Russia Trip 2007. Day 3, pt. 1. Прогулки по Москве - от площади трех вокзалов до Балчуг

Новый день - мы, как обычно прибываем из Троицка на станцию метро "Теплый стан", а оттуда уже можно ехать куда угодно. В Москве тогда было необычно много военных, поющих песни или просящих на опохмел, такой своеобразный вид выклянчивания денег. 


А мы едем на площадь трех вокзалов - Комсомольскую. Оказывается, было это Каланчевским полем, а с конца XVII столетия здесь располагался Новый артиллерийский двор. Другой застройки на этом участке не было в течение длительного времени. В 1812 году, ясное дело, его сожгли и попутно произошел взрыв. На вторую половину девятнадцатого века пришлось время бурного строительства железных дорог Российской империи. Не осталась в стороне и северо-восточное направление, так в 1862 году здесь появился Ярославский вокзал (на мой взгляд - самый красивый, уж простите!)
Первоначальное здание было небольшим, но, выполненным в строгих линиях и изящным. Венчал здание вокзала флагшток с ведомственным флагом. К 1900 году дороги стали казенными и разрослась их сеть. Основное здание подросло до двух этажей. Рядом с ним появилась пристройка, но это все были временные меры - нужно было новое здание. Проект поручили разработать архитектору Федору Шехтелю. Здание было значительно больше предыдущего и  выстроено в модном неорусском стиле к 1906 году. Фронтон здания украшали гербы крупных городов, которые были связаны путями Ярославской железной дороги: Архангельск, Москва и, конечно, Ярославль. Здание реконструировали два раза и к 1995 году значительно модернизировали. 

Казанский вокзал - второй по красоте (имхо!) 
Сначала на его месте был Рязанский вокзал, причем в двух вариантах, а в 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани.
Вокзал переименовали и решили перестраивать, но до 1907 года ничего не могли решить. Наконец выбрали Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее. Начали строить только к 1912 году и он должен был быть весьма помпезным. К сожалению, I Мировая война помешала осуществиться многим планам, а за ней и революция. К 1919 году главный корпус наконец открыли, уже даже с электричеством, а к 22 снесли старую постройку. Окончательные работы завершилсь аж к 1940 году. 
К 850-летию Москвы вокзал отреставрировали и дополнили новыми корпусами по проекту Щусева. 
Вдали виднеется одна из семи сталинских высоток - здание гостиницы "Ленинградская". Предполагалось, что башня-высотка внешне будет напоминать «московское барокко» - стиль, перекликающийся с постройками Москвы XVIII века. Проект сталинской высотки у площади трех вокзалов создавали архитекторы Поляков и Борецкий. Долгое время она пользовалась популярностью у туристов, несмотря на 3 скромных звезды, но к 2005 году пообносилась основательно и была продана с торгов. Когда мы были там, внутри шла реконструкция и отель открылся только к 2009 году под названием "Хилтон Москоу Ленинградская" и уже пятью звездами. 
По проспекту Сахарова стоят монументальнейшие административные здания, весьма внушительные. Построены они были в 80-х годах. 
Снова Хилтон Ленинградская поближе. 
Невероятные перспективы и геометричность. 
Там еще по другой стороне было прекрасное кубическое здание, похожее на наш акимат на Новой площади, не знаю, почему я его не сфотографировала. 
А тут Садовое кольцо. 
Здание Согаза нынешнее. Представляете, как все было заставлено машинами? Сейчас я посмотрела, сквер и памятник жертвам политических репрессий там. 
Потом мы свернули на Мясницкую - по-моему. там был Games Workshop, а как можно не посетить такое место. У нас-то тогда не было. 
А это - Мянсицкая 35, Бывшее здание Министерства радиотехнической и электронной промышленности Советского Союза. Построили его к 1982 году, а потом уже приватизировали - чатсь захватил Savoy, например и как раз над входом в центр красоты и здоровья расположены эти прекрасные барельефы. 
Чистопрудный бульвар 10 - здесь стоит очаровательное полутора (?) этажное здание, флигель комплекса зданий усадьбы Кашкина-Дурасовой. Вебер, который построил и соседний доходный дом, руководил в какой-то момент работами по реставрации и именно тогда на фасаде флигеля появилась невероятно красивая лепнина: миниатюрные розетки и венки. В центре последних разместили скульптуры летящих голубей, переплетенных ленточками. Капители коринфские на колоннах тоже прекрасны. 
Прекрасный фонтан на Чистых прудах. 
Красивое здание ниже - велнес-клуб (бывший ресторан) «Чистые пруды». Со второй половины 1960-х годов здесь располагалось двухэтажное стеклянное здание с кафе на первом этаже и рестораном на втором. А с начала по конец восьмидесятых здесь был ресторан индийской кухни "Джалтаранг" - в переводе с индийского "поющая вода". 
Человека напротив ни одному казахстанцу представлять не надо - это Абай, знаменитый поэт, познакомивший казахский народ с Пушкиным и Лермонтовым, написавший "Слова назидания" и прекрасные стихи о временах года (эти - мои любимые). 
В общем, обитателям велнес-клуба повезло. Вид у них прекрасный. 
Уточки!

