Центр современной культуры "Целинный"

Почти прямо сразу после поездки я отправилась в новооткрытый центр современной культуры "Целинный", потому что мне остро не хватало красоты. Здание этого кинотеатра стало замыкающей внушительной доминантой алматинского Бродвея, к тому же удачно прикрыв собою церковь - и церкви повезло - могли бы ведь и снести. На волне сноса "Алатау" и "Байконура" никто бы и не удивился, что единственный когда-то зал на полторы тысячи мест постигла бы та же участь, но нет. Я уж и не знаю, что щелкнуло в голове Кайрата Боранбаева - может быть, тот факт, что под гипсокартоном обнаружилось считавшееся утерянным сграффито Сидоркина, может быть то, что не макдональдсом единым жив человек, так или иначе, знаменитого фаст-фуда не случилось, а случилось удивительное культурное пространство, созданное совместно с музеем "Гараж". И оно стало уникальным проектом - выпустили и книгу, организовали выставку современных центральноазиатских художников, провели ряд лекций, показов и мастер-классов, а главное - сохранили часть нашей маленькой, но гордой истории градостроительства. Сейчас кинотеатр закрылся на реконструкцию до 2020 года, но кто успел посетить выставку - тот молодец. 
Знаменитое сграффито было вынесено  на боковую стену кинотеатра, окрасившись в традиционные цвета неба и земли - и вот они, удивительным образом сохранились лучше всего. 


А вот и оно - то самое знаменитое кыз-куу и кокпар в фойе. В бурные девяностые потолок был опущен, а гигантский холл был разделен на два этажа, благодаря чему появились дополнительные колонны. Со сграффито обошлись негуманно, проложив направляющие прямо по рисунку. 

И вот в этом, обнаженном и неприглядном виде кинотеатр стал прекрасен, если честно. Реставраторы показали весь процесс обратной трансформации, оставив необходимые шрамы, показав, как немилосерден рынок к чему-то эфемерному, что представляло собой искусство и сделав только необходимые уступки функциональности.
Линия фасада 1964 года - кинотеатр был первым в Алма-Ате образцом общественного пространства с единственным целиком стеклянным фасадом. Здесь город как бы перетекал в интерьер, а жители города становились частью витрины, попав по ту сторону стекла. Потом, конечно, несовершенство конструкции осознали, и следующим качественным прорывом стал камерный "Арман" с внутренним двориком.
Сохранен здесь и контур первого, почитай, в Алматы, сетевого ресторана - Il Patio, представлявшего собой совершенно новый уровень стандартов питания и обслуживания. Увы, как и многие идеи, загубленного нерадивостью персонала. 
Здесь же показаны и трансформации здания на протяжении всей истории и видно, что 40 лет кинотеатр существовал сам по себе, никому не мешая. 


 Процесс реставрации сграффито - или, скорее, процесс открытия заново.
Эту часть экспозиции разместили на месте бывших туалетов, устроенных тут в 2000-е, сохранив даже краны и остатки труб.
И вот снова все фойе с остатками перекрытия, с колоннами, со следами многочисленных реноваций - в левой части пространство для мастер-классов, наверху - библиотека, за мной - кафе.


 Зал был воссоединен снова. Пока здесь два экрана, в правой части - выставка, посвященная архитектуре советского модернизма...
...а в правой - кинозал с подушками и бинбэгами для просмотра фильмов.  Посмотрите на выбранные материалы - они нарочито брутальны и просты - это ДВП, металлические трубы для крепления стендов, самый обычный ковролин, недорогие подушки, самоклеющаяся пленка. Это идеальный образец того, как можно за небольшие деньги создать пространство, куда хочется возвращаться снова и снова. В цену билета входит коворкинг, библиотека и само посещение выставок с гидом. Гиды здесь не абы какие, а страстно увлеченные искусством,  историей города и хорошо ее помнящие. В общем, еще раз повторюсь - вам повезло, если вы успели.
Теперь о выставке - она посвящена знаковым зданиям Алма-Аты, выстроенным в советский период. И она сделана не только с любовью и тщанием, но и с немалой выдумкой, практически вся она интерактивна. Есть интервью, записанные на видео с наушником (наконец-то одним! Чтобы не полностью отгораживаться от окружающей среды), есть чертежи на прозрачной кальке, которые можно листать, есть образцы декоративных деталей зданий и множество всего интересного. 

