Russia Trip 2007. Day 6. Санкт-Петербург, Царское село

 Следующий день начался на площади в конце Московского проспекта, которая полагалась в советские времена для парадов и митингов. В 1936 году здесь началось строительство самого большого в стране административного здания - Ленинградского Дома Советов. В то время существовало решение переместить сюда административный центр города. Закончено оно было в 1940 году, а после войны здесь разместились разные организации, в том числе НПО "Ленинец", которое позже стало ОАО. 



В 1970 году в центре площади установлен памятник Ленину - он самый большой в Ленинграде и его высота  16 метров. Он был включен в проект площади изначально, но установили его значительно позднее. 
Московский 205 и 220 - симметричные дома, где первые этажи со сплошной лентой витрин  заняты Московским универмагом. Два верхних - мастерские художников. Протяженные фасады этих зданий (250 метров) доходят до площади Победы. Построены они были аж в 63-65 годах. 

Монумент открыт на площади Победы 9 мая 1975 года в день празднования 30-летия Победы.
В скульптурной группе 26 бронзовых фигур, созданных Аникушиным. Тут летчики, моряки, снайперы и солдаты. 
И вот он - музей-лицей Пушкина. Здание лицея было построено в 1789-1792 годах по проекту архитектора Неелова. Здание пришлось переделать в соответствии с нуждами учебного заведения. Эта работа была поручена Стасову в 1811 году.  В арке находилась библиотека и комната для газет и журналов, где постоянно собирались лицеисты, особенно в знаменательные дни Отечественной войны 1812 года. 
Екатериниский дворец - великолепное строение в стиле барокко! 
В 1718-1724 годах по проекту  Иоганна Браунштейна здесь был возведен первый двухэтажный каменный дворец с рустованными углами и скромными наличниками. В царствование Елизаветы Петровны в Царском Селе развернулось большое строительство. Был утвержден проект, переработанный Андреем Квасовым, имевшим "против прежнего небольшое излишество". Перестройка царскосельского дворца по этому проекту началась в 1744 году и продолжалась до 1748 году. Дальнейшей перестройкой дворца занимался Растрелли. В 1752 году По указу Елизаветы сравнительно небольшие дворцовые здания со сдержанными украшениями сменились постройками огромных размеров, с пышным, парадным оформлением фасадов в стиле барокко. Его главный фасад длиной более 300 м получил богатую архитектурную обработку - огромное количество колонн, пилястр и скульптуры. Стены дворца были окрашены в лазоревый цвет, а лепные украшения покрыты позолотой. 
 
После Октябрьской революции  царскосельские дворцы и парки были взяты под охрану государства. Они стали историко-художественными музеями и местом отдыха. В начале ВОВ наиболее ценные экспонаты были эвакуированы, а парковые скульптуры зарыты в парке. Во время оккупации дворцы и парки сильно пострадали. 
Перед восточным и западным фасадами дворца расположены наиболее старые части Екатерининского и Александровского парков с симметричной планировкой.

Мы хотели посмотреть на Янтарную комнату, но очередь во дворец стояла такая, что мы не стали даже пытаться. 

На берегу Северного пруда, расположенного у Эрмитажной аллеи - центральной оси старого парка, находится павильон Верхняя ванна или "Мыльня их высочества". Он сооружен по проекту арх. Неелова в 1777-1779 годах в строгом классическом стиле. Павильон строился как баня для царской семьи. Кроме бассейна и комнат для мытья, в центре был большой зал для отдыха, расписанный художником-декоратором Бельским. Мотивом для живописи Верхней ванной послужили росписи "Золотого дома" Нерона в Риме, зарисованные во время раскопок в 1776 года. Эти рисунки, изданные в Италии в виде раскрашенных гравюр, были приобретены Екатериной II. Большой зал павильона украшен живописью сверху и до самого пола. Центральная картина на потолке и две боковые над дверями передают эпизоды древнего мифа о Фаэтоне. На картине в центре потолка запечатлен момент обращения юноши с просьбой к отцу, а на боковых наддверных панно - запряжка огненных коней. Фигурные изображения в росписи сочетаются с декоративными изображениями гирлянд из цветов и фруктов на стенах и вееров над дверями со сценками "Туалет Венеры". Во время войны все это было разрушено, но, к счастью, восстановлено. 