Знаменитый театр "Современнник". В 1912 году купец Гуськов выкупил владения на этом месте и заказал известному на то время архитектору Клейну проект будущего кинотеатра «Колизей». Открытие кинотеатра произошло 15 августа в 1914 году с показа картин самых лучших киностудий того времени, как  русских, так и иностранных.
«Колизей» относился к кинотеатру первой категории, при этом имел два больших фойе и один зал.
В подвале, который имел вход с улицы, располагался кассовый зал, а из первого фойе имелся спуск в подвал, в котором находилась курительная, туалеты и тир.
Большой зрительный зал был оборудован бельэтажем и боковыми лоджиями.
Экран размещался прямо на сцене и при необходимости его можно было спокойно убрать. Перед началом дневных сеансов, идущих во втором фойе, показывали кинохронику, а перед вечерними играл джаз-бэнд или оркестр, выступали певцы эстрады.
Здесь с пионерами встречался Максим Горький и Зоя Космодемьянская собиралась с отрядом партизан. В 1970 году его закрыли. А спустя 4 года открыли здесь театр "Современник" и началась новая эпоха. 
В пруду ловят рыбу. Она там вообще есть? 
№25 - жилой дом в стиле модерн, построенный в 1901 году по проекту архитектора Дриттенпрейса.
Доходный дом по улице Покровка 19 построили в период с 1898 по 1899 годы по заказу крупного хлеботорговца Федора Семеновича Рахманова. Проект дома выполнил архитектор Петр Александрович Дриттенпрейс и не преминул включить в декор колосья хлеба, которые украшают фасад с четырех сторон здания на уровне второго этажа. 
Фасад украшает большое количество декоративных мотивов - это и геометрически оригинально выполненное обрамление окон, и различные растительные мотивы, лепные маски женских и мужских лиц на вертикальных лопатках, ленты, бантики и полоски. На первых этажах всегда были магазины, что и вернулось после развала СССР. 

Напротив - бывшая гостиница "У Покровских ворот". В нижних этажах были должны быть обустроены магазины, а на верхних этажах - меблированные номера и квартиры. К концу 2010-х оно было заброшено, да так, судя по всему, и остается. 
А в доме напротив - потрясающие капители. 
А дальше - памятник товарищу Чернышевскому. Удивительно - вот она, живая история, здесь жил литературный критик социал-утопист, принесший немало страданий школьникам старших классов и задавший жесткую парадигму мышления тысячам учителей по всему СССР и СНГ. Всякая другая, отличная от товарища Чернышевского точка зрения карается плохими оценками. Собственно, большинство из них тупы как пробки и не особенно сознают, что Николай Григорьевич попал в ряды официально одобренных критиков только благодаря этому факту, да тому, что выступал он за немедленное освобождение крестьян. А так вообще Николай Григорьевич был мой единомышленник - разумный эгоист и, я бы сказала, гедонист: он выступал за принцип "Человек действует, чтобы избежать страдания и достичь удовольствия, и это естественно", что шло вразрез с философией социализма чуть более чем полностью. Этот факт коммунисты стыдливо опустили.  
Невероятные подъезды в жилом доме  Покровка 20/1. 