Это, например, внутренний двор кинотеатра "Арман". Долгие годы он был любимым местом отдыха горожан, восходя традицией к римским домам, закрытым снаружи и живущим внутренней жизнью. Сейчас такие внутренние дворики, впускающие в интерьер природу, делают японцы. Это удивительное сооружение наизнанку - природа в архитектуре, внутри здания. А у стены сидела каменная девушка с лотосом в руках работы Петра Усачева - он сделал статуи и Центрального Стадиона. Потом, кстати, позу заклеймили как буддистсткую и сослали в братскую Киргизию, на берег озера Иссык-Куль, в Чолпон-Ату. Там она медитирует и по сей день. 
 Недавно в этом кинотеатре восстановили удивительный барельеф, по счастью тоже просто зашитый гипсокартоном. А вот монументальное искусство на внешних сторонах пострадало меньше, хотя и здесь прорубили дверь. Это визитная карточка алма-атинского монументализма авторства Виктора Константинова, Кинотеатр строили к 50-летию революции, потому сюжеты абсолютно предсказуемые, но все отражающие светлые чаяния социализма - от революции до освоения целины и освоения самой непаханной целины Земли - космоса.
  Вот этот кусочек экспозиции повторяет ту, что прямо сейчас проходит в музее Кастеева - это все наш любимый город, нарисованный разными художниками. Все это я описывала здесь, но не показать заново не могу.



 В ходе масштабной реконструкции проспекта Ленина, ныне Достык, к 1970 году было построен совершенно особенное здание - жилой комплекс "Три богатыря". Сегодня это интересный пример того, как трансформируется архитектура по мере обживания его обладателями квартир - один из моих любимых архитекторов говорит, что самое увлекательное - именно следить за тем, как здание живет и развивается. Это три отдельно стоящие башни, соединенные террасами, которые сегодня под шумок приватизации стали частью квартир. Движение есть жизнь - и своеобразное "лоскутное одеяло" остекления смотрится здесь куда гармоничнее, чем на обычных типовых панельках. Ну а на стенде показаны декоративные материалы отделки изначального облика ЖК, пожалуй, первого в Алма-Ате.
Ресторан "Алма-Ата", известный сегодня по множеству лаунж-баров, а помнящийся в какой-то момент по конкурсам какой-то там песни, почти утратил свой первоначальный облик. Сегодня его можно увидеть только здесь, на выставке, или в книге. Нормы коллективного времяпровождения - просмотра фильмов, еды, они были очень популярны в СССР и именно они обусловили появление такого гигантского общепита на 1300 мест.  25 000 блюд в день, полуфабрикаты в кулинарии на Мира, шашлычная летом, двусветный вестибюль и пятиэтажное здание банкетных залов с перголой на крыше. Клиенты должны были чувствовать здесь себя людьми будущего. К сожалению, будущее настало не то, а распада СССР ресторан не пережил, будучи разделен между несколькими хозяевами.

Т-образные перекрестки в Алма-Ате - это редкость, в центре города их штук пять. И все они замкнуты визуально по-разному, но эта стеклянная плоскость библиотечного фасада - одно из самых смелых решений. Это большие прозрачные объемы, которые подвергались еще и трансформации опять же в процессе эксплуатации, сегодня почти возращены в первоначальное состояние. Ленточное остекление слабо спасало южный фасад здания от палящего солнца, потому внутри воздвигали различные перегородки. Внутреннее пространство практически едино - читальные залы, внутренний дворик, буфеты и холлы.
Со внутренними двориками, впрочем, так и не сложилось, а очень странный ров позади библиотеки был просто опасен. Обойдите любопытства ради библиотеку со двора - крутой откос и полутораметровая канава издавна были главной страшилкой для живших в округе и такое странное архитектурное решение просто опасно для жизни. По той же причине, кстати, этот ров избирали местом жительства бомжи - ближе к углам здания, а глухой проход между восточным торцом и сооружением над хранилищем был местом грабежей. Позднее весь периметр обнесли забором, заставив живущих в приплощадном квартале делать изрядный крюк, чтобы снова попасть на проспект Аблай хана. Потом, после реконструкции, библиотека вернулась к прозрачности и легкости и даже сегодня служит местом притяжения молодежи, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии, собранные в интерактивные подборки на фото ниже.
