, стаканы, лепить фрукты вокруг трубочек для коктейля (такие обычно делают из гофрированной бумаги), и даже сделать собственную мозаику. 

Ну вот и все на этом. Я не вдавалась в подробности, ибо описаний занятий с шутками-прибаутками в интернете достаточно много, а просто перечислила основные техники. А уж стиль и темп занятия каждая мама в состоянии продумать сама, главное - помнить, что надо вовремя остановиться, если ребенок потерял интерес к поделке. Не спешите заканчивать все сразу, отложите на другой день. К тому же, наглядно сможете показать ребенку, как застывает глина, и чем она отличается от той, с которой вы работаете в момент творчества. 

Комментарии

Популярные сообщения