Покровские казармы на Покровском бульваре 3, были построены в 1798-1800 годах, в царствование императора Павла I, потому иногда назывались также Павловскими.
Это первое здание в Москве, построенное специально для казарм. Оно возведено в стиле классицизма и первоначально было двухэтажным. Оно, как и все, пострадало в 1812,а в 1830-х годах оно было восстановлено архитектором Доменико Жилярди при участии Соколова. В ходе этой реконструкции был надстроен еще один этаж. В советское время казармы стали называться Дзержинскими. 
В 1933 году здание было реконструировано и надстроено еще одним этажом.
Сейчас здесь офис "Лукойл" - удивительная ирония. 
Невероятный конструктивистский жилой дом архитектора Голосова. 
Самая эффектная часть дома - арка на срезанном углу, перед которой стоят две статуи работы скульптора Зеленского. Слева - юноша с отбойным молотком, а справа - девица со снопом пшеницы и винтовкой для защиты от сельскохозяйственных вредителей.
Улица Воронцово поле - оказывается, получила свое название по фамилии хозяев села Воронцово, известного с шестнадцатого века – боярской семьи Воронцовых-Вельяминовых. После Воронцовых-Вельяминовых поселение Воронцово отошло в XV веке Андроникову монастырю, а в XVII веке вошло в состав Москвы. К 1914 году на улице Воронцова Поля домовладений стало вдвое меньше, и жили здесь преимущественно состоятельные купцы. Что касается доходных домов, то их не было вовсе.
Снова скульптуры, с другого ракурса. 
Хитровская 3/1. А что за здание рядом? Уже в 11 году его не было. 
Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Кулишки были расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле. Однако, существующий четверик был построен столетием позже. У нее долгая и интересная история достроек и перестроек, однако после прихода советской власти здесь устроили жилые помещения, а потом перевели сюда завод "Полиэтилен". В 1991 году храм возвратили церкви. 

Дальше по Подколокольному переулку. 
Ворота к бывшему Воспитательному дому. На пилонах ворот возвышаются две скульптурные группы, выполненные в 1830-1835 годах из белого камня. Они называются "Милосердие" и "Воспитание" и созданы по проекту скульптора Ивана Витали. Стилистически эта скульптурная композиция может быть отнесена к образцам позднего классицизма.
Строительство Императорского Воспитательного дома в российской столице началось в 1764 году по инициативе известного российского просветителя Бецкого. Это заведение задумывалось как благотворительное закрытое учреждение для беспризорников, подкидышей и сирот, где они могли бы получать достойное образование и воспитание. До революции это было крупнейшее десткое заведение Москвы, милосердием, правда, там и не пахло. Но липовая аллея красивая. 
Церквей тут понатыкано необыкновенно густо - это вот храм всех святых на Кулишках на Славянской площади. Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях под 1364 годом при описании большого московского пожара (получившего впоследствии название Всесвятского), церковь Всех Святых упоминается как уже существующая.  В XIV веке место, выбранное для церкви, было недалеко от границы Москвы и слово "кулишки" стало синонимом местонахождения "на краю земли". Удивитесь, "к черту на кулички" связано именно с этой церковью. Оно связано с событиями 1666 года, когда в богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила, беспокоившая обитательниц богадельни своими проказами. Попытки изгнать нечистого духа силами монахов только раздражали его, так что он «стал обличать их самих в разных беззакониях». Избавиться от демона удалось лишь вмешательством призванного из Флорищевой пустыни иеромонаха Илариона, который «семь недель с двумя иноками там подвизался в молитвах». В 1930 году церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности. В подвале в 1994 году обнаружили останки расстрелянных. 
Водоотводный канал. 
Малый Москворецкий мост. Первоначально его назвали «Новый Чугунный мост», а построен он был в 1937 году в соответствии с Генеральным планом развития Москвы 1935 года.
Ну а мы переходим канал. 
Вид на Кадашевскую набережную. 

Шикарное здание "Балчуг Кемински" - один из первых, наверное, шикарных отелей Москвы. 
Вы удивитесь, но улица Балчуг, на которой стоит отель,получила от слова тюрского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». В прежние времена здесь возникало непросыхающее болото в дождливый сезон. Доходный дом на этом месте был построен после пожара 1812 года. В 18971898 годах был снесён и построен заново по проекту архитектора Александра Иванова. На первом этаже расположили ресторан, а верхние этажи стали сдавать художникам под студии. В 1911 году гостиница была перестроена по проекту архитектора Владимира Глазова, а после революции в 1928 году в нем была открыта гостиница «Новомосковская». Здание дважды надстраивалось и в 1932 году стало семиэтажным. В 1939 году гостиница была перепрофилирована в общежитие Наркомата иностранных дел. В 1957 году стала работать как гостиница под названием «Бухарест». В 1989-1992 годах здание гостиницы было перестроено австрийским строительным консорциумом «Австрой Баугезельшафт». 1 октября 1992 года открылся отель «Балчуг кемпински Москва». 
А вот это здание построено, вы удивитесь, в 1997 году со всем размахом классицизма. 
За рекой виднеется Благовещенский собор. 
И, конечно, через реку же храм Василия Блаженного. 
Высотка вниз (или вверх, я не разобралась) по реке. 
Прекрасная Спасская башня. 
Снова Лобное место. 

Ну а на сегодня мы нагулялись, пора ехать в Питер! 

Комментарии

Популярные сообщения