Вы наверняка узнали подборку фото ниже, если хоть раз наведывались в музей Кунаева. Именно его дому посвящен этот стенд. Брежнев, заглянув к супругам в 1968 году на огонек в один из лучших тогда домов на Кирова-Коммунистического, сказал: "И это первый секретарь ЦК в таких условиях живет?" - и на следующий год Динмухамед Ахмедович перебрался в боле тихое место - на Тулебайку. Роль Димаша Ахмедовича в градостроительстве Алма-Аты переоценить трудно, как в свое время нельзя было переоценить и просто нельзя было забыть Поля Гурдэ. "После меня останется столица", - говорил Кунаев. И именно такой, как мы видим ее сегодня, Алма-Ата создавалась на протяжении тридцати лет. Удивительно, насколько все-таки скромной получилась эта вилла. И помимо нее Кунаев не имел другой недвижимости. Виллу делил он с девятью другими семьями того же круга, но все же это был элитный дом - в семидесятые так уже не строили и удивительно, насколько она создавала впечатление близости к народу, хоть и хорошо охранялась. Сегодня там живет Султан Джиенбаев, зампред Совета Министров, на одной площадке с квартирой-музеем и это жест символичного сохранения навсегда "кунаевской" Алма-Аты тоже трудно переоценить. Музей, кстати, производит неизгладимое впечатление, поэтому обязательно посетите, если будет возможность. 
У всех коренных алма-атинцев, пожалуй, есть такая фотография - особенно родившихся и живших в центре. В ходе антирелигиозной хрущевской кампании родилась идея торжественного заключения брака, пришедшая на смену церковному обряду, отсюда и обилие дворцов бракосочетаний по всему союзу - здесь и Тбилиси, и Вильнюс, и Киев, и Ленинград, откуда есть пошла инструкция по распространению опыта церемониального начала семейной жизни. 
 Алма-атинский дворец напоминает шкатулку и, пожалуй, он самый изящный из сохранивших свою функцию - в тбилисском, кажется, сегодня ресторан, например.
 Интерьеры во дворце были под стать легкой воздушной архитектуре, но сегодня их можно представить только по фото и эскизам - как и многие здания в девяностые, дворец подвергся модернизации, сменив внутренний декор на более пышный. В тех же девяностых утратили и чеканку справа от входа, зато ее сменили декоративным мозаичным панно, а с решеткой и вовсе обошлись беспрецедентно бережно - сняли, отчистили и вернули на место.
 Наша боль - Дворец республики, сегодня безбожно обезображенный реконструкцией, изначально оммаж на Корбюзье и дань необходимости собирать съезды и большие торежства в принципиально новом пространстве. Этот загнутый козырек не касается стен здания, он держится на отдельных опорах, как и вся крыша - решение благоразумное для сейсмически активного региона, и одновременно носитель национального стиля.
 Облицован он был чешуйками из анодированного алюминия, как и потолок гигантского фойе - сегодня эти части бережно перенесены на стенд выставки.
Интересна и монументальная лестница на всю длину фасада, и огромный зал на 3000 мест, сегодня уже явно недостаточный для проведения концертов, феерическая люстра, ссыпающаяся с потолка, и балконы, сдвинутые на пол-уровня, с которых можно наблюдать публику в фойе. Любопытно, что фасад при реконструкции был заменен на LED-экран, который однажды хакнули и начали крутить порно. Так что теперь он оживляется лишь по большим праздникам. Это ли не насмешка над когда-то значимой функцией самого большого собрания, где когда-то проводились первые недели моды, выступали звезды, а я лично попала на выступления Gipsy Kings и прекрасных танцоров фламенко. Впрочем и обновленная площадь, закатанная в бездушный бетон, как нельзя лучше соответствует обновленному фасаду и девизу из "Игры престолов" - "То, что мертво, умереть не может".
