Волшебный мир братьев Гримм
Ну вот и пришло время рассказать вам о выставке братьев Гримм! Встречают вас сказочные декорации и, конечно, портрет Якоба и Вильгельма кисти Элизабет Йеришау-Бауманн - литография по картине маслом.
Отношение к сказкам может быть и не совсем однозначным по современным меркам, все эти шуточки типа завести детей в лес и бросить, разрубить топором, насиловать спящих и других красавиц, благоразумно в большинстве своем изъятые цензурой позднее, сегодня кажутся сущей дикостью, однако, что важно - братья стали отцами-основателями германской филологии и германистики. Они занялись созданием первого словаря немецкого языка в конце жизни и, конечно, стали известны благодаря своим сказкам.
Интересно, что сказки они не писали, а собирали. При этом, были они фольклористами нетипичными, по отдаленным деревням не ездили, а находили источники среди ближайших соседей. В число таких знатоков входило семейство аптекаря Вильда из Касселя, чьи дочери и экономка Мария оказались настоящим кладезем народных сказок. Таким же кладезем оказались и другие знакомые семейства — Хассенпфлуг, Хакстхаузен, Дросте-Хюльсхофф.
А вот здесь и происходила работа - это кабинет Вильгельма.
А это - его брата.
А вот, кстати, и словарь. Дописать они успели только до буквы D. Однако с тех пор словарь издается и переиздается регулярно. Лейпцигское издание 1854 года.
Почтовая и железнодорожная карта Германии 1858 года. Ууу, как я люблю эти древние рукописи и карты! Так что я всю выставку только глотала слюни - мне бы одну такую!
Кстати, интересно, что обои - оригинальные. Ну, то есть, это репринт, однако рисунок такой же, какой был в домах братьев Гримм!
А это - герб семьи Гримм с девизом на латыни "Праведность, безопасность жизни".
Ну а тут все и без моих комментариев видно) братья были талантливы и не только писали. но и рисовали.
Вид на Нюрнбергские и Штейнхеймские ворота города Ганау кисти Вестермайера. Ганау здесь неслучайно - это родной город семейства Гримм.
Старая ратуша в Ганау.
Вид из окна квартиры семьи Гримм в Касселе, где братья жили долгое время.
Древнедатские героические песни, баллады и сказки 1811 года.
План столицы и резиденции Вестфальского Королевства 1809 года.
Иллюстрации из малого издания "Детских и домашних сказок" 1825 и 1836 годов - в их числе, кстати, и "Золушка", потом переписанная Шарлем Перро. Нарисованы они Людвигом Эмилем Гриммом.
Надо сказать, что все эти детали - книги из личной библиотеки. иллюстрации, гравюры, литографии, карты и предметы - переносят нас во времена братьев, воссоздавая атмосферу того времени, а это значит - выставка получилась очень и очень удачной! Несмотря на неоднозначное отношение к их детскому творчеству, я получила невероятное удовольствие впервые за долгое время!
Сцены семейной жизни того же Людвига Эмиля и дневник поездки в картинках. Так и представляются свитки манги из Древней Японии - посмотрите, оформлено очень похоже!
Поездка братьев Гримм из Касселя в Геттинген, выполненная в манере коллажа.
А вот это вообще мое любимое! Смотрите, это комиксы! "История Красной Шапочки" - многокрасочная печать с 16 эпизодами на французском и "Спящая красавица"!
Образ сказок с параллельными иллюстрациями сказок "Золушка", "Спящая красавица" и "Амур и Психея" - посмотрите, какая великолепная гравюра! Какая тонкая работа! Я поймала себя на мысли, что манера современной иллюстрации становилась все проще и проще, пока не стала невероятно примитивной и даже немного поностальгировала, тщательно рассматривая эти прекрасные гравюры.
"Рассказы или истории прошедшего времени" из библиотеки Якоба Гримма.
"Восхитительные ночи" Страпаролы. Мне почему-то вспомнились "Девятые врата" Реверте - помните все эти невероятные старые книги из произведения?
"Сказки с иллюстрациями" Шарля Перро.
А вот и издание сказок - "Детские и домашние сказки" (малое издание) 1898 года.