Галерея вместе с другими тремя сооружениями - Холодными банями (Агатовыми комнатами), Висячим садом и Пандусом составляет единый архитектурный ансамбль. Весь комплекс был создан по проекту арх. Чарлза Камерона с 1780 по 1795 года, в период расцвета русского классицизма.




Холодные бани (первоначальное название - Термы) были построены в 1779-1780 годах. Камерон поставил это здание рядом с дворцом, у южного угла дворцового флигеля. Холодные бани соединены с Зубовским корпусом дворца и Камероновой галереей Висячим садом, а с парком - широким пологим Пандусом. Невероятно красиво здесь! 


В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1/16 от натуральной величины - как раз этот. Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский. 

Вот, собственно и пандус в парк. 
Вдоль балкона, возле колонн, расположены бронзовые бюсты древних философов, политических и военных деятелей. Бюсты отлиты из бронзы в Петербургской Академии художеств и являются копиями античных мраморов, купленных Екатериной II в конце XVIII века (те хранятся в Эрмитаже). Здесь есть и бронзовый бюст Ломоносова, отлитый по модели скульптора Шубина.







Широкая парадная лестница с двумя бронзовыми статуями обращена в сторону пруда. Лестницу украшают две огромные бронзовые статуи - Геркулеса и Флоры. Модели этих статуй с античных оригиналов выполнил в 1786 году Гордеев, а отливку из бронзы произвел литейных и чеканных дел мастер Василий Можаев.
В парке, тем временем, традиционные лошадушки... 
И модные люди (по моде тех лет, разумеется). 
А вот, собственно, Геркулес. 
Еще один взгляд на Камеронову галерею. Надо сказать, что оба этажа Камероновой галереи совершенно различны: основание здания построено из серого пудостского камня. На нем поставлена легкая галерея с белой колоннадой. Такое сочетание встречается в древнеримских сооружениях. 
Светлое сооружение на берегу Большого пруда -  павильон Грот, построенный в 1753-1757 годах архитектором Растрелли в стиле барокко. Проект Растрелли создал еще в 1749 году, но работы по его строительству затянулись.
Сам пруд. Екатерине тут, должно быть, было невероятно привольно, какой простор, какие владения! 

Южнее Центрального острова из воды Большого пруда возвышается Чесменская ростральная колонна - памятник русской морской славы. Воздвигнута в честь победы над турецким флотом в Чесменской бухте Эгейского моря. Русской эскадрой тогда командовал адмирал Спиридонов. Памятник сооружен по проекту архитектора Ринальди в 1771-1778 годах.
В центре партера Гранитной террасы, недалеко от Большой гранитной пристани установлена статуя сидящего древнеримского императора Нервы. Гальванокопия с античного оригинала I века до н.э. выполнена в мастерской Гамбургера. С этими статуями тоже интересно - в XIX веке их повадились красть и из 26 шедевров Гамбургера до нас дошли всего 20. В них пробовали наливать цемент с опилками, чтобы не тырили, но статуи начали деформироваться. Тогда повелели все же извлечь это безобразие и охранять пуще. 

На западном берегу Большого пруда находится фонтан "Девушка с кувшином". Есть и другое его название "Молочница" -  сюжет заимствован из басни Лафонтена.
На огромном диком камне размещена бронзовая фигура сидящей девушки в античной одежде, в руках она держит разбитый кувшин, из которого струится вода. Фонтан сооружен в 1816 году по проекту архитектора Руска и инженера Бетанкура. Использован единственный на территории парка родник. Статуя выполнена скульптором Соколовым. Этот фонтан воспет многими поэтами - Пушкиным, Вяземским, Анненковым, Ахматовой.
В 1990 году скульптуру заменили копией, выполненной на заводе "Монументскульптура", а оригинал отправили в фонды музея.  
От статуи-фонтана бежит вот такой ручеек.
А это - осколок барельефа с Чесменской колонны в центре пруда. В годы Великой Отечественной Войны бронзовые барельефы были сняты для отправки в Германию. Один из барельефов сломался и его осколок не был вывезен. Барельефы Чесменской колонны были восстановлены заново, а осколок исторического барельефа оставлен на берегу.
Вот с этой самой. 
Конечно же, в парке есть белочки. 


На белочках мы залипли основательно, а прогулку по Екатерининскому парку продолжим позже - оставайтесь на связи и не забывайте донатить!

 




Комментарии

Популярные сообщения