В свое время о создании этого уникального гидротехнического сооружения писали все газеты. Именно оно спасло город от селя, а многие придерживаются мнения, что оно же его и породило. Парадокс его создания в разрушении - плотина была создана с помощью целенаправленного взрыва, парадоксален и памятник - пять галочек, прозванных в народе "Ласточки" - где не каждый угадает букву V - символ победы. Динмузамед Кунаев в 1963 году стал свидетелем трагедии на озере Иссык, где сегодня ничего не напоминает о тех событиях. После этого город, доселе надеявшийся на авось, занервничал всерьез и несмотря на все сомнения и протесты 3600 тонн и 3500 тонн соответственно с интервалом почти в полгода преградили русло Малой Алматинки. Изначально 66 метров, образованных 1 700 000 кубической породы, дорастили до 144 и гордо отрапортовали: "Любимый город может спать спокойно!" При этом, во время взрыва вывозили и людей, и животных в радиусе 9 километров, заодно испытывали типовые здания на прочность - обошлось, город шарахнуло всего 4 баллами. Мои дед с бабкой изрядно нервничали и сидели на всякий случай на чемоданах. Впрочем, посидеть на чемоданах им пришлось дважды - дом находился, если что, в зоне досягаемости селевого потока, прошедшего в предыдущий раз (в 1921 году) по улицам Пушкина и Кунаева - на Панфилова и по сей день лежат большие валуны, как напоминание о трагедии. У гостиницы "Казахстан", по-моему, их убрали. В 1973 году лето было жарким и Туюксу к 15 июля прорвало. Первая дамба возле "Горельника" была смята в течение секунд - погибших позже насчитали 70 человек. Плотина удар в 120 миллионов лошадиных сил выдержала, однако забитые туннели водосбросов способствовали быстрому заполнению селехранилища. Водолазы не смогли пробиться и очистить их, потому прямо через гребень перекинули трубопроводы для разгрузки, возвели дополнительную дамбу для защиты новопостроенного "Медео" и решительными мерами ситуацию исправили. Обычное это для нашего народа "авось" и выпячивание подвигов со скрытием трагических сторон. Так что, может и хорошо, что проект Кацева - памятник взрыву в виде взрыва - так и не был реализован. А до самого недавнего времени на склонах торчали остовы мощных ламп, освещающих дамбу во время строительства. Кажется, пропали они после того, как разрушительный шторм оголил склоны холмов вокруг Медео.
Одно из любимейших моих сооружений - каток "Медео". Именно сюда вывозили проветриваться хилых алма-атинских детишек в девяностые. Потом тряслись на битком забитой "шестерке" (или "четверке"?) обратно, голова всегда болела от перепада высот, но почему-то считалось это здоровым. "Кузница рекордов", известная даже за рубежом, начала свою историю благодаря Сталину, который остался крайне недоволен результатами конькобежцев в 1948 году. Уже на следующий день после открытия, 5 февраля 1951 года здесь установили два мировых и шесть всесоюзных рекордов. Однако, инфраструктуру не было смысла развивать при угрозе схода селя, а вот уже после создания плотины сделали современный проект, такой, каким мы его знаем сегодня, с монументальным панно Нимца и Константинова, бетонной опорой освещения и площадью перед катком.
Нельзя не упомянуть и визит Брежнева, при котором откатали здесь Роднина и Зайцев, уже почти по воде - каток не был предназначен для работы в летнее время, что бы ни говорили. 8-9 месяцев в году - это да, но не 12. Потом, уже после реконструкции, получилось, все-таки, хорошо. А за проект авторский коллектив получил Госпремию в области науки и техники.
К сожалению, не сохранилась гостиница при катке, зато сам он и сегодня радует удивительной гармонией с ландшафтом и перспективой, уходящей к плотине и выше - к пикам Заилийского Алатау.
 
Дворец бракосочетания и цирк должны были стать первыми зданиями нового общественного пространства у Весновки - культурного центра города - в музей, кино, ЗАГС, а потом уже и цирк - с детьми. И, конечно, гулять, гулять по набережной и пешеходной аллее к Сатпаева и обратно до Абая. Кинотеатра не случилось, зато выросло здания театра драмы имени Ауэзова. А вот здание цирка, несмотря на приближенность к типовому, стало одним из самых красивых в СССР. В детстве он казался огромным, на деле же сам манеж невелик, а мест - всего 1800. Зато холл здесь просторный, изначально предполагалось аж 14 (!) буфетов, большой балкон, откуда можно любоваться площадью и проспектом Абая, а все лишнее вынесено за пределы колец. Служебные корпуса расположены позади. 
Позади цирка расположилась и оригинальная гостиница для артистов, в прежние годы - общежитие. Чем-то напоминает она швейцарские шале ранних семидесятых, а еще очень сильно - гостиницу на Чимбулаке.