"Народные сказки немцев для молодежи в пяти частях", около 1870 года.
Этому изданию - без малого 80 лет, издание "Спящей красавицы" 1943 года. С объемными силуэтами для детского театра, издательства Кренн что в Лейпциге. Посмотрите, какое чудо! В музеях игрушек я чаще всего замираю перед хрупкими бумажными конструкциями - их сохранить тяжелее всего, они редки, а потому невероятно ценны.
Иллюстрации к книге "Спящая красавица" из Ганновера 1920-х годов Ханса Анкера.
А это уже французские иллюстрации к той же сказке и тех же годов.
Иллюстрации Юлиуса Дица 1914 годов.
Версия Пауля Хэя, год 1905.
И Йоханнеса Феликса Эльсснера - того же года.
Офорт Гейнриха Фогелера 1897 года.
"Кот в сапожках" - серия сказок для отдыха издательства Дина 1900 года. Город Лондон.
А вот берлинская иллюстрация к "Коту в сапогах" 1892 года, а за ним лепорелло для детей. Век живи - век учись. Знаете, как называются открытки (а раньше, видимо, книжки), срекепленные гармошкой? Вот именно так - лепорелло!
"Немецкие сказки" - альбом для рекламных картин из Гамбурга 1939 года.
"Пестрая шкурка" Анн Ромбы, довольно свежие, 2004 года.
На полу в некоторых местах расположены вот такие коврики - здесь мы приближаемся к Румпельштильцхену - карлику, создающему золото из соломы.
Вот разные издания книг - 1957 и 1930 года.
1900 и 1960 год.
А вот это иллюстрации к сказке из Нью-Йорка - совсем новые, 1986 года, автор - Пауль Зелински. Посмотрите, как очевидно меняется стиль иллюстраций от десятилетия, к десятилетию - кто помнит такую голубенькую бесплатную библию, широко распространявшуюся у нас в девяностых? Очень напоминающие ее риснуки!
Иллюстрации к "Йоринде и Йорингелю" - колдунья с семью тысячами клеток. 1968 год.
Счетные задачи для детей 1900 года, а на фоне - Белоснежка.
Кубики с Красной шапочкой 1950 года из Берлина.
"Хензель и Гретель", школьная тематическая иллюстрация 1915 года из Дрездена. Вот эта сказка - одна из самых ужасных даже в переработанном виде. Голодающие крестьяне заводят детей в лес - сразу двоих, чтобы их к чертям сожрали волки. Явно лишенные родительского инстинкта люди.
Франц Мюллер Мюнстер, Майнц, около 1920 года. Тот самый момент, когда Гретель сажает ведьму в печку и дверку заботливо придерживает.
А это - пряничный домик.
И дети, бросающие хлебушек. Смотрите, как интересно, детализация куда более низкая, чем на следующих иллюстрациях, но, тем не менее, очень качественная для наших дней, if you know what I mean.
А это уже иллюстрации Ришарда Шольца, 1910 год, Майнц.
Зузанне Душек, 1946 год, Людвигсбург.
А это уже "Красная шапочка".
Арпад Шмидтхаммер, Майнц, 1910 год.
А это уже Флоренс Харди, 1905 год, Лондон.
Ну а вот и "Белоснежка"! Кстати, это открытки количеством шесть штук (жаль, что не видно, что внутри!) - Штутгарт, 1910 год.
Ну а это все знают - Рапунцель! Невероятные декорации все-таки у выставки!
Эрнст Либерманн, Майнц, 1922.
А вот "Белоснежка" снова - здесь у нас уголок красавиц, иллюстрации Ришарда Шольца, 1905 год, Майнц.
Хеллмут Ейшродрт, Ганновер, около 1925 года.
Школьная тематическая иллюстрация Пауля Хея, около 1907 года - похоже, этот художник на них специализировался.
И вот такие еще картины украшают зал, довершая все великолепие этой выставки.
Как я и говорила - это невероятно красивая экспозиция, которая доставила мне истинное удовольствие, поэтому, если вам повезло ее увидеть - вам и вправду повезло!
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своими мыслями!
Share your thoughts!