 Поднимаясь по Весновке, мы видим внушительное здание музея имени Кастеева, тогдашней галереи имени Шевченко. Интересно, что когда сверху спустили директиву о создании музеев во всех столицах и краевых центрах, нашлось всего два казахстанских художника - самоучка Абылхан Кастеев и Кулахмет Ходжиков. Подозреваю, что при переименовании просто бросили монетку. Сформировалась коллекция в основном из перераспределения Государственного музейного фонда - не лучшие мировые шедевры, как в Третьякове и Эрмитаже, а в основном неизвестные европейские мастера. Тем не менее, русских художников оказалось предостаточно и это, кстати, повлияло на становление казахской живописи куда больше, чем школы искусств. И всем этому перестало хватать места на каком-то этапе. И вот тогда был задуман проект галереи с той же идеей внутреннего дворика, что в кинотеатре "Арман". Интересно, что стеклянная пирамида появилась на 9 лет раньше луврской и, как мне сказали гиды, даже стала вдохновением для Йо Мин Пея. Сомнительно, но таковы домыслы. Окончательный проект просто подарили Кузнецовой и Наумовой и отзываются о нем нелестно - основной замысел был реализован невнятно: низкие потолки, двери не стыкуются с проемами, с лестничных клеток невозможно выглянуть наружу из-за ребристого фасада, а из перекрытого пирамидой атриума не видно неба. А уж толстые столбы, упирающиеся в пол - и вовсе никуда не годятся. С точки зрения посетителя скажу, что и прозрачные галереи, обрамляющие двор, который обещают открыть для посетителей - неудачный архитектурный прием. Стеклянное оформление бликует так, что мешает рассматривать экспонаты, потому и пришлось навесить жалюзи по всему периметру. Тем не менее, музей, каков он есть сейчас заметно похорошел, благодаря французской реконструкции в начале 2010-х и обзавелся новыми экспонатами, многие из которых бесценны.
 На базары советская официальная власть смотрела сквозь пальцы, стремясь искоренить всякую личную прибыль как явление. Однако в момент послаблений, разрешив колхозникам продавать излишки, правительство успело выстроить большепролетные конструкции по всему СССР. Эта новаторская технология пригодилась и в возведении дворцов спорта, и других дворцов, и стадионов с бассейнами. В восьмидесятых же современные здания базаров стали возникать в Азии - Ашхабад, Баку, Ташкент, Фрунзе, как отражение национальных настроений и свободы. Однако, что интересно, проект Зеленого базара был сделан в 1970 году. В республике было на тот момент всего 17% казахского населения, потому, конечно, ни о каком восточном колорите речи не шло. Зато остроумно переработали иные отсылки и архетипы - про египетские пирамиды не говорят, но читаются они тут явно. Заодно с Ле Корбюзье в фасадах и панорамном остеклении. Типовой проект торгового центра имеет структуру храма с четырьмя мощными столпами-перекрытиями. Внутри них - лифты, кухни, вокруг на балконах кафе, одно из которых и поныне славится лагманом. Светоаэрационные фонари как будто парят в воздухе, а фрамуги поворачиваются на 90 градусов, обеспечивая проветривание.
Навигация здесь предельно проста, особенно после реконструкции - четкая сетка прилавков и секторов не имеет целью заставить покупателя провести здесь как можно больше времени и оставить как можно больше денег, она скорее попытка структурировать архаичное времяпровождение, которому не останется места в светлом будущем.
Первый в СССР небоскреб в зоне девятибалльной сейсмичности. Он же - символ города по сю пору, каким не стал ни приземистый "Рахат Палас", ни такой же типовой "Интерконти", ни, уж тем более, прости господи Novotel или Rixos. Сама символичность гостиницы, как символа города - весьма любопытный феномен, но об этом поразмыслить стоит на досуге, как в отсутствие архитектурного наследия временное пристанище обретает статус достопримечательности - очень, по-моему, кочевнический дух прослеживается даже в этом жесте. Алма-Ата страдала комплексом малоэтажного города, а хотелось все же ввысь, к звездам. Преодолел эту травму все тот же Димаш Ахмедович, посетивший Будапешт и поживший там в схожем бублике высотой десять этажей. Изначальный проект таковым и был - половина номеров смотрела в окна друг другу, но потом внутренний двор схлопнули, на возражения о том, что котлован уже вырыт ответили, что выроют фонтан (вот он, ответ на загадку об этом нелепом сооружении, явно не предназначенном для массовых купаний - несуразная яма с монументальным металлическим символом посередине!), на опасения по поводу сейсмичности предложили цельную плиту фундамента и железобетон, а уж по оригинальности превзошли и "Иверию" (теперешний Radisson в Тбилиси), и "Азерабайджан" в Баку. Прибавив к этому весомые аргументы об инсоляции и видах - каждое окно развернуто так, что из всех номеров видно горы, проект рванул на космическую высоту.
Манифест скромности обусловлен поперечными ребрами жесткости, которые и по сей день никто не посмел нарушить - номера площадью от 11 до 17 кв. м. устарели конструктивно, но вид искупает практически все, как и богатая инфраструктура - кафе "Космос" было открыто всем ветрам, ресторан и банкетный зал, роскошные интерьеры и опять - люстра. А вот корона появилась случайно, из технических и эстетических нужд - надо было прикрыть шахту лифта. И она всех разозлила, хотя Ратушный настаивал на том, что это колосья пшеницы, ибо Казахская ССР была житницей с момента освоения целины.
Особенно интересна подборка кадров о том, как возводился символ технического прогресса. Увы, премий здание не получило, у высокого руководства был принцип обласкивать республики по очереди, но благодаря своей выдающейся форме остается чуть ли не главным образцом эпохи модернизма.
 Первый, он же последний образец алма-атинского хай-тека - это здание "Казахтелекома". Тогдашний Центральный телеграф и телефонная станция. Прозванный в народе "авоськой" телеграф куда более приземлен, чем воздушный и запутанный Помпиду, куда более груб чем лондонский банк схожего дизайна, а сбой сетки обусловлен разной высотой потолков.

Сейсмопояс вынесен за пределы здания, что обуславливалось чистой экономией и прагматикой. К тому же, этот случай, когда хай-тек чисто функционален - нагрузка на телеграф была велика, а АТС обслуживала 25 000 номеров. Здание не просто решило все задачи, но и стало преемником другого великолепного шедевра - первого Дома связи 1934 года, редкого памятника конструктивизма, сегодня отданного под Главпочтамт.
А вот здание уже совсем другое. Одно из самых внушительных, нежно прикрывшее старое сооружение того же функционала в 70-е годы. Изначально, как оказалось, проект был куда более масштабным - "офицеры и певички - классика!" пошутил один из авторов проекта, Ералиев. Да, это дом офицеров, ставший логическим продолжением площади с вечным огнем и монументом с героями-Панфиловцами. Это истинно маскулинная внушительная архитектура, отсылающая к теме военной и играющая именно с такой эстетикой. Фойе точно так же внушительны и напоминают подбрюшье танка, то ли опрокинутую подводную лодку и содержатся в образцовом порядке и по сей день.
Теперь на макетах видно, что этот изогнутый объем по сути, гигантская театральная декорация, которая получила бы логическое продолжение, будь сам театр или концертный зал построен отдельным объемом, выходящим на улицу Октябрьскую. Да она и стала таковой во время торжественных мероприятий по случаю Дня победы.
Пожалуй, это одно из самых хорошо сохранившихся зданий, хоть и 70% площадей внутри сдаются. Под аркой направо был расположен TexaKaBank, в тучные года отлично наловивший рыбешки в мутной воде. Сегодня с удивлением нашла там вывеску "Рек-Тайм". Честно думала, что газета почила в бозе.
Ад для топографического кретина - Дворец Пионеров и Школьников. Он же - образец уникальной архитектурной типологии, неприменимой нигде, кроме соцлагеря. Посмотрите на проекты ниже - все ведь могло быть и хуже, и кто знает, сколько призраков заблудившихся в лабиринте навеки пионеров преследовали бы сегодняшних посетителей дворца.
В нем усматривали и улитку, и галактику, и какие-то уж совсем спиритуальные символы, но на деле проект Музея космоса, с напоминающим Московский планетарий куполом, кажется, некуда было пристроить и так проект мутировал в постмодернизм, обзаведясь ордером, аттиком и пилястрами. Купол одевается все в тот же анодированный алюминий, семитонная люстра в зрительном зале отъедает внимание от происходящего на сцене, а уж коридоры и вовсе не поддаются описанию. Все здесь - как у взрослых - и лепнина, и двери с тяжелыми ручками, и мрамор, и деревянные полы. Под одним из куполов располагалась студия ИЗО. Дворец в конце девяностых не топили, световая шахта была затянута полиэтиленом, хлопающим на ветру. Романтики превращения юных творцов в художников не получалось. Как не получилось ее из вечных ценностей и забронзовевших идеалов социалистической эпохи - отпало наносное, вычурное и тщательное, оставив суть, но упростив цвета, формы и понятия - как на кадре ниже.
Пример неудачной архитектуры уже позднего СССР, выстроенный в районе Тастак, который задумывали превратить в благоустроенный район еще тогда. Перспективы были радужные, но светлого благоустроенного будущего не случилось ни тогда, ни сейчас. Намеренно мрачная фотография, подчеркивающая монументальность трилистников, венчающих историю монолитного домостроения Алма-Аты, вполне могла бы изображать и бесперспективную застройку околопарижских гетто. И хорошо, что выросли другие, правда не менее уродливые жилые комплексы на территории, предназначавшейся "Аулу". И этот ЖК преобразился благодаря вездесущему остеклению круглых квадратных метров, приблизивших жильцов еще теснее друг к другу, как и во многих других районах, где балкон часто смотрит в балкон вопреки многим километрам свободной территории, раскинувшимся от гор до моря. В этой скученности - один из самых больших парадоксов градостроения. Самая малозаселенная страна СНГ строит вот такие трилистники, продолжая эту же традицию в бюджетном Алгабасе.
Зеленый театр Алма-Аты - сооружение тоже уникальное, изменившее традиционную форму на треугольную благодаря оригинальному взгляду автора на ландшафт - естественная впадина за озером в парке стала прибежищем даже для "Азии дауысы", а сегодня, будучи реконструированной, и для других мероприятий. Доминанта металлических конструкций одновременно и защищает сцену, и служит для установки сценического оборудования и в этом оригинальная задумка и находка автора.
Карниз с удивительными "сталактитами" на фасаде аппаратно-студийного комплекса телевидения должен был быть изначально сложнее, как и сам фасад. Восточный ларец, расположившийся на переходе улицы Мира в улицу Тимирязева, тогда единственный, доминировавший над ландшафтом, был бы топазовым, но материалы Коржемпо, автор проекта, выбирать не мог, так что архитектуру упростили, оставив от колорита элементы исламского зодчества. Однако и так он изрядно впечатляет, символизируя ни много ни мало - а вход в небо через очищение - фонтаны, расположенные по обе стороны от мостика, напоминают каналы, проложенные через традиционные же сады.
Где люди могут быть более равны, чем в бане? Еще один замысел, воплощенный в жизнь Кунаевым, официально оправданный нехваткой помывочных мест, а подковерно - конкуренцией между Алма-Атой и Ташкентом. Конкуренция между столицами поощрялась, а Алма-Ата всегда соревнование проигрывала, судя по тому, что даже не упоминалась в прогнозе погоды. Так что когда в 1977 году в Ташкенте создали шикарный банный комплекс, Кунаев переплюнул проект, заложив 17 миллионов рублей на возведение "Арасана". Эта мини-крепость была основана на изучении всего мирового опыта строительства бань. И купола здесь не просто отсылка к национальным мотивам, но и практическая необходимость, способствующая стеканию конденсата с потолка бань - то же решение можно увидеть в банях серных в Тбилиси.
Здесь, как и в традиционной азиатской архитектуре и в метро - вся красота внутри. Снаружи - голая пластика. Панно, арки, витраж, люстры - это настоящая концентрация гедонизма, почти Древний Рим, а местами - и совсем Рим, со всеми сопутствующими оргиями, гетерами и пирами. За этим - в частные номера. 
 Вот и все экспонаты, выставленные в "Целинном". В книге их гораздо больше, а некоторые - совершенно неожиданные, неприметные на первый взгляд. Но все это вместе - заставляет смотреть на город по-новому, заново открывать его и присматриваться, выискивая заповедные места постмодернизма в отполированной по-новому старой Алма-Ате.
Само открытие тоже было прекрасным, как говорят. Тех архитекторов, что еще живы - пригласили на выставку, а уж как те были благодарны, что их труды не забыты и стали объектом монументального исследования, вылившегося не только в выставку, но и в ролики, интервью и, конечно, антологию советской алма-атинской архитектуры. Которую, еще раз говорю, ищите и покупайте.
Вот и все на сегодня) оставайтесь на связи! 

Комментарии

Популярные сообщения